Цели:
- Образовательные: Познакомить детей с понятием “Избыточные данные в задаче”. Подготовка к введению краткой записи. Актуализировать знания детей о признаках задачи. Учить анализировать математические тексты с точки зрения соответствия задаче; Продолжить формирование вычислительных навыков;
- Развивающие: Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
- Воспитательные: Формировать умения кратко и доказательно высказываться, слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения в корректной форме, уметь выслушать и если надо, принять мнение оппонента.
Оборудование: Фланелеграф, магнитофон.
Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика 2 класс,1999.
Бененсон Е.П. Двузначные числа. Тетрадь загадочных раскрасок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дид. Задача: Настроить детей на работу. Создать положительный микроклимат.
Введение в урок:
У.Добрый день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов своему товарищу.
У. Ребята, сегодня мы с вами проведём урок-встречу с нашими любимыми героями из сказок. Какие типы сказок вы знаете?
Д. - Волшебные
Я: - Бытовые.
Е. - О животных.
А. А ещё есть авторские сказки, это те, которые написал писатель – сказочник!
У. Какие вы у меня молодцы! Давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся.
2. Вид работы: Работа с тетрадью загадочных раскрасок “Сложение и вычитание. Табличное умножение и деление”. (Авт. Е.П.Бененсон, 2002 г.)
Дид.Задача: Формирование навыков устного счёта.
У. Откройте наши загадочные тетради на странице 11. что вы можете сказать об этом числе?
К.: Оно двузначное.
К.: Это число нечётное.
Д.: Это число состоит из десятков и единиц, а если быть точнее, из одного десятка и одной единицы. О! Количество десятков и единиц совпадает!
Н.: Если из этого числа составить пример, то получится одинаковое число слагаемых.
(В этом месте рекомендую остановить размышления детей, с целью взаимосвязи с заданием).
У.: Прочитайте задание и скажите, что вы заметили.
Я.: Я заметил, что слова “одинаковые слагаемые” выделены жирным шрифтом.
В.: Автор, вероятно, не случайно поместил это задание на такой странице.
Н.: А я заметил ошибку у автора, мы должны найти значение суммы двух одинаковых слагаемых!
К. А я ещё заметила, что задание находится на одиннадцатой странице, где числа совпадают и под одиннадцатым номером!
У.: Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на рисунок и скажите, если ли ещё числа похожие по составу на 11?
Я.: 22,33.
К.: Я заметила закономерность - эти числа увеличиваются на один десяток и на одну единицу.
У.: Продолжите закономерность. (44, 55, 66, 77,88, 99.)
(Так как времени на уроке немного, предлагаю раскрасить только героев, а остальное оставить на дом.)
3. Изучение нового материала.
У.: Каких же героев мы увидели?
Д.: Колобок и лисица.
У.: Все вспомнили эту сказку? Давайте посчитаем, сколько было героев в этой сказке?
С.: В этой сказке было 5 героев.
К.: А я не согласна с Сашей. Он забыл ещё деда и бабу, поэтому героев было 7.
У.: К какому типу мы её отнесём?
А.: Я думаю, что эта сказка о животных.
В.: Я не согласен с Аней, дед и бабка не животные!
К.: Это смешанная сказка! Бытовая и о животных.
Вид работы: Составление задачи детьми.
У.: А теперь давайте попробуем тоже сочинить сказку. Но это будет не простая сказка, а сказка-задача. (героев оставляем)
Дети предлагают свои варианты задач. В основном, все задачи похожи на сказки, соответственно в них есть избыточные данные.
У.: Какие вы замечательные сказочники!
Вид работы: Работа по учебнику.
У.: Я предлагаю прочитать вам ещё один текст в учебнике на стр. 124.
Подумайте, это задача?
Н.: Вообще-то похож на сказку!
Д.: Мне кажется, что это задача.
Е.: Конечно, он является задачей. У меня есть доказательства:
В этом тексте есть условие, только очень длинное и есть вопрос.
К.: Я хотела бы дополнить ответ Егора. В этом тексте есть важный признак задачи – в ней не указано, каким действием её нужно решать.
С.: А ещё в задаче есть данные и искомое. В этом тексте есть и то, и другое. Значит это задача.
О.: Я согласен с ребятами, но хотел бы дополнить их доказательства. В задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу. В этом тексте мы видим соответствие.
Я считаю, что этот текст-задача, так как:
- есть условие и вопрос.
- есть данные и искомое.
- не указано, каким действием решать.
- есть соответствие между условием и вопросом.
К.: Странная какая – то задача, долгая!
У.: Как вы думаете, ваши задачи были интереснее, короче?
Д.: Нет, мы говорили очень долго, я даже заскучал и устал.
У.: Хорошо, раз вы устали, давайте отдохнём!
Психодинамические медитации.
Этот вид медитации связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности и получением позитивного двигательного опыта. А так же этот вид медитаций направлен на общую энергетизацию тела.
“Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, медведя, лису. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко”.
Время перевоплощения 3 минуты. Для занятия необходима подвижная музыка.
Дети хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это упражнение хорошо “разряжает” детей, дает им возможность снять эмоциональное интеллектуальное и телесное напряжение. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, т.к. изображая животных, дети тренируют различные группы мышц. Если в классе много гиперактивных детей – этот прием поможет “разрядить” их. ()
У.: Очень хорошо! Продолжим!
У.: Итак, вы заметили, что задача очень долгая?
К.: Я заметила, что много лишнего! Нам совсем не важно, в каком лесу они собирали грибы и как собирали.
В.: Я согласен с Катей, если все задачи будут такими долгими, то за урок мы сможем решить лишь одну задачу.
У.: Как вы думаете, можно ли сократить задачу?
Е.: Конечно, вычеркнуть всё лишнее, оставить основное.
У.: Спасибо, Егор! Каждый сейчас вычеркнет в своём тексте всё “лишнее” и оставит лишь то, что посчитает необходимым.
Вид работы: Самостоятельная работа в учебнике.
У.: Ну как? Получилось? Владик, прочитай свой вариант.
В.: “Смотри, папа, у меня в корзинке 4 больших боровика, 6 средних, а маленьких боровичков – детишек на 3 больше, чем больших и средних вместе. Отгадай, сколько я собрала боровиков?”
А.: Я хочу поправить Влада. Я считаю, что и в его варианте много “лишних” слов. И вообще, как – то неправильно начинается задача. У меня другой вариант. “У Маши в корзине грибы – боровики. 4 больших, 6 средних, а маленьких на 3 больше, чем больших и средних вместе. Сколько грибов в корзине у Маши?”
У.: Какой вывод можно сделать?
Д.: Есть задачи в которых очень много лишних слов. Мы можем эти задачи сократить.
К.: Задача не должна быть похожа на сказку!
У.: Спасибо! Задачи в которых много “лишних” слов называются – задачи с избыточными данными, надеюсь, вы поняли, почему именно такое название.
Вид работы: Работа по учебнику.
У.:Давайте прочитаем 3 задание.
Дети высказывают своё мнение.
У.: А теперь, будьте добры, вернитесь ко 2 заданию. Прочитайте последнее предложение.
Запишите каждый свою задачу.
С.: Татьяна Викторовна, а можно по- другому записать?
У.: Как по – другому?
С.: Ну, короче?
У.: Ты считаешь, что можно ещё сократить?
С.: Конечно!
Вид работы: Работа у доски.
У.: Света, не могла бы ты показать на доске?
У.: Дети, вы согласны с записью Светы? (незначительные высказывания о том, что не понятно о чём речь)
С.: Вы полностью текст прочитаете в книге, а зачем переписывать его в тетрадь?
У.: Согласна со Светой. А теперь прочитайте задание № 4. Вика, выполни это задание у доски. Настя, а ты – на фланеллеграфе. А остальные дети в своих тетрадях.
(предполагается, что ребёнок, стоящий у доски будет рисовать мелом, а ребенку у фланеллеграфа предложены картинки грибов). Вика, видя, что Настя выкладывает картинки грибов, заменяет свои рисунки грибов кружками.
Вика:
Настя:
У.: Спасибо, девочки. Итак, предложено 4 варианта записи задачи:
- Егор
- Света
- Вика
- Настя
Кроме того, у каждого в тетради, я думаю, есть свой вариант записи. Какой вывод вы можете сделать?
Н.: Я считаю, что мы сами можем выбрать, как записать задачу. Главное, чтобы нам было понятно.
А.: А я думаю, чтобы было удобно!
У.: Всё верно! Вы имеете право выбрать любой способ, главное – этот способ должен нравиться и должен быть понятен!
У.: А теперь решите задачу.
Вид работы: Самостоятельная работа в тетрадях, затем следует проверка.
Е.: (4+6)+3=13 (г.)
Я.: А я решил в два действия:
4+6=10(г.) Б+С
10+3=13(г.) М
У.: Какие же вы у меня молодцы!
Подведение итогов урока
У.: Ребята, в дальнейшем мы продолжим нашу работу над задачами. А что вы сегодня открыли для себя нового? Чем поделитесь с родителями?
Н.: Я узнал о задачах с избыточными данными.
А.: А я поняла то, что не важно как я оформлю запись задачи, главное – чтобы было удобно и понятно.
Я.: Я хочу дополнить Аню. Неважно каким способом я решил задачу, главное – правильно!
Н.: А мне очень понравилось раскрывать тайны волшебной тетради!
У.: Мне хотелось бы завершить наш урок сказкой. Пусть каждый создаст своего сказочного героя, а потом мы посмотрим, какая получилась у нас сказка.
Выставка сказочных героев показала, что в основном преобладали цвета счастья, радости и удовольствия. С детьми, чьи чувства вызвали внимание учителя, ведётся индивидуальная беседа.
У.: Спасибо за урок! Вы были очень внимательными, дружно работали и помогали мне и друг другу.
Методика “Раскрась свои чувства”.
Данная методика разработана с привлечением материалов Бриды Элиот. Методика позволяет выявить чувства, которые испытывает ребенок, и места их локализации в теле. Кроме того, раскрашивая “человека”, ребенок может экстериорезировать, проявить подавляемые им чувства. Таким образом, ребенок представит Вам цветной портрет своих чувств.
Ведущий говорит ребенку: “Представь, что этот человек – тот сказочный герой. В которого ты хотел бы превратиться (или превратился). Этот герой, так же как и человек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства:
Радость – желтым
Счастьем – оранжевым
Удовольствие – зеленым
Грусть – голубым
Гнев, раздражение – ярко-красным
Чувство вины – коричневым
Страх – черным