Лаборатория проектирования.
/проект/
Цель проекта: Образовательная технология проектной деятельности в условиях информационной среды.
Инновационность образовательной деятельности заключается в следующем:
- моделирование содержания учебно-проектной деятельности образовательных субъектов,
- выявление и изучение принципов ее построения в условиях перехода ОУ к профильному как информационно-технологическому,
- определение качественно новых целей и задач образовательной деятельности для удовлетворения требованиям конкурентоспособности образовательной системы.
Предполагаемый результат:
- получение оптимальной модели учебного процесса в условиях информационных технологий;
- наполнение методического содержания:
- программами,
- дидактическими материалами,
- материалом научного осмысления.
Реалистичность и реализуемость предлагаемого проекта подтверждается следующим:
- наличие проблем в области педагогических технологий в условиях информационной среды;
- востребованность ОУ опыта проектной деятельности для решения указанной проблемы;
- компетентной группы педагогов-дизайнеров и научного руководителя;
- опыта моделирования предметного содержания проектной деятельности образовательных субъектов и ее управлением;
- положительной оценки проектно-образовательной деятельности: научные публикации, выступления на научно-практических конференциях МАГУ – технологический факультет, ДКГ, школы города:
- готовность и желание команды реализовывать данный проект.
Состав группы:
- учащиеся
- научный руководитель
- куратор по ИТ
- руководитель по реализации проекта
- педагоги
- аведующий кафедрой дизайна
Виды деятельности:
проектные
- определение рабочей гипотезы, приводящей к новому качеству образования/средствами математического дизайна/
- результат - содержание проектных заданий для образовательных субъектов, способ их реализации, программа, планирование;
исследовательские
- определение особенностей принципов строения проектно-образовательной деятельности в условиях профильного обучения информационно-технологического
- результат – обоснование результатов реализации учебной программы
образовательные
- апробация в учебно-образовательном процессе приемов, техник, создания содержания учебного материала, влияющих и изменяющих качество образования в условиях информационных технологий.
- результат – проверка гипотезы.
Необходимые ресурсы:
Доступ.
- интернет-образовательным ресурсам,
- научным публикациям,
- участиям в научно- -практических конференциях,
- получению экспертной оценки,
- кадровое обеспечение,
- материально-техническое,
- создание благотворной среды для образовательной деятельности в научно-исследовательском режиме.
Программа реализации проекта.
Построение мониторинговой системы.
Этапы | Названия и содержание деятельности | Результаты |
1 этап | Презентация проектной идеи Формирование экспертной группы; построение критериев оценки результатов; отбор средств и способов оценки, будущих результатов реализации проекта с точки зрения психологов, педагогов и т.д. |
-схема управления реализацией проекта; -способы оформления и представления промежуточных результатов; - способы получения экспертной оценки деятельности. |
2 этап | Отбор и оформление материалов. Рефлексивный анализ результатов реализации учебной программы; соотнесение с предполагаемыми результатами; определение методов подтверждения гипотезы; научное обоснование; определение способов представления результатов исследовательской деятельности. |
Описание или графическая иллюстрация механизма и принципов отслеживания результатов реализации проекта. |
3 этап | Презентация результатов реализации
проекта. Оформление результатов реализации проекта; проект образовательных условий для достижения предполагаемых качественных изменений в ОУ; оформление концептуальной идеи. |
Описание или графическая иллюстрация механизма внедрения инновации в учебный процесс ОУ; получение экспертной оценки. |
4 этап | Отбор и оформление материалов для
создания содержания учебной программы Построение целей и задач, разделов программы, обеспечение ее соответствующим методическим материалом на основе экспертной оценки. |
Содержание УМК по предмету. |
5 этап | Презентация проекта
|
Экспертная оценка для внедрения, доработки |
Математический дизайн.
Программа предназначена для учащихся специализированных классов /информационно-технологический профиль/ и представляет одно из направлений в системе дисциплин по основам дизайна. Программа рассчитана на 3 года (9-11 классы).
Цель курса: способствовать формированию представления о проектной деятельности и обретению практического опыта в познании механизма создания принципиально нового художественно-математическими средствами.
Задачи данного курса:
- подготовить мыслительный аппарат учащихся к пониманию процесса проектирования на профессиональном уровне;
- учить создавать механизм управления своей фантазией в процессе проектирования;
- формировать желание и развивать потребность в проектно-творческой деятельности как дальнейшей профессиональной деятельности.
В процессе обучения учащиеся овладевают умениями и навыками:
- выстраивать и обосновывать собственную точку зрения в процессе работы над проектом;
- планировать и распределять работу над проектом;
- оценивать свою проектную деятельность;
- ставить для себя образовательные цели.
Обретают понимание механизма и опыт создания принципиально нового.
Познают историю возникновения и развития дизайна.
Формируют представление о дизайнерской деятельности в избранном направлении.
Выявляют и применяют математические методы в процессе проектирования.
Осваивают выявленные принципы проектной деятельности и выразительные художественно-математические средства, используя компьютерные технологии.
Математический дизайн /первый год обучения/ 35 учебных часов.
Математический дизайн и его роль в процессе создания принципиально нового.
№ темы | название темы | предполагаемый результат | количество часов |
№1 | Приемы и способы преобразования информации. | Обретение практических навыков преобразования текста в абстрактную графику. Определение требований к абстрактно-графическому образу некоторой информации. | 3 |
№2 | Особенности абстрактной композиции как одной из форм представления информации. | Изучение и описание признаков принципиально новой деятельности в искусстве XIX-XX века; причины возникновения дизайна. Обретение практического опыта создания своих приемов, правил, техник построения соответствия графического образа и его названия. | 3 |
№3 | Роль абстрактной композиции при создании принципиально нового. | Понимание того, что
авангардистское движение в искусстве является
отражением научно-промышленной революции и
нового мировоззрения. Обретение практического опыта преобразования большого объема информации в графические образы-модели. |
3 |
№4 | Моделирование принципов создания нового из собственного опыта. | Описание своих приемов при
создании абстрактной композиции как образа
некоторого качества. Графическое
иллюстрирование – модель. Описание своих шагов при работе над идеей, содержанием наиболее удачных своих графических работ. Графическое иллюстрирование-модель. Описание графических приемов, техник, с помощью которых удалось наиболее точно выразить главную мысль. Графические иллюстрации этого текста. |
4 |
№5 | Определение наиболее трудной части своей работы, формирование цели и задач своего дальнейшего обучения. | Соотнесение своего опыта с
теоретическими положениями ученых, известных
дизайнеров, педагогов в области дизайна и
математического моделирования. Выводы. Определение и описание причин трудностей при создании графических работ. Выводы. Определение путей решения проблем. Планирование последовательности изучения соответствующих учебных материалов. |
3 |
№6 | Моделирование как способ познания. | Определение способов, приемов
преобразования художественного текста в модель. Определение принципов построения моделей художественно-математическими средствами. Упражнения на построение моделей противоположностей художественно-математическими средствами. |
3 |
№7 | Графические модели в процессе научных открытий. Модели мироздания в последовательности их преобразований. | Знакомство с примерами
использования художественно-математических
средств для описания некоторой научной теории.
Выявление роли и значимости моделирования при
создании принципиально нового. Изучение художественно- математические средства в образцах рекламного дизайна. Определение значимости моделирования в процессе создания рекламного продукта. |
3 |
№8 | Математические методы в художественном проектировании. | Выявление отличий математики и
математического дизайна Описание своего понимания математического дизайна и роли математического моделирования при создании принципиально нового из собственного опыта, соотнесенного с некоторым изученным опытом профессионалов. Выводы, графические иллюстрации к тексту для представления в журнале “Акварель”. |
3 |
№9 | Оформление материала для научно-практической конференции и странички будущего учебного пособия | Краткое изложение выбранного
вопроса своего исследования. Описание результата интеграция своего опыта, и научных теоретических знаний избранного вопроса. Оформление статьи для научно-практической конференции, журнала “Акварель”. |
3 |
№10 | Окончательный вариант страниц своего учебного пособия. | Компьютерное оформление в различных вариантах. | 3 |
№11 | Работа над другими проектами для возможного участия в различных конкурсах./“Зеленый остров”, “Подводные фантазии”, “Родной край” и т.д./ | Обретение опыта преставления результатов своей деятельности. | 4 |
№12 | Защита проектов. | Материал для различных выставок, методическое пособие для педагога. | 2 |
Математический дизайн /второй год обучения/35 учебных часов
Математическое моделирование в различных сферах дизайнерской деятельности
№ темы | Название темы | Предполагаемый результат | Количество часов |
Математические методы в проектировании одежды и аксессуаров. |
|||
№1 | Познание принципов моделирования одежды и аксессуаров на примере создания своей коллекции по выбранной теме. | Способ выявления общих принципов. | 3 |
№2 | Роль математического моделирования для создания определенного образа. | Механизм создания модели образа. | 3 |
№3 | Приемы и техники создания художественно-математической модели особенностей отражающей название коллекции. | Формирование интуитивного чувства при подборе наиболее гармоничных отношений элементов составляющих образ в готовом продукте. | 2 |
№4 | Тезисное изложение
своего опыта пропущенного через соответствующие
научные познания. Оформление и представление
своей коллекции для выступления на
научно-практической конференции. Математические методы в проектной деятельности – область рекламы. |
Коллекция, теоретический материал к страничкам будущего учебника по математическому дизайну. | 2 |
№5 | Особенности рекламного дизайна. | Механизм выявления
особенностей. Знакомство с требованиями к рекламному продукту. |
2 |
№6 | Роль математического дизайна в формировании проектного образа. | Графический портрет некоторого качества выбранного продукта для его рекламирования. | 2 |
№7 | Познание механизма создания рекламного продукта при создании рекламы нашего образовательного учреждения. | Коллекция своих графических работ. | 3 |
№8 | Тезисное изложение своего опыта
пропущенного через изучение аналогов,
теоретических положений в области рекламного
дизайна. Математические методы в проектировании предметной среды. |
Коллекция и теоретический материал для страниц будущего учебника и научно-практическую конференцию. | 3 |
№9 | Познание механизма построения художественно-математического образа некоторой среды на примере создания собственного проекта/проект “Зеленый остров” для организации пространства территории лицея/. | Проектные предложения по организации зеленых площадок на территории лицея или в определенных местах его помещений. | 3 |
№10 | Законы восприятия, зависимость ощущений человека от места расположения объекта, его размеров, формы, цвета и окружающих других объектов. | Знания некоторых теоретических положений при формировании среды. | 3 |
№11 | Описание механизма создания комфортной среды из собственного опыта соотнесенного с изученными теоретическими положениями. | Материалы для научно-практической конференции и страниц будущего учебника. | 3 |
№12 | Создание презентаций по своим
наработанным материалам. Работа над текстом. Оформление текстового материала |
Оформленный материал для представления на различных конкурсах. | 5 |
№13 | Отбор лучших вариантов. | 1 |
Математический дизайн/третий год обучения/9 учебных часов
Оформление страниц Портфолио. Раздел – математический дизайн.
№ темы | Название темы | Предполагаемый результат | Количество часов |
№1 | Выявление принципов подачи содержания страниц портфолио в соответствии с целью дальнейшего образования. | Обобщение и практическое применение знаний из области данного предмета. | 1 |
№2 | Определение способов и формы оформления материалов. | Выбор критериев конечного результата своего проекта в соответствии с предполагаемым направлением профессиональной деятельности. | 1 |
№3 | Отбор соответствующего материала. | Отбор идей, приемов и техник для
получения наиболее качественного результата. Принцип отбора. |
1 |
№4 | Разработка нескольких вариантов в соответствии с целью. | Страницы портфолио. | 2 |
№5 | Отбор лучшего варианта. | 1 | |
№6 | Оформление. | 1 | |
№7 | Оформление научного текста для преставления его на научно-практической конференции. | Материалы для участия в конкурсах, научно-практической конференции. |
2 |