Обобщающее занятие по теме "Многочлены от одной переменной"

Разделы: Математика


“Люди, незнакомые с алгеброй,
не могут представить себе тех
удивительных вещей, которых
можно достигнуть при помощи
названной науки”
Г. Лейбниц

Цели урока:

1.Обучающая – показать использование теории многочленов в решении алгебраических задач;

2.Развивающая – развивать умения самостоятельного решения типовых задач, связанных с преобразованием многочленов;

3.Воспитывающая – воспитывать чувство ответственности, желание расширить и углубить знания, полученные на уроке.

План урока:

1.Краткие исторические сведения.

2.Решение типовых задач по теме.

3.Найдите ошибку!

4.Устно!

5.Знаете ли вы теорию?

6.Умеете ли пользоваться теоремой Виета?

7.За страницами Вашего учебника.

8.Математическая игра.

9.Подведение итогов.

Содержание урока:

1.Немного истории.

В начале урока с краткими историческими сведениями из истории многочленов с одним переменным выступает один ученик.

О норвежском математике Н.Абеле, строго доказавшем невозможность решения в радикалах уравнений пятой и высших степеней рассказывает другой ученик.

Понятие многочлена от одной переменной возникло в связи с задачей решения алгебраических уравнений от одной переменной, которой занимались уже в глубокой древности. Современная же математика изучает и использует в общем случае многочлены от одной переменной, у которых коэффициенты а01,…,аn являются объектами произвольной природы, а не только числами. Теория симметрических многочленов начала развиваться в связи с доказанными Ф.Виетом формулами, выражающими коэффициенты многочлена, как симметрические функции его корней.

2.Типовые задачи.

Класс состоит из двух подгрупп: “Бином” и “Полином”.

От каждой подгруппы к доске приглашаются по 2 ученика для решения типовых задач по теме “Многочлены” (Приложение №4, “Бином” №1 и №4, “Полином” №2 и №3 ).

3.Найдите ошибку!

Пока вызванные учащиеся решают задачи на доске, за отдельно стоящие парты выходят ещё по одному учащемуся от подгруппы, они отвечают на вопросы (Приложение №1).

На эти же вопросы (Приложение №1) письменно отвечает каждая подгруппа. Баллы “+”(верно) суммируются и подводится итог.

После этого рассматривается решение типовых задач, оформленных на доске, учащиеся проверяют решение, делают замечания или задают вопросы, оценивают ответы подгрупп- соперники.

4.Устно!

Ответить на вопросы (Приложение №3).За каждый верный ответ подгруппа получает один балл.

5.Знаете ли вы теорию?

По 2 учащихся от каждой подгруппы готовят ответы на теоретические вопросы, вынесенные на зачёт (Приложение №2).

В это время по 2 ученика от каждой подгруппы устно отвечают на 5 вопросов теоретического материала темы “Многочлены” (Приложение №5). Номер вопроса ученик выбирает сам с помощью бочонков лото.

Ответы по теории заслушиваются после выполнения заданий №5-6,оценивает ответы учитель.

6.Умеете ли вы пользоваться теоремой Виета?

Не решая уравнения

х2 + 13х + 45 = 0

найдите сумму квадратов его корней.

Решение.

Теорему Виета применять нельзя, т.к. дискриминант рассматриваемого квадратного трёхчлена отрицателен. Корни уравнения не существуют, и найти сумму квадратов его корней нельзя.

7.За страницами Вашего учебника.

Рассказать о математиках, имена которых связаны с теорией многочленов:

1.Этьен Безу(1730-1783)

Французский математик, член Парижской Академии. Его работы посвящены исследованию свойств систем алгебраических уравнений высших степеней и исключению неизвестных в таких системах. Мы рассматривали теорему Безу о делении многочлена на линейный двучлен.

2. Уильям Джордж Горнер (1786-1837)

Английский математик. Основные труды по теории алгебраических уравнений. С его именем связана схема деления многочлена на двучлен х-? (схема Горнера).Схема была предложена Горнером в 1819г.

8.Математическая игра.

Приложение №6.

9.Подведение итогов.

Суммируются все баллы, набранные подгруппами по всем заданиям. Награждение группы-победителя.

10. Домашнее задание.

    1. Доказать, что выражение
    2. (х+1)(х+2)(х+3)(х+4) + 1 является квадратом трёхчлена.

      Ответ: (х2 + 5х + 5)2

    3. Многочлен Р(х) при делении на х-2 даёт остаток 5, а при делении на х-3 остаток
    4. равен 7. Найдите остаток от деления Р (х) на х2 - 5х + 6.

      Ответ: 2х+1

    5. Подготовиться к контрольной работе.