Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности ученического коллектива.
- Авторитарный
- Попустительский
- Демократический
- Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
- Общение-дистанция
- Общение – устрашение
- Заигрывание
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Модели общения педагога:
Модель первая. Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такому учителю важен только процесс передачи информации, а школьник выступает лишь в качестве “общего контекста” к науке. Такая позиция, как свидетельствуют наблюдения, характеризует некоторых начинающих учителей, увлеченных наукой.
Негативные последствия - отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Отсюда – пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.
Модель вторая. Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить:
- подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;
- преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
- отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников;
- снисходительно - покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать “взрослое” взаимодействие.
Негативные последствия - отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие школьников к учителю.
Модель третья. Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными:
- учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным;
- учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников, уповая на то, что они сами со всем справятся;
- не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным.
Негативные последствия - на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения, она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием. “Узор” общения на уроке постоянно рвется, нарушается его целостный ритм, возникают перебои в межличностном взаимодействии, что ведет к дестабилизации социально - психологической основы урока.
Модель четвертая. Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению.
Негативные последствия - теряется обратная связь, вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум, педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе, учебно - воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.
Модель пятая. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения.
Негативные последствия - такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно сформулированы педагогические задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально - психологической аранжировке воспитания и обучения. В ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая – реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.
Модель шестая. Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п.
Негативные последствия - педагог превращается в единственную движущую силу учебно - воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, а, следовательно, не формируется достаточно насыщенная мотивационно - потребностная сфера обучения и воспитания, теряется психологический смысл взаимодействия педагога и детей, учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя, снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.
Модель седьмая. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п.
Негативные последствия - педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение, учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.
Модель восьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.
Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
Проведем несколько упражнений
Упражнение 1.
О каких особенностях влияния учителей на учащихся могут говорить родителям следующие высказывания детей:
- А меня сегодня заставили переписать заново, и учительница сказала, что получилось лучше. Посмотри, правда, лучше?
- А у нас сегодня дроби объясняли. Хочешь покажу?
- Мам, а что такое потроха? Учительница сказала, что в следующий раз вышвырнет Петю из класса вместе с потрохами.
- Левка улыбнулся на уроке, а учитель выгнал его из класса, сказал: “Улыбаться будешь в коридоре!” А за что? Не разобравшись, и сразу выгонять?
- У нас на уроке химией никто не занимается, но все сидят тихо, учат другие уроки. Учительница видит это, но молчит, ей нравится тишина.
- Мам, а разве учитель имеет право проверять портфели без разрешения хозяина, чтобы узнать, кто и что в них носит?
1. Оцените информацию каждого высказывания
детей. Какие из этих высказываний вызовут
тревогу, настороженность родителей? Почему?
2. Какая реакция родителей на каждое высказывание
будет наиболее педагогически правильной? А какая
реакция возможна?
3. Как бы вы беседовали с каждым из учителей, если
бы, будучи классным руководителем или
руководителем педагогического коллектива школы,
получили такую информацию от родителей своих
учеников?
Упражнение 2. "Управление педагогическим общением"
Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.
1. Представьте, что вы классный руководитель и
вам необходимо сразу после уроков мобилизовать
класс на сбор металлолома.
2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась
танцевать с одноклассником, ученица ответила на
его приглашение грубо — поговорите с ней.
3. Девятиклассник отказывается заниматься
литературой: не учит материал, пропускает уроки,
мотивируя тем, что он избрал себе в будущем
техническую специальность и литература ему не
нужна, — вы стараетесь его переубедить.
4. На перемене старшеклассник обидел
второклассника — поговорите со
старшеклассником.
Рекомендации по эффективному педагогическому общению
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
1. Появление в классе бодрое, уверенное,
энергичное и т. д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения
бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко
выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной
инициативы, эмоциональная настроенность на
деятельность, стремление передать это состояние
классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального
настроя.
6. Органичное управление собственным
самочувствием в ходе урока и общения с детьми
(ровное эмоциональное состояние, способность к
управлению самочувствием, несмотря на
складывающиеся обстоятельства, сбои в
настроении).
7. Продуктивность общения.
8. Управление общением: оперативность, гибкость,
ощущение собственного стиля общения, умение
организовать единство общения и метода
воздействий.
9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная,
высококультурная).
10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически
целесообразная).
11. Пантомимика (выразительная, адекватная
жестикуляции, пластическая образность,
эмоциональная насыщенность жестов).
План анализа педагогической ситуации:
1. Уясните педагогический смысл описанной
ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения
формирования личности ребенка, его жизненного
опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто
участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).
2. Вычлените педагогическую проблему: реально
существующее или назревающее противоречие в
формировании личности ребенка, к которому ведет
описанная ситуация. Выясните или предположите
истоки этого конфликта.
3. Определите педагогическую цель (планируемый
результат, которого хотелось бы достичь в данной
ситуации).
4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов
решения конфликта, эффективного поведения
педагога в этом случае.
5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант
педагогической деятельности в данной ситуации.
6. Определите критерии достижения и методы оценки
планируемого результата.
Правила педагогического общения.
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только отрицательные
мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не
допускайте даже малейшей некомпетентности в
преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять
распоряжения учителей при опосредованном
способе воздействия.
Правило 4. Совместная деятельность сближает
людей.
Правило 5. Предусмотрительность и корректность
поведения учителя снижают напряжение в общении.