Цели: Расширить представления детей об изобретениях, которые изменили жизнь человека. Познакомить с историей развития авиации в России.
Задачи:
- Раскрыть значение науки для развития человечества.
- Формировать навыки исследовательской работы.
- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Формы работы на уроке:
- Фронтальная беседа.
- Работа в парах.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Практическая работа (моделирование).
- Самопроверка и самоанализ работы.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
- Продвижения в формировании исследовательских навыков работы и навыков самостоятельной работы с учебником.
- Развитие навыков моделирования.
- Формирование навыков самоанализа.
Оборудование:
- Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, Вентана–Граф, Москва, 2005.
- Слайд-презентация “Как человек научился летать”.
- Бумага для моделей самолётов.
- Воздушный шар.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор об открытиях и изобретениях, которые изменили жизнь человека. Желаю всем удачи на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
Расскажите о первых изобретениях человека, о том, как они изменили его жизнь.
Представьте проекты своих изобретений, расскажите о том, как вы предполагаете их использовать в жизни, и как они помогут человеку (презентация своих “изобретений”).
3. Постановка проблемы. Целеполагание.
Посмотрите на экран (Слайд-презентация “Как человек научился летать” кадр 2). О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?
Какова тема нашего урока (кадр 3)? Что мы должны узнать и чему научиться?
4. Открытие нового материала.
а). Что мог придумать человек, чтобы подняться в воздух?
(Рассказ учителя об Икаре и Дедале. Кадр 4).
ИКАР, в греческой мифологии сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом. Образ Икара, стремящегося подняться как можно выше, невзирая на опасность, в искусстве и культуре издавна символизировал стремление человека к знаниям.
б). Посмотрите на этот предмет – воздушный шар. Может ли он помочь человеку взлететь? Как? (гипотезы и предположения детей)
Рассмотрите в учебнике на странице 136 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара, как летательного аппарата. Посоветуйтесь с соседом о том, что необходимо для того, чтобы шар смог лететь по воздуху (работа в парах, гипотезы и предположения детей)
Посмотрите на экран (кадр 5). Это аэростат. Расскажите о его устройстве.
Посмотрите на экран (кадр 6). Это дирижабль. Расскажите о том, как человек мог использовать дирижабль.
Вывод: Назовите аппараты, предшественники самолетов.
в). Рассказ учителя об истории становления авиации в России (кадры 7-14).
АВИАЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis — птица), понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют также организацию (службу), использующую для полетов эти аппараты. Различают гражданскую авиацию и военную авиацию. Основа развития технических средств авиации — ряд научных дисциплин: аэродинамика, теория двигателей и др.; основы применения — самолетовождение, тактика военно-воздушных сил и др. Практически авиация стала развиваться в нач. 20 в. Первый успешный полет самолета американских механиков братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания — 17 декабря 1903. Вслед за этим в Европе, главным образом во Франции, строят самолеты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и др. В России в 1909-14 появились самолеты Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и др. С сер. 20-х гг. в самолетостроении начали использовать дуралюмин (первые советские цельнометаллические самолеты построены А. Н. Туполевым в 1924-1925); к сер. 30-х гг. произошел окончательный переход от биплана к моноплану. В кон. 30-х гг. появился реактивный двигатель в СССР первый полет на самолете с жидкостным ракетным двигателем — в 1942. С нач. 50-х гг. реактивные самолеты стали использовать и в гражданской авиации (в СССР Ту-104, 1955), широко развивалось вертолетостроение, в ВВС появились сверхзвуковые самолеты. К нач. 90-х гг. серийные самолеты достигли скорости 3000-3500 км/ч, потолка св. 30 км и дальности до 15 000 км.
Динамическая пауза. Выполнение двигательных упражнений (кадр 15).
г). Посмотрите на экран (кадры 16–22).
Составьте небольшой рассказ о том, как человек сейчас использует летательные аппараты (выступления детей)
д). Человек всегда стремился ввысь. Прочитайте статью рубрики “Жил был человек…” на странице 139. Расскажите о том, что вы знаете об этапах освоения космоса (кадры 24 – 25).
5. Применение полученных знаний. Практическая работа – моделирование.
Летательный аппарат – сложная машина. Чтобы ей управлять, необходимо получить много знаний. Посмотрите, как устроена кабина, сколько в ней разнообразных приборов (кадр 23).
Изобретение новых летательных аппаратов – дело очень увлекательное и трудное. Но всякая работа начинается с простого. Давайте построим простейший летательный аппарат. Используя бумагу, смоделируем самолёт (работа с бумагой, первое испытание самолетов)
6. Домашнее задание.
Человек изобрел разные виды летательных аппаратов. Но еще есть возможность изобрести что-то новое. Посмотрите на экран (кадр 26). Перед вами проекты летательных аппаратов будущего. Попробуйте дома смоделировать совершенно новый летательный аппарат. Для этого можно использовать совершенно разные материалы: бумагу, ткань, дерево и др. Чтобы лучше подготовиться я советую вам подробнее изучить статью учебника на страницах 136-139.
7. Рефлексия.
Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. Что нового мы узнали на уроке?
8. Самопроверка и самоанализ.
Проверьте, как вы усвоили новый материал, ответив письменно на вопросы (кадр 27). Оцените свою работу на уроке.
9. Итог урока.
Спасибо всем за урок! Удачного полёта!
Слайд-презентация “Как человек научился летать”.