Цели занятия:
- содействовать развитию речевой деятельности;
- создать условия для проявления познавательной активности;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать патриотические чувства (любовь к Родине, уважение к истории отечества)
Материалы: учебник “Литературное чтение” для 3класса четырёхлетней начальной школы. Ч./2 Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Графф, 2004. Ефросинина Л.А. учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова М.: Вентана-Графф, 2004, сборник пословиц и загадок “Кузовок” Л.А. Андреева, “500 загадок для детей” И.А.Мазнин, “Словарь русского языка” С.И. Ожегов.
Подготовка праздника.
Класс делится на 4 группы.
I группа – работает со словарями и находит значение слов “Родина”, “народ” и близких к ним слов.
II группа – узнаёт историю герба, флага.
III группа – подбирает стихи о Родине.
IV группа – выбирает русскую народную сказку для инсценировки и русскую народную песню.
Заранее объявляется конкурс рисунков на тему “Моя Родина” и конкурс сообщений на тему “Мой город”. Готовится выставка поделок из папье-маше с различными видами росписей.
Оформление.
Стенды с рисунками “Моя Родина” и сообщениями “Мой город”, выставка поделок, планшеты с символами государства; физическая карта Российской Федерации.
Оборудование: презентация в Power Point, мультимедийная доска, магнитофон.
Музыкальное сопровождение.
Государственный гимн Российской Федерации.
Русская народная песня “Уголок России” сл. Е.Шевелёвой, муз В. Шаинского
№ слайда | Содержание |
Слайд 1. | Вступление Учитель – Ч то значит загадочное слово “Русь”? Я считаю, что слово “Русь” объёмное и многозначное. Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне. Может быть, им родственны такие слова: Русло – ложе реки, по которому она течёт. Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса – и производная от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях. Ученик – А вот что о слове “Русь” говорит писатель Романовский. Отрывок. “Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
Учитель – Не случайно на Руси рождались великие талантливые люди с ясным взглядом, чистой душой, светлыми помыслами: учёные, поэты, писатели, художники. Все они очень любили свою Родину, Россию. Вот слова А.С. Пушкина: “ Служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что человек способен, – высшее его назначение”. Константин Бальмонт писал: “ Я рад, что я родился русским и никем иным быть бы я не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее её. Верю в неё – и жду”. Что же такое обозначает слово Родина? Ученик – Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля. Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её. Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека. Народ – нация, народность, жители страны. Есть ещё много слов с корнем род – : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др. |
Слайд 2 | Учитель – Сейчас мы проведём
конкурс на лучшего географа – надо показать на
карте наше государство, наш край, город. Наше
государство называется Россия, Российская
Федерация. А чем отличается одно государство от
другого? Ученики – они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями. |
Слайд 3 | Учитель – Именно Родине посвящены стихи русских поэтов, которые вы сейчас услышите. |
Слайд 4 |
Такая минута, когда Раздумье его об отчизне Сияет в душе, как звезда. Ю. Кузнецов |
Слайд 5 |
Откуда начинается Россия? |
Слайд 6 |
|
Слайд 7 |
|
Слайд 8 |
|
Слайды 9, 10 |
Учитель – А как вы представляете себе свою Родину? Дети показывают свои рисунки и зачитывают отрывки из сочинений под сопровождение песни “Уголок России” сл. Е.Шевелёвой, муз В. Шаинского. Знакомство с государственной символикой Учитель – У каждого государства есть свои основные символы, а знаете ли вы какие? Ученики – Флаг, герб, гимн. Учитель – Верно. Это – герб, флаг, гимн. Ребята вам расскажут о них. |
Слайд 11 | Ученик – У нас очень красивый герб.
На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне
российского флага. Орёл – символ солнца,
небесной силы, огня и бессмертия. Это очень
древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах |
Слайд 12 | Ученик – Российский флаг – это
трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной
полосами. Появился он впервые в 1693 году, а
единственным флагом Российского государства
стал во время царствования Александра III. С 1993
года .то государственный флаг Российской
Федерации. Учитель – А что символизируют белый, синий и красный цвета? Ученик – Есть разные версии. По одной это единство моря, воды и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный любовь. |
Слайд 13 | Ученик – Гимном российской
Федерации стала музыка Патриотической песни
русского композитора М. И. Глинки, который жил в XIX
веке. Учитель – Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. |
Слайд 14 | Творчество русского народа Учитель – Государства отличаются друг от друга не только символами, языком, историей, но и традициями, обычаями и устным народным творчеством. 1.Предлагаем послушать русскую народную песню “Как на тоненький ледок” в исполнении хора “Соловушки”. |
Слайд 15 | 2.Большой популярностью у русского
народа пользовались частушки. Частушки пелись для того, чтобы развеселить публику и посоревноваться в остроумии. Послушайте некоторые из них. Начинаю я припевку Пошла плясать Бабушка Лукерья, На затылке нет волос – Привязала перья. Мальчики. На окошке два цветочка: Голубой да аленький. Я парнишка боевой, Хоть и ростом маленький. Я плясал на три ноги, Потерял я сапоги. Оглянулся назад – Сапоги мои летят. |
Слайд 16 | Ёлки – долги, ёлки – долги, Ёлки да осиночки, На поляне девки пляшут, Скрипают ботиночки. Девочки. За частушки, друг мой милый, Три рубля тебе я дам, По глазам по вашим видно, Что понравились мы вам. |
Слайд 17 | Учитель. Издавна на Руси любил народ ещё один жанр устного народного творчества – это загадки. Отгадаете загадки, узнаете ключевое слово. (Решение кроссворда) По горизонтали: 1) То волной лениво плещет, То под ветром чуть трепещет, То как зеркалом лежит- Ослепительно блестит То вдруг яростно ревёт И, ревя, верёвки вьёт, И на берег их бросает, И сейчас же в клочья рвёт!...(море) 2) Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся А едва появится- Взгляд отводим, прячемся: Уж очень оно яркое И жаркое – прежаркое. (солнце) 3) Живою может быть и мёртвой, И жидкою, и очень твёрдой… Таиться может в небесах И в глубине земли скрываться, И испаряться на глазах, И тут же снова появляться! (вода) 4) В сенокос – горька, А в мороз – сладка, Что за ягодка? (рябина) 5) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер , то беловат, А порой такой красивый – Кружевной и синий- синий! (небо) 6) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе: Узкий кончик в роднике, А широкий – в море. (река) |
Слайд 18 | Учитель. Итак, ключевое слово –
РОДИНА. Как пишет в толковом словаре
С.И.Ожегов “Родина – это отечество, родная
сторона.” О том, как бережно всегда относился
русский народ к своей Родине , говорится в
пословицах. (Игра составь пословицу) |
Слайд 19 | Родина – мать, Родине служить. Жить- , умей за неё постоять. Человек без Родины, там и пригодится. Где кто родится, что соловей без песни. Вывод – Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию. |
Слайд 20 | Ученик Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”. Берегите Россию – Нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, Это хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию, Без неё вам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой, Берегите Россию – Нет России другой. Приглашение к чаепитию. |