Урок алгебры в 8-м классе по теме "Метод подстановки"

Разделы: Математика


 Цели урока:

 Образовательная: формирование навыков решения дробно-рациональных уравнений методом подстановки.

 Развивающая: развитие памяти, любознательности, познавательного интереса учащихся, умения преодолевать трудности при решении задач.

 Воспитательная: воспитание аккуратности, наблюдательности, настойчивости в учёбе, умения видеть красивое и удивительное вокруг нас.

 Оборудование:

1) таблицы «Этапы решения уравнения»; «Схема решения биквадратного уравнения»;
2) плакат со словами В. Гюго о математике и поэзии: «Дух человеческий открывается тремя ключами: это – число, буква, нота»;
3) карточки с заданием для самостоятельной работы;
4) карточки для блиц-опроса;
5) ключи из картона, на которых написаны методы решения дробно-рациональных уравнений.

Ход урока

I. Ознакомление с темой урока, постановка цели.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с техникой решения дробных рациональных уравнений. Какие методы решения дробных рациональных уравнений вам известны?

- Итак, ребята, в наших руках теперь есть «связка ключей» к решению уравнений, содержащих переменную в знаменателе [1].

Ключ 1. Условие равенства дроби нулю.

Ключ 2. Условие равенства двух дробей с одинаковыми знаменателями.

Ключ 3. Критерий равенства двух дробей или основное свойство пропорции.

Ключ 4. Свойство равенства.

- У кого любимый «ключ» 1, 2, 3, 4?

А кто применяет разные «ключи» в зависимости от ситуации?

II. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. Дома необходимо было решить уравнение, используя все названные методы. Ответ: х=0.

- Прежде, чем расстаться с данным уравнением, хочу обратить внимание на одну его особенность. При любом способе решения вы переходили от дробного уравнения к целому уравнению . Как вы считаете, равносильны ли данные уравнения? (Нет!)

- Почему? (Корни целого уравнения х=0 и х=2. Но х=2 не является корнем дробного уравнения).

- То есть, дробные уравнения надо решать с осторожностью.

III. Изучение нового материала.

- Рассмотрим уравнение

Напомню, что, как и решение любой задачи, решение уравнения состоит из ряда этапов.

Этапы решения уравнения.

  1. Анализ уравнения.
  2. Составление плана решения.
  3. Реализация этого плана.
  4. Проверка решения.
  5. Анализ метода решения и систематизация опыта.

- Итак, проанализируем уравнение. Прежде всего, отвечаем на вопрос, встречались ли мы с уравнениями такого вида ранее? (Да! Встречались! Это дробное рациональное уравнение).

- Известны ли методы решения дробно-рациональных уравнений? (Да! Известны! У нас есть связка ключей).

- Какой ключ надо использовать?

- Вывод! Если перебрать все ключи к решению дробно-рациональных уравнений, то окажется, что все они приведут к достаточно громоздкому целому уравнению. В нём будут слагаемые, содержащие от первой до четвёртой степени х! Такие громоздкие уравнения мы пока не решали. Можно попытаться всё-таки найти решение этого «тяжёлого» уравнения, а можно вернуться к исходному уравнению и ещё раз проанализировать его.

Попытайтесь выделить некоторые элементы уравнения, установить общие свойства у этих элементов, т. е. найти ещё один «ключ» к решению дробно-рациональных уравнений.

- Верно! Числители и знаменатели содержат выражение . Чтобы сделать структуру уравнения более обозримой, заменим выражение одной буквой, например, буквой t.

- Говорят, что произведена замена переменной.

Как вы считаете, целесообразна ли такая замена? Удастся ли решить новое уравнение? Удастся ли найти х по t? Попробуйте решить это уравнение (желающий ученик работает у доски).

Решение:

или

Вернёмся к исходной переменной.

Корней нет.

Ответ: х=0; -2.

- Итак, мы решили уравнение методом замены переменной. В нашей связке появился ещё один «ключ». При этом мы действовали так:

  1. Выделили выражение в уравнении и обозначили его буквой t.
  2. Выполнили подстановку, получив при этом более простое уравнение относительно t.
  3. Нашли корни нового уравнения.
  4. Вернулись к «старой» переменной и получили два уравнения, решив которые нашли корни исходного уравнения.

- Нет ли других замен переменных, позволяющих решить данное уравнение? (Есть).

IV. Домашнее задание:

1) решить уравнение, используя метод подстановки:

Решить уравнение с помощью той подстановки, которая вам представляется более рациональной.

2) А можете ли вы подобрать замену в решении такого уравнения?

V. «Пора отвлечься!»

(решение нестандартной задачи «Замок с секретом» объясняет заранее подготовленный ученик).

Замок с секретом.

В одном учреждении обнаружен был несгораемый шкаф, сохранившийся с дореволюционных лет. Отыскивался и ключ к нему, но чтобы им воспользоваться, нужно было знать секрет замка; дверь шкафа открывалась лишь тогда, когда имевшиеся на двери 5 кружков с алфавитом на их ободах (36 букв) устанавливались на определённое слово. Так как никто этого слова не знал, то, чтобы не взламывать шкафа, решено было перепробовать все комбинации букв в кружках. На составление одной комбинации требовалось 3 секунды времени. Можно ли надеться, что шкаф будет открыт в течении ближайших 10 рабочих дней?

Решение:

Подсчитаем, сколько всех буквенных комбинаций надо было перепробовать. Каждая из 36 букв первого кружка может сопоставляться с каждой из 36 букв второго кружка. Значит, двухбуквенных комбинаций возможно 36х36=36І.

К каждой из этих комбинаций можно присоединить любую букву из третьего кружка. Поэтому трёхбуквенных комбинаций возможно 36Іх36=36і. Таким же образом определяем, что четырёхбуквенных комбинаций может быть 36іх36 , а пятибуквенных 36іх36І. , или 60466176, чтобы составить эти 60.000.000 с лишним комбинаций, потребовалось бы времени, считая по 3 секунды на каждую, 3х60.466.176=181.398.328 секунд. Это составляет более 50.000 часов, или почти 6.300 восьмичасовых рабочих дней–более 20 лет.

Значит, шансов на то, что шкаф будет открыт в течение ближайших 10 рабочих дней, имеется 10 на 6.300, или 1 из 630. Эта очень малая вероятность.

VI. Обобщение нового материала.

- Ребята! Мы рассмотрели, как применяется метод замены переменной на примере решения конкретного уравнения.

В математике существуют целые классы уравнений, которые можно решать с помощью данного метода [2].

Например: биквадратные уравнения.

При анализе выделяются 2 элемента и . Связь между ними проста: . Поэтому напрашивается замена .

Уравнение после замены принимает вид .

Изобразим схематично этапы решения такого уравнения

Можно ли решить уравнение , применяя подстановку ?

VII. Закрепление!

Самостоятельная работа на карточках с заданием.

VIII. Итоги урока.

Блиц-опрос. Ученики по очереди подходят к столу учителя, берут карточку и отвечают на вопрос.

Вопросы:

  1. Что на уроке было главным?
  2. Чему на уроке Вы сегодня научились?
  3. Что нового Вы узнали сегодня?
  4. Вставьте пропущенное слово: «Силу уму придают …, а не покой.
  5. Какое уравнение называют квадратным?
  6. Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?
  7. Сформулируйте правило умножения дробей.
  8. Какое уравнение называют приведённым квадратным уравнением?
  9. Какое уравнение называют целым?
  10. Какое уравнение называют дробным?
  11. Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
  12. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  13. Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением?
  14. Какие уравнения называют равносильными?
  15. Дайте определение арифметического квадратного корня.
  16. Как сложить дроби с разными знаменателями?
  17. Как разделить дробь на дробь?
  18. Какова область определения функции y= x2?
  19. Что такое уравнение?
  20. Что такое корень уравнения?
  21. Что значит решить уравнение?
  22. Какое уравнение называется линейным?
  23. Какое уравнение называется биквадратным?
  24. Основное свойство пропорции?
  25. Свойства равенства?
  26. Условие равенства нулю дроби?
  27. Условие равенства дробей с одинаковыми знаменателями?
  28. Понравился ли Вам урок?
  29. Сколько букв в фамилии математика, автора теоремы о сумме произведений корней квадратного уравнения?

IX. Заключительное слово учителя.

Спасибо за урок! Желаю, чтобы связка «ключей» пополнялась по мере изучения математики! Как сказал В. Гюго, «дух человеческий открывается тремя ключами: это – число, буква, нота».

Литература:

  1. Алгебраические дроби/ Э.Г. Гельфман, Л.М. Алфутова, М.С. Бухтяк и др. – Томск: Изд-во Томского университета, 2000. – 240 с.
  2. Квадратные уравнения/ Э.Г. Гельфман, Ю.Ю. Вольфенгаут, И.Э. Гриншпон и др. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 248 с.
  3. Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра, 8 кл. – М.: Просвещение, 2001-2004.