Технология художественно-образного преподавания музыки

Разделы: Музыка


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • чтобы ребята смогли почувствовать в произведениях, которые они слушают и сами исполняют, различные настроения и чувства и охарактеризовать последние;
  • проверить усвоение трёх типов музыки; познакомить с новыми произведениями Л. В. Бетховена, Д. Б. Кабалевского;
  • развивать способность воспринимать музыку как искусство выразительное по своей природе; развивать музыкальные способности: звуковысотный слух и чувство лада, чувство ритма, чувство музыкальной формы; развивать вокально-хоровые навыки: унисон, плавное звуковедение, дыхание, дикцию, звонкое пение без форсирования звука, динамику;
  • воспитывать в детях способность к сопереживанию, чувство уважения к человеку, к его внутреннему миру; способствовать росту самосознания личности.

Музыкальный материал: «Звонкий звонок» Д. Б. Кабалевский - разучивание, «Весёлая. Грустная» Л. В. Бетховен - слушание, «Про Мурзика» А. Варламов - разучивание.

Оборудование: ТСО: магнитофон, ноутбук или компьютер, интерактивная доска; красный и зелёный квадраты, цветные карандаши.

Ход урока

Эпиграф:

«Музыка – это язык души; это область чувств и настроений».
В.Серов.

I. Организационный момент:

Вход детей под «Марш» Л. В. Бетховена. При входе учащихся в класс закрепить некоторые музыкально-ритмические навыки: начало маршировки с правой ноги, определение «точки» в музыке, когда следует остановиться. Во время звучания «Марша» проводится музыкальная игра на внимание с помощью цветных квадратов. Красный квадрат – стой, зелёный – иди. Учитель поочерёдно поднимает квадраты вверх, а дети выполняют условия игры.

Музыкальное приветствие.

II. Повторение.

Учитель: Музыка какого типа встретила нас сегодня в классе?

Дети: Марш.

У.: Какое настроение было у автора, когда он писал данное произведение?

Д.: Торжественное, праздничное, радостное и др.

У.: Композитор, сочинивший этот «Марш», жил более 200 лет тому назад. Он один из самых великих композиторов земли. Мы знакомы с его песней «Сурок». Кто это?

Д.: Бетховен.

У.: Найдите его портрет на доске.

У.: С произведениями Бетховена мы ещё встретимся сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока. Разучивание попевки «Звонкий звонок».

У.: Что напоминает вам звучание этих звуков? На что похоже звучание этих звуков?

Звучит вступление к попевке «Звонкий звонок»

Д.: На звучание звонка.

У.: А как звенит звонок, с каким настроением?

Звучит первое вступление к попевке.

Д.: Весело, звонко.

У.: А как теперь он звенит?

Звучит второе вступление к попевке.

Д.: Грустно, нерадостно.

У.: В первый раз звонок звенит очень весело потому, что рад встречать вас в школе.

Разучивание первой части попевки. Для выражения в музыке первой части попевки светлого, радостного настроения нужно начать петь звонко, но, не форсируя звук. Полезно несколько раз спеть по руке учителя слог звон, обращая внимание на формирование гласной «о», добиваясь упругого звучания.

У.: Ребята, давайте «позвоним» в воображаемый колокольчик так, чтобы на каждый взмах кисти приходилось по одному звуку.

Исполнение.

У.: Чтобы наши движения соответствовали настроению нужно поднять «звоночек» выше, движения руки бодрые, энергичные.

Исполнение.

У.: Во второй раз звонок звенит грустно, потому что уроки закончились.

Разучивание второй части попевки с использованием пластического интонирования.

У.: Чтобы наши движения соответствовали настроению нужно опустить «звоночек» ниже, движения более плавные.

Исполнение попевки «Звонкий звонок» с пластическим интонированием.

У.: Эту попевку сочинил для нас Д. Б. Кабалевский. (Учитель показывает портрет композитора на доске. Дети повторяют фамилию хором.)

IV. Разучивание песни «Про Мурзика».

Звучит загадочная музыка.

У.: Нам нужно угадать, то, что находится в этой сумке. А поможет мне в этом…(Учитель выбирает ученика, завязывает ему глаза, и он, трогая предмет руками, пытается отгадать, что за предмет спрятан в сумке.)

Д.: Это котёнок. (Ученик вытаскивает его из сумки и ставит на стол.)

У.: А зовут его …

Д.: Мурзик.

Дальнейшее разучивание песни «Про Мурзика». На интерактивной доске текст песни.

Работа над 2-ым и 3-им куплетами.

V. Углубление в тему.

У.: Было ли у вас когда-нибудь такое настроение и почему?

Звучит первая часть произведения «Весёлая. Грустная».

Д.: Когда был день рождения… Когда получила пятёрку… (Ответы от детей получать «по-секрету»: - на ухо. (Приём Ш. Амонашвили)).

У.: Такое настроение вы испытывали всегда, когда вам было радостно и легко. А такое состояние вам знакомо?

Звучит вторая часть «Весёлая. Грустная».

Д.: Когда шёл дождь,… когда наступила осень,… когда я посадила цветок, поливала-поливала, а она – завяла…

У.: А почему вы вспомнили эти моменты в своей жизни?

Д.: Потому что музыка была грустная, задумчивая. Она словно вздыхала…

У.: Сейчас мы с вами послушаем это произведение полностью и дадим ему название. А сделать это смогут только настоящие слушатели.

Звучит «Весёлая. Грустная».

У.: Сочинил это произведение Л. В. Бетховен.

А теперь, ребята, вы нарисуете обложку к нотам произведения «Весёлая. Грустная». (Дети получают эскиз обложки нот и под музыку рисуют).

VI. Итог урока.

Сбор рисунков для выставки.

У.: Я благодарю вас за то, что вы были замечательными исполнителями и слушателями. Вы поняли, какие чувства выразили Д. Б. Кабалевский, А. Варламов и Л. В. Бетховен и постарались передать их своим исполнением. Урок окончен.

Музыкальное прощание.

Выход из класса под музыку «Если добрый ты».