Урок математики. Развивающая программа Л.В. Занкова во 2-м классе по теме "Работа с задачей. Сокращение текста задачи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные: Познакомить детей с понятием “Избыточные данные в задаче”. Подготовка к введению краткой записи. Актуализировать знания детей о признаках задачи. Учить анализировать математические тексты с точки зрения соответствия задаче; Продолжить формирование вычислительных навыков;
  • Развивающие: Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
  • Воспитательные: Формировать умения кратко и доказательно высказываться, слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения в корректной форме, уметь выслушать и если надо, принять мнение оппонента.

Оборудование: Фланелеграф, магнитофон.

Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика 2 класс,1999.

Бененсон Е.П. Двузначные числа. Тетрадь загадочных раскрасок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дид. Задача: Настроить детей на работу. Создать положительный микроклимат.

Введение в урок:

У.Добрый день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов своему товарищу.

У. Ребята, сегодня мы с вами проведём урок-встречу с нашими любимыми героями из сказок. Какие типы сказок вы знаете?

Д. - Волшебные

Я: - Бытовые.

Е. - О животных.

А. А ещё есть авторские сказки, это те, которые написал писатель – сказочник!

У. Какие вы у меня молодцы! Давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся.

2. Вид работы: Работа с тетрадью загадочных раскрасок “Сложение и вычитание. Табличное умножение и деление”. (Авт. Е.П.Бененсон, 2002 г.)

Дид.Задача: Формирование навыков устного счёта.

У. Откройте наши загадочные тетради на странице 11. что вы можете сказать об этом числе?

К.: Оно двузначное.

К.: Это число нечётное.

Д.: Это число состоит из десятков и единиц, а если быть точнее, из одного десятка и одной единицы. О! Количество десятков и единиц совпадает!

Н.: Если из этого числа составить пример, то получится одинаковое число слагаемых.

(В этом месте рекомендую остановить размышления детей, с целью взаимосвязи с заданием).

У.: Прочитайте задание и скажите, что вы заметили.

Я.: Я заметил, что слова “одинаковые слагаемые” выделены жирным шрифтом.

В.: Автор, вероятно, не случайно поместил это задание на такой странице.

Н.: А я заметил ошибку у автора, мы должны найти значение суммы двух одинаковых слагаемых!

К. А я ещё заметила, что задание находится на одиннадцатой странице, где числа совпадают и под одиннадцатым номером!

У.: Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на рисунок и скажите, если ли ещё числа похожие по составу на 11?

Я.: 22,33.

К.: Я заметила закономерность - эти числа увеличиваются на один десяток и на одну единицу.

У.: Продолжите закономерность. (44, 55, 66, 77,88, 99.)

(Так как времени на уроке немного, предлагаю раскрасить только героев, а остальное оставить на дом.)

3. Изучение нового материала.

У.: Каких же героев мы увидели?

Д.: Колобок и лисица.

У.: Все вспомнили эту сказку? Давайте посчитаем, сколько было героев в этой сказке?

С.: В этой сказке было 5 героев.

К.: А я не согласна с Сашей. Он забыл ещё деда и бабу, поэтому героев было 7.

У.: К какому типу мы её отнесём?

А.: Я думаю, что эта сказка о животных.

В.: Я не согласен с Аней, дед и бабка не животные!

К.: Это смешанная сказка! Бытовая и о животных.

Вид работы: Составление задачи детьми.

У.: А теперь давайте попробуем тоже сочинить сказку. Но это будет не простая сказка, а сказка-задача. (героев оставляем)

Дети предлагают свои варианты задач. В основном, все задачи похожи на сказки, соответственно в них есть избыточные данные.

У.: Какие вы замечательные сказочники!

Вид работы: Работа по учебнику.

У.: Я предлагаю прочитать вам ещё один текст в учебнике на стр. 124.

Подумайте, это задача?

Н.: Вообще-то похож на сказку!

Д.: Мне кажется, что это задача.

Е.: Конечно, он является задачей. У меня есть доказательства:

В этом тексте есть условие, только очень длинное и есть вопрос.

К.: Я хотела бы дополнить ответ Егора. В этом тексте есть важный признак задачи – в ней не указано, каким действием её нужно решать.

С.: А ещё в задаче есть данные и искомое. В этом тексте есть и то, и другое. Значит это задача.

О.: Я согласен с ребятами, но хотел бы дополнить их доказательства. В задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу. В этом тексте мы видим соответствие.

Я считаю, что этот текст-задача, так как:

  1. есть условие и вопрос.
  2. есть данные и искомое.
  3. не указано, каким действием решать.
  4. есть соответствие между условием и вопросом.

К.: Странная какая – то задача, долгая!

У.: Как вы думаете, ваши задачи были интереснее, короче?

Д.: Нет, мы говорили очень долго, я даже заскучал и устал.

У.: Хорошо, раз вы устали, давайте отдохнём!

Психодинамические медитации.

Этот вид медитации связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности и получением позитивного двигательного опыта. А так же этот вид медитаций направлен на общую энергетизацию тела.

“Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, медведя, лису. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко”.

Время перевоплощения 3 минуты. Для занятия необходима подвижная музыка.

Дети хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это упражнение хорошо “разряжает” детей, дает им возможность снять эмоциональное интеллектуальное и телесное напряжение. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, т.к. изображая животных, дети тренируют различные группы мышц. Если в классе много гиперактивных детей – этот прием поможет “разрядить” их. ()

У.: Очень хорошо! Продолжим!

У.: Итак, вы заметили, что задача очень долгая?

К.: Я заметила, что много лишнего! Нам совсем не важно, в каком лесу они собирали грибы и как собирали.

В.: Я согласен с Катей, если все задачи будут такими долгими, то за урок мы сможем решить лишь одну задачу.

У.: Как вы думаете, можно ли сократить задачу?

Е.: Конечно, вычеркнуть всё лишнее, оставить основное.

У.: Спасибо, Егор! Каждый сейчас вычеркнет в своём тексте всё “лишнее” и оставит лишь то, что посчитает необходимым.

Вид работы: Самостоятельная работа в учебнике.

У.: Ну как? Получилось? Владик, прочитай свой вариант.

В.: “Смотри, папа, у меня в корзинке 4 больших боровика, 6 средних, а маленьких боровичков – детишек на 3 больше, чем больших и средних вместе. Отгадай, сколько я собрала боровиков?”

А.: Я хочу поправить Влада. Я считаю, что и в его варианте много “лишних” слов. И вообще, как – то неправильно начинается задача. У меня другой вариант. “У Маши в корзине грибы – боровики. 4 больших, 6 средних, а маленьких на 3 больше, чем больших и средних вместе. Сколько грибов в корзине у Маши?”

У.: Какой вывод можно сделать?

Д.: Есть задачи в которых очень много лишних слов. Мы можем эти задачи сократить.

К.: Задача не должна быть похожа на сказку!

У.: Спасибо! Задачи в которых много “лишних” слов называются – задачи с избыточными данными, надеюсь, вы поняли, почему именно такое название.

Вид работы: Работа по учебнику.

У.:Давайте прочитаем 3 задание.

Дети высказывают своё мнение.

У.: А теперь, будьте добры, вернитесь ко 2 заданию. Прочитайте последнее предложение.

Запишите каждый свою задачу.

С.: Татьяна Викторовна, а можно по- другому записать?

У.: Как по – другому?

С.: Ну, короче?

У.: Ты считаешь, что можно ещё сократить?

С.: Конечно!

Вид работы: Работа у доски.

У.: Света, не могла бы ты показать на доске?

У.: Дети, вы согласны с записью Светы? (незначительные высказывания о том, что не понятно о чём речь)

С.: Вы полностью текст прочитаете в книге, а зачем переписывать его в тетрадь?

У.: Согласна со Светой. А теперь прочитайте задание № 4. Вика, выполни это задание у доски. Настя, а ты – на фланеллеграфе. А остальные дети в своих тетрадях.

(предполагается, что ребёнок, стоящий у доски будет рисовать мелом, а ребенку у фланеллеграфа предложены картинки грибов). Вика, видя, что Настя выкладывает картинки грибов, заменяет свои рисунки грибов кружками.

Вика:

Настя:

У.: Спасибо, девочки. Итак, предложено 4 варианта записи задачи:

  1. Егор
  2. Света
  3. Вика
  4. Настя

Кроме того, у каждого в тетради, я думаю, есть свой вариант записи. Какой вывод вы можете сделать?

Н.: Я считаю, что мы сами можем выбрать, как записать задачу. Главное, чтобы нам было понятно.

А.: А я думаю, чтобы было удобно!

У.: Всё верно! Вы имеете право выбрать любой способ, главное – этот способ должен нравиться и должен быть понятен!

У.: А теперь решите задачу.

Вид работы: Самостоятельная работа в тетрадях, затем следует проверка.

Е.: (4+6)+3=13 (г.)

Я.: А я решил в два действия:

4+6=10(г.) Б+С

10+3=13(г.) М

У.: Какие же вы у меня молодцы!

Подведение итогов урока

У.: Ребята, в дальнейшем мы продолжим нашу работу над задачами. А что вы сегодня открыли для себя нового? Чем поделитесь с родителями?

Н.: Я узнал о задачах с избыточными данными.

А.: А я поняла то, что не важно как я оформлю запись задачи, главное – чтобы было удобно и понятно.

Я.: Я хочу дополнить Аню. Неважно каким способом я решил задачу, главное – правильно!

Н.: А мне очень понравилось раскрывать тайны волшебной тетради!

У.: Мне хотелось бы завершить наш урок сказкой. Пусть каждый создаст своего сказочного героя, а потом мы посмотрим, какая получилась у нас сказка.

Выставка сказочных героев показала, что в основном преобладали цвета счастья, радости и удовольствия. С детьми, чьи чувства вызвали внимание учителя, ведётся индивидуальная беседа.

У.: Спасибо за урок! Вы были очень внимательными, дружно работали и помогали мне и друг другу.

Методика “Раскрась свои чувства”.

Данная методика разработана с привлечением материалов Бриды Элиот. Методика позволяет выявить чувства, которые испытывает ребенок, и места их локализации в теле. Кроме того, раскрашивая “человека”, ребенок может экстериорезировать, проявить подавляемые им чувства. Таким образом, ребенок представит Вам цветной портрет своих чувств.

Ведущий говорит ребенку: “Представь, что этот человек – тот сказочный герой. В которого ты хотел бы превратиться (или превратился). Этот герой, так же как и человек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства:

Радость – желтым

Счастьем – оранжевым

Удовольствие – зеленым

Грусть – голубым

Гнев, раздражение – ярко-красным

Чувство вины – коричневым

Страх – черным