"Как человек научился летать". Урок по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе с применением информационно-коммуникационных технологий (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели: Расширить представления детей об изобретениях, которые изменили жизнь человека. Познакомить с историей развития авиации в России.

Задачи:

  1. Раскрыть значение науки для развития человечества.
  2. Формировать навыки исследовательской работы.
  3. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Формы работы на уроке:

  1. Фронтальная беседа.
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Практическая работа (моделирование).
  5. Самопроверка и самоанализ работы.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

  1. Продвижения в формировании исследовательских навыков работы и навыков самостоятельной работы с учебником.
  2. Развитие навыков моделирования.
  3. Формирование навыков самоанализа.

Оборудование:

  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, Вентана–Граф, Москва, 2005.
  2. Слайд-презентация “Как человек научился летать”.
  3. Бумага для моделей самолётов.
  4. Воздушный шар.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об открытиях и изобретениях, которые изменили жизнь человека. Желаю всем удачи на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

Расскажите о первых изобретениях человека, о том, как они изменили его жизнь.

Представьте проекты своих изобретений, расскажите о том, как вы предполагаете их использовать в жизни, и как они помогут человеку (презентация своих “изобретений”).

3. Постановка проблемы. Целеполагание.

Посмотрите на экран (Слайд-презентация “Как человек научился летать” кадр 2). О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?

Какова тема нашего урока (кадр 3)? Что мы должны узнать и чему научиться?

4. Открытие нового материала.

а). Что мог придумать человек, чтобы подняться в воздух?

(Рассказ учителя об Икаре и Дедале. Кадр 4).

ИКАР, в греческой мифологии сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом. Образ Икара, стремящегося подняться как можно выше, невзирая на опасность, в искусстве и культуре издавна символизировал стремление человека к знаниям.

б). Посмотрите на этот предмет – воздушный шар. Может ли он помочь человеку взлететь? Как? (гипотезы и предположения детей)

Рассмотрите в учебнике на странице 136 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара, как летательного аппарата. Посоветуйтесь с соседом о том, что необходимо для того, чтобы шар смог лететь по воздуху (работа в парах, гипотезы и предположения детей)

Посмотрите на экран (кадр 5). Это аэростат. Расскажите о его устройстве.

Посмотрите на экран (кадр 6). Это дирижабль. Расскажите о том, как человек мог использовать дирижабль.

Вывод: Назовите аппараты, предшественники самолетов.

в). Рассказ учителя об истории становления авиации в России (кадры 7-14).

АВИАЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis — птица), понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию (службу), использующую для полетов эти аппараты. Различают гражданскую авиацию и военную авиацию. Основа развития технических средств авиации — ряд научных дисциплин: аэродинамика, теория двигателей и др.; основы применения — самолетовождение, тактика военно-воздушных сил и др. Практически авиация стала развиваться в нач. 20 в. Первый успешный полет самолета американских механиков братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания — 17 декабря 1903. Вслед за этим в Европе, главным образом во Франции, строят самолеты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и др. В России в 1909-14 появились самолеты Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и др. С сер. 20-х гг. в самолетостроении начали использовать дуралюмин (первые советские цельнометаллические самолеты построены А. Н. Туполевым в 1924-1925); к сер. 30-х гг. произошел окончательный переход от биплана к моноплану. В кон. 30-х гг. появился реактивный двигатель в СССР первый полет на самолете с жидкостным ракетным двигателем — в 1942. С нач. 50-х гг. реактивные самолеты стали использовать и в гражданской авиации (в СССР Ту-104, 1955), широко развивалось вертолетостроение, в ВВС появились сверхзвуковые самолеты. К нач. 90-х гг. серийные самолеты достигли скорости 3000-3500 км/ч, потолка св. 30 км и дальности до 15 000 км.

Динамическая пауза. Выполнение двигательных упражнений (кадр 15).

г). Посмотрите на экран (кадры 16–22).

Составьте небольшой рассказ о том, как человек сейчас использует летательные аппараты (выступления детей)

д). Человек всегда стремился ввысь. Прочитайте статью рубрики “Жил был человек…” на странице 139. Расскажите о том, что вы знаете об этапах освоения космоса (кадры 24 – 25).

5. Применение полученных знаний. Практическая работа – моделирование.

Летательный аппарат – сложная машина. Чтобы ей управлять, необходимо получить много знаний. Посмотрите, как устроена кабина, сколько в ней разнообразных приборов (кадр 23).

Изобретение новых летательных аппаратов – дело очень увлекательное и трудное. Но всякая работа начинается с простого. Давайте построим простейший летательный аппарат. Используя бумагу, смоделируем самолёт (работа с бумагой, первое испытание самолетов)

6. Домашнее задание.

Человек изобрел разные виды летательных аппаратов. Но еще есть возможность изобрести что-то новое. Посмотрите на экран (кадр 26). Перед вами проекты летательных аппаратов будущего. Попробуйте дома смоделировать совершенно новый летательный аппарат. Для этого можно использовать совершенно разные материалы: бумагу, ткань, дерево и др. Чтобы лучше подготовиться я советую вам подробнее изучить статью учебника на страницах 136-139.

7. Рефлексия.

Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. Что нового мы узнали на уроке?

8. Самопроверка и самоанализ.

Проверьте, как вы усвоили новый материал, ответив письменно на вопросы (кадр 27). Оцените свою работу на уроке.

9. Итог урока.

Спасибо всем за урок! Удачного полёта!

Слайд-презентация “Как человек научился летать”.