Развитие речи учащихся в системе учебно-воспитательной работы с классом

Разделы: Начальная школа


Развитие речи учащихся в системе учебно-воспитательной работы с классом.

Современная система образования огромное значение придает всестороннему развитию личности ребенка. Составной частью этой проблемы является развитие речи учащихся. Владение речью позволяет человеку реализовать свои способности и ощутить себя полноценный личностью.

Понятие “развитие речи” включает в себя работу над содержательным аспектом высказывания, обучение вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, построению предложений. Развивать речь – значит учить ребенка говорить грамматически правильно и хорошо поставленным голосом, строить тексты разных типов речи, свободно излагая свои мысли при общении, соблюдать речевую культуру.

Развитие речи – довольно емкий процесс, который должен присутствовать не только на уроках чтения и русского языка. Недостаточное владение речью негативно сказывается и на изучении других предметов. Скудность словарного запаса, непонимание значения отдельных слов приводят к неумению свободно высказывать свои мысли, к неспособности логически строить свою речь. Поэтому необходимым условием, базисом, для развития способности речевого самовыражения является обогащение словаря младших школьников.

Одним из способов обогащения его является знакомство с новыми словами на уроках русского языка. Задача учителя в данном случае – ввести лексическую единицу в активный словарный запас школьника. Для этого необходимо проводить комплексную работу по освоению нового слова, т.е. познакомиться с ним с точки зрения его семантики (яхта – лодка – корабль), сферы употребления (дворец, изба, дом, хата; колыбель – люлька – зыбка), подобрать к нему синонимы и антонимы (сверкать – сиять, салазки – санки; медленно – быстро). Сюда же можно добавить анализ морфологический структуры слова и словообразования (газосварщик, электростанция). Этот способ широко употребляется в педагогической практике. Но есть еще один способ знакомства с новыми словами, который вызывает особый интерес у учащихся и способствует быстрому запоминанию слова – это способ открытия исторически сложившихся и утерянных в наши дни семантических связей родственных слов. Так, на уроках русского языка дети сделали для себя интересные открытия: слова “лопух, лопоухий, лопасть” имеют один корень “лоп”, что означает широкий лист; слова “около, кольцо, колея, колесо, околыш” произошли от устаревшего слова “коло”, которое означало “круг”. Вместе с детьми мы узнали, что в старину “красивый” обозначалось не только словом “красный”, но и словом “лепый”. Отсюда стало понятно значение слов “великолепный”, “благолепие”, “нелепый”.

Работа над обогащением словаря учащихся включает задания следующих типов:

а) прилагательные в словосочетаниях замени синонимами:

  • крепкий торс, крепкий организм;
  • свежий ветер, свежая рубашка, свежая газета;
  • верный товарищ, верный ответ.

б) к родственным прилагательным подбери подходящие существительные:

  • земляной, землистый (работа, червь, цвет);
  • цветной, цветочный (телевизор, рассада, мультфильм, варенье);
  • дружный, дружеский (привет, класс, коллектив, работа).

в) переведи на новый лад устаревшие слова:

  • льзя, лепие, перст, бекрень, дребезги.

Словарный запас школьников пополняется и на уроках чтения, когда они встречаются с новыми словами в тексте произведения. Те из слов, значение которых ученики восприняли на слух (со слов учителя), не всегда остаются в памяти детей. В своей практике мы используем работу учащихся со словарем. Например, при изучении главы из исторического рассказа “Никита и Микитка” В.Г. Яна дети самостоятельно знакомятся со значением устаревших слов “лохань”, “сени”, “холоп”, “отрок”, “розги”. Полученная таким способом информация более прочно закрепляется в памяти учащихся.

Овладение новыми словами должно пройти через сознание школьника, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание. Только тогда слово надолго войдет в активный запас ребенка и будет востребовано им.

Словарный запас пополняется не только за счет освоения новых слов. Изучение разных оттенков значений уже известных слов, образных выражений, которые в большом количестве содержатся в поэтических произведениях, способствуют обогащению содержательной стороны речи учащегося.

Знакомство с поэтическим произведением начинаем нетрадиционно: учащиеся читают текст про себя (а не учитель), а затем высказывают свои мнения (порой разные и неверные) о настроении, но обязательно с подтверждением своих слов. Затем следует анализ образных выражений. Очень уместной здесь является работа по изменению языкового материала, т.е. лингвистический эксперимент: необходимо произвести синонимическую замену образного выражения обычным, более “прозаичным”, чтобы понять всю глубину данного выражения, понять его своеобразие. Например, при работе над стихотворением Н. Берендгофа “Осень” дети объясняли выражение “заплаканные окна” как “покрытые каплями дождя”. Но при обсуждении выяснили, что прилагательное “заплаканные” придает выражению оттенок тоски, уныния, что характерно для всего произведения. Учащиеся доказали также уместность выражения “равнодушно дождь стучится”. При сравнительном анализе отрывка из “Евгения Онегина” А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало” выяснили, что выражение с “печальным шумом обнажалась” лишено мрачного настроения стихотворения Н. Берендгофа. Дети верно определили разницу значений глаголов “блистало” “уж реже солнышко блистало”) и “блестело”. При определении общего настроения стихотворения Н. Берендгофа учащиеся активно подбирали ряд синонимов (тоска, печаль, грусть, уныние, скука, отчаяние).

Для большего проникновения учащихся в образ поэтического произведения, созданного автором, необходимо использовать репродукции картин известных художников, музыкальные произведения, близкие по тематике. На уроках такого типа детям предлагаются задания творческие. Так, на уроке, посвященном анализу стихотворений А.С. Пушкина и Н. Берендгофа, детям было предложено представить себе осенний лес, шуршание листвы под ногами, а дальше пофантазировать: что видят они в осеннем лесу (дать словесное описание).

Глубокий анализ поэтических текстов способствует развитию, у учащихся, образного мышления, побуждает к собственному творчеству. После работы над поэтическими произведениями русских классиков о зиме дети выполняли письменное творческое задание: написать сочинение о зиме, используя свои художественные образы и выражения. Вот отрывки из работ:… укрыла рукодельница белоснежным ковром землю, расшила его шелковыми нитями…; … сама зима – красавица: платье белое, нарядное, все расшито драгоценными камнями, волосы мягкие и пушистые, будто вьюга по земле стелются…; … вот взмахнула зима рукой – подул ветерок, и заплясали, закружились снежинки в хороводе…; Но, к сожалению, учащиеся не всегда умеют передать словами красоту природы. Для решения данной проблемы мы используем в нашей школе новый вид творческой работы – составление синквейнов, художественных пятистиший:

  1. Ключевое слово (существительное).
  2. Два прилагательных – определений.
  3. Характеристика действий ключевого слова (3 глагола).
  4. Предложение, которое раскрывает суть ключевого слова.
  5. Слово – метафора к ключевому слову.

Приведем некоторые примеры.

  1. Роза.
  2. Красивая, нежная.
  3. Цветет, радует, пахнет.
  4. Роза – прелестный цветок.
  5. Чудо!
  1. Воронеж.
  2. Большой, современный.
  3. Шумит, удивляет, радует.
  4. Я живу в этом городе.
  5. Родина.

Обогащение словарного запаса учащихся, работа над образностью их языка – необходимый материал для развития речи. Но не менее важно выработать у учащихся умение связно говорить, логически выстраивать свои мысли, соблюдая при этом нормы литературного языка. Этим занимаемся не только на уроках чтения, но и на часах развития, которые проводятся в нашей школе. Для развития устной связной речи детей используем следующие приемы: 1) заучивание отрывков художественных и научных текстов, которые могут служить образцом для построения устной речи; 2) подготовленные детьми сообщения на разные темы, но в объеме, доступном для пересказа; 3) ответ на вопрос учителя в форме мини-рассказа (не менее 4 предложений), построенного по определенному плану.

Чтобы добиться свободного владения текстом, т.е. чтобы ученик смог “оторвать” взгляд от учебника, вместе составляем план ответа, записываем его на доске или в тетради. Это помогает ребенку как-то систематизировать полученную из учебника информацию, “навести порядок” в собственных мыслях.

Показом форм работы над устной связной речью является урок по природоведению “Мой край – Воронежская область”. На нем чередовались подготовленные сообщения, носящие познавательный характер, и ответы – экспромты. Много интересной и полезной информации ребята узнали из сообщений о заповедниках нашей области, их создании и предназначении, об экологии нашего города и Воронежского водохранилища.

Значительно пополнился список мест древних стоянок на территории Воронежа и Воронежской области из подготовленных сообщений детей. Ответы – экспромты построены согласно установленным ранее требованиям (см. выше) с использованием специальной терминологии. Так, например, при ответе на вопрос о главной реке области ученик у доски сообщал сведения о главной реке области, показывал по карте направление ее течения и притоки. Географическое положение области ученики определяли с разных точек зрения: в какой части России находится, в каком тепловом поясе, природной зоне, характеризовали форму земной поверхности.

Урок показал, что свободное владение связной речью вызывает в детях желание говорить, повышает познавательную активность: ученики сами добывали материал из дополнительных источников, чтобы поделиться интересными сообщениями со своими одноклассниками о Воронежском водохранилище, Графском заповеднике, расположенном на территории области, о древних стоянках первобытных людей (с.Костенки).

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что работа по развитию речи пробуждает интерес детей к слову и способствует реализации потенциала речевых возможностей ребенка. От того, на сколько правильно будет построена работа по решению этой проблемы, зависят успехи ребенка в процессе всего обучения, в его дальнейшей жизни и деятельности. Поэтому необходимо постоянно искать пути и методы реализации потенциала речевых возможностей ребенка.