Особенности исследовательской деятельности по математике

Разделы: Математика


Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей на уроке. Он развивает у детей стремление к учебе, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, формирует устойчивый интерес к предмету. Большое поле для творчества учителя и ученика дает исследовательская работа.

В каждом классе есть ученики, которые проявляют интерес к математике, которые склонны к самостоятельному изучению и анализу научной и научно-популярной литературы. Развивая у таких учеников творческое начало, формируя вкус к анализу, обобщению и систематизации научного знания, целесообразно вовлекать их в процесс написания реферата.

Тема реферата выбирается учеником из списка, предложенного учителем, или формулируется учеником самостоятельно, а затем согласовывается с учителем. Тема должна иметь общеобразовательное и развивающее значение, охватывать достаточно обширный объем материала, содержать изученные вопросы, но вместе с тем необходимо, чтобы ученик имел возможность для самостоятельного расширения и углубления знаний.

Рефераты по математике условно можно разделить на три типа:

1) классификационный, позволяющий его автору обобщить материал, изученный в разделах алгебры и геометрии в различное время («Теорема Пифагора, ее применение. Различные способы доказательства теоремы»; «Аналитические методы решения задач с параметрами»; «Методы решения уравнений выше II степени»; «Методы решения планиметрических задач»; «Методы решения тригонометрических неравенств» и т.д.);

2) познавательный, позволяющий автору изучить непрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса («Формула Пика»; «Фигурные числа»; «Автоподобные фигуры»; «Объемные головоломки»; «Геометрия древних пирамид» и т.д.);

3) исследовательский, основным содержанием которого является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно («Замечательные свойства треугольника»; «Тетраэдр как аналог треугольника в пространстве»; «Замечательные свойства натуральных чисел»; «Уникурсальные обходы»; «Топологические инварианты» и т.д.).

Практика работы с детьми показала, что большой интерес вызывают у учащихся темы, посвященные биографии, научным достижениям, практическому опыту великих математиков («Принцесса науки – С.В. Ковалевская»; «Достижения Пифагора»; «Л. Магницкий и его «Арифметика»; «Женщины-математики»; «Теорема Вариньона и её применение к решению задач» и т.д.).

Надо воспитывать в детях глубокое уважение к корифеям педагогической науки. Дети должны ценить и любить учебную книгу, они должны быть осведомлены, кто автор учебника, по которому они получают образование. Например, реферат «Моя жизнь была преисполнена счастья – А. Н. Колмогоров».

Интересен тот факт, что А. Н. Колмогоров – учитель профессора математики Вятского государственного университета, автора десятков книг по методике математики Евгения Степановича Канина – бывшего ученика средней школы №3 г. Архангельска (в настоящее время – МОУ «Общеобразовательная гимназия №3»). Е.С. Канин принадлежит к той славной когорте отечественных учёных – специалистов по методике математики, которые заявили о себе около 50 лет назад. Это была вторая волна советских методистов [3]. В МОУ «Общеобразовательная гимназия №3», в которой учился Е.С. Канин в 1934-1942 гг., существует музей её истории. В 2003 г. были созданы музейные площадки по предметам. Класс-музей по математике посвящён профессору Е.С. Канину. В кабинете оформлены стенды, проводятся экскурсии, заведующая кафедрой физики-математики Косарева Г.Н. и члены музейной группы поддерживают с Евгением Степановичем переписку. В 2006 г. в гимназии была учреждена премия семьи математиков Каниных. Премия вручается юноше-одиннадцатикласснику за высокий уровень общей культуры и образованности, отличные показатели в интеллектуальном развитии, особые достижения в исследовательской деятельности, транслирование здорового образа жизни.

Выявление и изучение хотя бы незначительной части литературы о жизни великих математиков, их достижениях, достижениях выпускников гимназии в области математики дает школьнику мощный импульс в его математическом образовании и развитии.

Руководство исследовательской деятельностью ученика – довольно сложная работа учителя. Она требует от него любви к этому делу, большого желания творить. Если принять во внимание исключительный интерес, с которым учащиеся занимаются исследованием, - то любой учитель, умело организуя работу, будет вознагражден ее результатами. Повысится математический уровень всех участников совместной деятельности. Сам реферат станет ценным с методической точки зрения пособием для учащихся, а учитель математики сможет использовать его в дальнейшем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Литература:

  1. А. Блинков, Д. Прокопенко. Защита реферата как форма проведения устного экзамена// Математика. – 1998. - №16.
  2. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по математике/ Г.В. Дорофеев, Л.О. Денищева, Г.М. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
  3. Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 8. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 360 с.