Цели урока:
Образовательная: формирование навыков решения дробно-рациональных уравнений методом подстановки.
Развивающая: развитие памяти, любознательности, познавательного интереса учащихся, умения преодолевать трудности при решении задач.
Воспитательная: воспитание аккуратности, наблюдательности, настойчивости в учёбе, умения видеть красивое и удивительное вокруг нас.
Оборудование:
1) таблицы «Этапы решения уравнения»; «Схема решения биквадратного уравнения»;
2) плакат со словами В. Гюго о математике и поэзии: «Дух человеческий открывается тремя ключами: это – число, буква, нота»;
3) карточки с заданием для самостоятельной работы;
4) карточки для блиц-опроса;
5) ключи из картона, на которых написаны методы решения дробно-рациональных уравнений.
Ход урока
I. Ознакомление с темой урока, постановка цели.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с техникой решения дробных рациональных уравнений. Какие методы решения дробных рациональных уравнений вам известны?
- Итак, ребята, в наших руках теперь есть «связка ключей» к решению уравнений, содержащих переменную в знаменателе [1].
Ключ 1. Условие равенства дроби нулю.
Ключ 2. Условие равенства двух дробей с одинаковыми знаменателями.
Ключ 3. Критерий равенства двух дробей или основное свойство пропорции.
Ключ 4. Свойство равенства.
- У кого любимый «ключ» 1, 2, 3, 4?
А кто применяет разные «ключи» в зависимости от ситуации?
II. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Дома необходимо было решить уравнение, используя все названные методы. Ответ: х=0.
- Прежде, чем расстаться с данным уравнением, хочу обратить внимание на одну его особенность. При любом способе решения вы переходили от дробного уравнения к целому уравнению . Как вы считаете, равносильны ли данные уравнения? (Нет!)
- Почему? (Корни целого уравнения х=0 и х=2. Но х=2 не является корнем дробного уравнения).
- То есть, дробные уравнения надо решать с осторожностью.
III. Изучение нового материала.
- Рассмотрим уравнение
Напомню, что, как и решение любой задачи, решение уравнения состоит из ряда этапов.
Этапы решения уравнения.
- Анализ уравнения.
- Составление плана решения.
- Реализация этого плана.
- Проверка решения.
- Анализ метода решения и систематизация опыта.
- Итак, проанализируем уравнение. Прежде всего, отвечаем на вопрос, встречались ли мы с уравнениями такого вида ранее? (Да! Встречались! Это дробное рациональное уравнение).
- Известны ли методы решения дробно-рациональных уравнений? (Да! Известны! У нас есть связка ключей).
- Какой ключ надо использовать?
- Вывод! Если перебрать все ключи к решению дробно-рациональных уравнений, то окажется, что все они приведут к достаточно громоздкому целому уравнению. В нём будут слагаемые, содержащие от первой до четвёртой степени х! Такие громоздкие уравнения мы пока не решали. Можно попытаться всё-таки найти решение этого «тяжёлого» уравнения, а можно вернуться к исходному уравнению и ещё раз проанализировать его.
Попытайтесь выделить некоторые элементы уравнения, установить общие свойства у этих элементов, т. е. найти ещё один «ключ» к решению дробно-рациональных уравнений.
- Верно! Числители и знаменатели содержат выражение . Чтобы сделать структуру уравнения более обозримой, заменим выражение одной буквой, например, буквой t.
- Говорят, что произведена замена переменной.
Как вы считаете, целесообразна ли такая замена? Удастся ли решить новое уравнение? Удастся ли найти х по t? Попробуйте решить это уравнение (желающий ученик работает у доски).
Решение:
или
Вернёмся к исходной переменной.
Корней нет. |
Ответ: х=0; -2.
- Итак, мы решили уравнение методом замены переменной. В нашей связке появился ещё один «ключ». При этом мы действовали так:
- Выделили выражение в уравнении и обозначили его буквой t.
- Выполнили подстановку, получив при этом более простое уравнение относительно t.
- Нашли корни нового уравнения.
- Вернулись к «старой» переменной и получили два уравнения, решив которые нашли корни исходного уравнения.
- Нет ли других замен переменных, позволяющих решить данное уравнение? (Есть).
IV. Домашнее задание:
1) решить уравнение, используя метод подстановки:
Решить уравнение с помощью той подстановки, которая вам представляется более рациональной.
2) А можете ли вы подобрать замену в решении такого уравнения?
V. «Пора отвлечься!»
(решение нестандартной задачи «Замок с секретом» объясняет заранее подготовленный ученик).
Замок с секретом.
В одном учреждении обнаружен был несгораемый шкаф, сохранившийся с дореволюционных лет. Отыскивался и ключ к нему, но чтобы им воспользоваться, нужно было знать секрет замка; дверь шкафа открывалась лишь тогда, когда имевшиеся на двери 5 кружков с алфавитом на их ободах (36 букв) устанавливались на определённое слово. Так как никто этого слова не знал, то, чтобы не взламывать шкафа, решено было перепробовать все комбинации букв в кружках. На составление одной комбинации требовалось 3 секунды времени. Можно ли надеться, что шкаф будет открыт в течении ближайших 10 рабочих дней?
Решение:
Подсчитаем, сколько всех буквенных комбинаций надо было перепробовать. Каждая из 36 букв первого кружка может сопоставляться с каждой из 36 букв второго кружка. Значит, двухбуквенных комбинаций возможно 36х36=36І.
К каждой из этих комбинаций можно присоединить любую букву из третьего кружка. Поэтому трёхбуквенных комбинаций возможно 36Іх36=36і. Таким же образом определяем, что четырёхбуквенных комбинаций может быть 36іх36 , а пятибуквенных 36іх36І. , или 60466176, чтобы составить эти 60.000.000 с лишним комбинаций, потребовалось бы времени, считая по 3 секунды на каждую, 3х60.466.176=181.398.328 секунд. Это составляет более 50.000 часов, или почти 6.300 восьмичасовых рабочих дней–более 20 лет.
Значит, шансов на то, что шкаф будет открыт в течение ближайших 10 рабочих дней, имеется 10 на 6.300, или 1 из 630. Эта очень малая вероятность.
VI. Обобщение нового материала.
- Ребята! Мы рассмотрели, как применяется метод замены переменной на примере решения конкретного уравнения.
В математике существуют целые классы уравнений, которые можно решать с помощью данного метода [2].
Например: биквадратные уравнения.
При анализе выделяются 2 элемента и . Связь между ними проста: . Поэтому напрашивается замена .
Уравнение после замены принимает вид .
Изобразим схематично этапы решения такого уравнения
Можно ли решить уравнение , применяя подстановку ?
VII. Закрепление!
Самостоятельная работа на карточках с заданием.
VIII. Итоги урока.
Блиц-опрос. Ученики по очереди подходят к столу учителя, берут карточку и отвечают на вопрос.
Вопросы:
- Что на уроке было главным?
- Чему на уроке Вы сегодня научились?
- Что нового Вы узнали сегодня?
- Вставьте пропущенное слово: «Силу уму придают …, а не покой.
- Какое уравнение называют квадратным?
- Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?
- Сформулируйте правило умножения дробей.
- Какое уравнение называют приведённым квадратным уравнением?
- Какое уравнение называют целым?
- Какое уравнение называют дробным?
- Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением?
- Какие уравнения называют равносильными?
- Дайте определение арифметического квадратного корня.
- Как сложить дроби с разными знаменателями?
- Как разделить дробь на дробь?
- Какова область определения функции y= x2?
- Что такое уравнение?
- Что такое корень уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Какое уравнение называется линейным?
- Какое уравнение называется биквадратным?
- Основное свойство пропорции?
- Свойства равенства?
- Условие равенства нулю дроби?
- Условие равенства дробей с одинаковыми знаменателями?
- Понравился ли Вам урок?
- Сколько букв в фамилии математика, автора теоремы о сумме произведений корней квадратного уравнения?
IX. Заключительное слово учителя.
Спасибо за урок! Желаю, чтобы связка «ключей» пополнялась по мере изучения математики! Как сказал В. Гюго, «дух человеческий открывается тремя ключами: это – число, буква, нота».
Литература:
- Алгебраические дроби/ Э.Г. Гельфман, Л.М. Алфутова, М.С. Бухтяк и др. – Томск: Изд-во Томского университета, 2000. – 240 с.
- Квадратные уравнения/ Э.Г. Гельфман, Ю.Ю. Вольфенгаут, И.Э. Гриншпон и др. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 248 с.
- Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра, 8 кл. – М.: Просвещение, 2001-2004.