"Школа без агрессии"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проект, профилактика, насилие


За последние 2-3 года, подростковая агрессия из частной - семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему.

В последнее время участились факты проявления насилия среди сверстников.

На ситуацию негативно влияют: духовно-нравственный кризис современного российского общества, недостатки семейного воспитания, содержание телевизионных программ, компьютерные игры, видеофильмы, пропагандирующие культ силы.

Наша школа не стала исключением, эта проблема затронула нас.

В 2006-2007 учебном году была проведена диагностика учащихся по проблеме агрессия в нашей школе, в форме анкетирования по 3-м ступеням (1-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы – всего участвовало 342 учащихся).

В 1-6 классах на вопрос, есть ли в вашем классе ребята, к-рые обижают тебя (дразнят, бьют и т.д.), ответили:

«да» - 61,
«нет» - 39%.

На вопрос, что ты чувствуешь при этом, ответили:

плохое состояние – 16%,
обида – 16%,
ничего – 14%,
не обращаю внимание – 7% учащихся.

Для детей агрессия становится нормой, и они стараются не реагировать на ее проявления.

В старшем звене, значимость решения данной проблемы отметили:

Важно – 45% уч-ся
Крайне важно – 16%
Не важно – 26%
Совсем не важно – 11%

Чаще всего учащиеся сталкиваются:

со словесной агрессией – 73%,
физической – 25%,
косвенной – 10%,
материальной – 6%

Результаты анкетирования учителей нашей школы

На вопрос «Существует ли проблема детской агрессии в классе, где вы преподаете?» учителя ответили:

Нет – 5%
Да – 67%
Не ответили на этот вопрос – 28%

Учителя оценили значимость решения данной проблемы:

Крайне важна– 67%
Важна – 33%
Не важна – 0%
Совсем не важна - 0%

Определили, какие виды агрессии чаще всего встречаются в школе?

Словесная – 90,5%
Физическая – 57%
Материальная- 9,5%
Косвенная - 9,5%

В каком возрасте проявляется детская агрессия больше всего или ярче?

Во всех возрастах проявляется одинаково ярко, только в разных проявлениях.

7 – 9 лет – 47%
10 – 12 лет – 47%
13 – 15 лет – 47%

Где больше всего проявляется агрессивное поведение учащихся?

На уроке – 19%
На перемене – 95%
В столовой – 19%
В гардеробе – 14%
Около школы – 67%
На спортплощадке – 9,5%

Для решения этой проблемы в нашей школе был разработан проект «Школа без агрессии». Над проектом работали творческая группа, в состав которой входили учителя, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР.

Я хотела бы поделиться с педагогами-психологами и с теми участниками образовательного процесса в школах, кто работает или заинтересован в снижении уровня агрессивности у детей своими наработками по этой проблеме. Вашему вниманию представлены примеры коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, рекомендации для учителей и родителей, а также в приложении №1 сделана подборка игр, которые можно использовать на занятиях с детьми и даже в домашних условиях, а также теоретическими знаниями.

Основные понятия

Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

Агрессивность – свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияния среды.

Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.

Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

Виды агрессии:

Прямая агрессия

Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;

Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;

Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);

Полное игнорирование – бойкот;

Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

Причины, порождающие детскую агрессию

  1. Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
  2. Недостаточность произвольности в поведении
  3. Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов

Недостатки семейного воспитания

  1. Неполная семья с нарушенными функциональными связями
  2. Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
  3. Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
  4. Попустительский стиль воспитания
  5. Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка:

Наследственно-характерологические

  1. Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
  2. Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
  3. Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.

Резидуально-органические

  1. Травмы головного мозга;
  2. Минимальная мозговая дисфункция.

Социально-бытовые

  1. Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
  2. Неадекватно-жесткий родительский контроль;
  3. Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
  4. Ситуация налаживания совместной деятельности;
  5. Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.

Ситуационные

  1. Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
  2. Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  3. Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
  4. Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  5. Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.

Типы агрессии у детей

Тип агрессии Характеристика Рекомендации родителям и учителям
Гиперактивный ребенок Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами
Обидчивый и истощаемый Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.
Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
Агрессивно-боязливый ребенок Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения» Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.
Агрессивно-безчувственный ребенок Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей

Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)

Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».

Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.

Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.

Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.

Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

Коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.

Занятие №1

Тема: «Дом дружбы»

Цель занятия – профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.

Упражнение №1. «Сказки о добре и зле»

Вспомни сказки, где добро побеждает зло. Например: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», Чебурашка и крокодил Гена и другие (Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают?

А теперь назовите отрицательных героев сказок, и какими качествами они обладают?

Положительные герои Отрицательны герои
   
   

Упражнение №2 «Разукрась шары»

Цель: научить детей разнообразным способом выражения агрессии

Содержание:

Задание: нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые шары? Каким цветом будут добрые шары?

Раздаются индивидуальные листы с изображением мячей (злые и добрые мячи), необходимо подобрать цвета и объяснить почему.

Упражнение №3 «Считалочка»

Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.

Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку:

Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись,
А если будешь драться, то я буду кусаться!
А кусаться не причем, буду драться кирпичом.
А кирпич ломается –
Дружба начинается!

Упражнение №4 «Бумажка»

Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.

Упражнение: №5 «Бумажный волейбол»

Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Сделанные бумажные шары используются в этом упражнении. Площадка делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается, и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл.

Упражнение №6 «Крестики-нолики»

Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.

Ведущий: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем».

Занятие №2. Наш дружный класс.

Цель: формирование дружного коллектива.

Задачи:

  1. Учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение;
  2. Развитие личностной и групповой активности.
  3. Снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу через совместные виды деятельности.

Содержание:

1. Вводная беседа.

У каждого из нас есть дом, своя квартира. Мама и папа «строили» ее. Какие усилия они прилагали, чтобы квартира стала уютной, чтобы в нее хотелось приходить снова и снова? Сегодня и мы попробуем построить свой школьный дом, но пока он будет из бумажных кирпичей. Каждый сделает свой неповторимый кирпичик. В результате у нас должен получиться свой классный дом.

2. Коллективная работа. «Дом из кирпичей».

Каждому учащемуся дается картонный кирпичик. Задание разукрасить и украсить его как сам пожелает. Из кирпичей выстраивается на ватмане дом.

3. Упражнение «Спасибо за работу»

Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.

4. Упражнение «нарисуй, я отгадаю»

Участники строятся в колонну затылок друг другу. Ведущий выводит букву алфавита на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен молча угадать букву и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так далее «по цепочке». Последний называет букву. Можно использовать геометрические фигуры.

5. Упражнение «Закончи предложения»

  1. У меня накапливается злость в школе от
    ______________________________________________________________________
  2. Я терпеть не могу, когда
    ___________________________________________________________________
  3. Я не хочу слышать, когда
    ___________________________________________________________________
  4. Я просто психую, когда
    ___________________________________________________________________
  5. Когда я злюсь, я
    _______________________________________________________________________

6. Упражнение «Покажи, где в твоем теле прячется злость»

Учащиеся указывают (на руки, на кулаки, на ноги, на голову, на рот и т.д.) и объясняют.

7. Упражнение «Прогоним нашу злость»

Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.

Занятие №3. «Наш добрый класс»

Цель- формирование детского коллектива.

Задачи:

  1. Содействовать формированию навыка самоуправления;
  2. Снятие психоэмоционального напряжения;
  3. Повышение учебной мотивации;
  4. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

1. Вводное слово:

На прошлом занятии мы построили наш классный дом. Теперь очередь поселить в него человечков. Сейчас каждый из вас сделает из пластилина своего человечка и расскажет про него: как зовут, что он любит, его любимые занятия дома, какие у него друзья, какой он этот человечек (добрый, злой), нравиться ли ему учиться, как он учиться, что ему нравиться больше всего в школе.

2. Упражнение «Пластилиновый человечек»

Каждый лепит своего человечка и рассказывает про него.

3. Упражнение «Зеркало»

Сначала работают в паре. Один показывает – другой повторяет.

Потом, один показывает - все повторяют и по команде «стоп» все должны замереть. Взрослый (а потом ведущий) ищет самую похожую фигуру, т.е. лучшее зеркало и кого выбрали становиться ведущим.

4. Упражнение «Спасибо за работу»

Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.

5. Упражнение «Джунгли»

Все звери защищаются или нападают, но когда они это делают, они издают звуки. Представьте, что вы звери, и вы нападаете, рычите. А теперь вы жертва, как вы будете отпугивать хищников.

6. Упражнение «Руки»

Дети работают в парах, берут друг друга за руки и проговаривают:

«Эй, рука трясись, трясись – только больше не дерись! Расслабляйся рука и больше не кусайся!». Потом меняются в парах, и упражнение повторяется 2-3 раза.

7. Упражнение «Где вокруг прячется зло»

Учащиеся работают с раздаточным материалом, смотрят на картинки, и указывают, в какой из них прячется зло.

Занятие №4. «Наш добрый класс»

Цель- формирование детского коллектива.

Задачи:

  1. Содействовать формированию навыка самоуправления;
  2. Снятие психоэмоционального напряжения;
  3. Повышение учебной мотивации;
  4. Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

Содержание:

1. Вводное слово: На предыдущих занятиях мы сделали наш классный домик, населили его человечками. Но чтобы он был красивым, интересным давайте посадим свой сад.

2. Упражнение «Дерево настроения»

Цель: научить детей разнообразным способом выражения своих эмоций через цвет.

Содержание:

Детям раздаются лепестки из бумаги, это листья дерева. Каждый ученик это листочек, а дерево с листочками это класс. Учащиеся должны разукрасить свои листочки, так чтобы было видно какое у него настроение. Оформляется дерево.

3. Упражнение «Цветки желаний»

Цель: научить детей разнообразным способом выражать желания и делиться ими с одноклассниками

Содержание:

Детям раздаются шаблоны цветков из бумаги, они должны написать в середине цветка свое желание. Каждый отвечает на вопрос «Я хочу, чтоб в моем классе_______________».

На ватман с домом прикрепляются цветки.

4. Упражнение «Цыпленок из яйца»

Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.

Содержание:

Дети делятся на пары. Один уч-ся – цыпленок в скорлупе, другой уч-ся курочка-наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает ноги к себе), «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В течение 1-2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная бумага. Потом дети меняются ролями.

5. Упражнение «Спрячь обиду»

Цель: стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора.

Содержание:

Ведущий берет мелкий предмет и обращается к обиженному ребенку «Давай-ка обиду возьмем (маленький предмет) и обидчику незаметно под рубашку спрячем».

Остальные дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Когда предмет спрятан (это может быть прищепка), дети говорят версии, у кого спрятан и почему.