Тип урока: Урок решения частных учебных задач с элементами моделирования.
Дидактическая цель: Создать условия для осмысления и осознания новой учебной задачи – определения грамматического значения рода имён существительных – названий живых существ с помощью организации на уроке частично- поисковой работы в группе по решению этой задачи средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова с использованием компьютерных технологий.
Метод обучения: * Частично – поисковый через создание деловой дискуссии в группе при обсуждении данной задачи.
* Метод решения учебных задач.
* Моделирование.
Формы организации учебной деятельности:
- Групповая
- Индивидуальная
- Фронтальная
Средства обучения: Учебник “Русский язык” 4 класс Ломакович С.В.; Тимченко Л.И.;
Дидактический материал на доске;
Раздаточный материал на партах;
Словари;
Ноутбук;
Проектор
Цели урока:
Образовательная: создать условия для решения частной учебной задачи - определения грамматического значения рода имён существительных – названий живых существ
Развивающая: развитие умений и навыков практического применения новой учебной информации в разных типах заданий.
Воспитательная: формирование основных норм этикета при дискуссии, делового обсуждения в группе и в паре.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, целеполагание.
III. Моделирование.
IV. Первичная рефлексия. Самооценка.
V. Первичное усвоение материала.
VIII. Итоговая рефлексия. IX. Домашнее задание. |
риветствие учащихся. Настроились на
урок. - Начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради (дежурные). День вступил в свои права, Снова в дверь стучат слова; Молотки взвалив на плечи, Поклонились мне слегка: - Мы слова из русской речи, Из родного языка. Я Козловский. - О чём говорится в стихотворении? - Но ведь в русском языке огромное количество слов. Сможем ли мы работать со всеми сразу? - А с какими словами мы будем работать, попробуем разгадать. СУП + ЛЕС + ТВИКС + ТЕЛО + Н П=Щ О+Ь - О чём мы будем сегодня вести разговор? - Почему? ПРИЁМ “Ассоциативное солнышко” - Запишите 2-3 ассоциации, когда вы слышите слово существительное, каждый сам. - А теперь посоветовались в паре, дописали, чего нет. - В группе обсудили и дописали. - Из каждой группы по 1 формулировке. - Давайте попробуем сформулировать общее понятие, что же такое имя существительное? - Ребята, а всё ли нам известно про имя существительное? Отметим себя на само оценочной линеечке. - Внимание на доску: ' Знат(ь), п(о)ст(о)вой, уж(ь), [вад’иной’], ж(и,ы)вотное - Что записано на доске? - Какое задание можем выполнить со словами? - На какие группы мы можем распределить все слова? - В строчку, через запятую запишите только существительные. НА ДОСКЕ слова в два столбика. 2 человека работают у доски, остальные в тетрадях. - Что же у нас получилось? - Кто согласен с Настей? - Кто согласен с Димой? - Кто выполнил по – другому? - Кто знает, что означает слово ЗНАТЬ? (в старой России: люди, принадлежащие к старинным богатым семьям). - Можно сказать, что это слово является существительным? - Слово ПОСТОВОЙ, составьте с ним предложение, чтобы нам было понятно, что это существительное. - Ребята, чем интересно слово УЖ? - Давайте обратимся к словарю Репкина и на странице 527 – 528 найдём ответ на этот вопрос. - Все ли значения назвали? - Ребята, обратите внимание, что в словаре даётся не только толкование этого слова, но и, какими частями речи это слово может быть. - Ребята, что объединяет все эти слова? - Вот вы сказали, что у существительного можно определить грамматические значения. - Давайте составим в группах общую модель, которая показывала бы грамматические значения существительных. - С каким грамматическим значением мы работали вчера на уроке? - Почему обвели в кружочек? - Давайте на само оценочной линеечке покажем, где находятся наши знания по определению рода имён существительных. - Вернёмся к словам и попробуем определить род. - По цепочке. – Молодцы! - Вы действительно очень хорошо умеете определять род имени существительного. На слайде предложение, записанное в транскрипции. - С красной строки предложение из транскрипции переведите в буквенную запись. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, нет ли ошибок. - Что заметили в этом предложении? - Докажите, почему здесь необходимо тире. - Попробуем определить род существительных в предложении. ДЕВОЧКА ЛЕРА – БОЛЬШАЯ УМНИЦА. - А теперь попробуем определить род существительных в таком предложении. ВАНЯ ТОЖЕ УМНИЦА. - Вот посмотрите одно и тоже слово, но в одном случае это существительное женского рода, а в другом мужского. От чего это зависит? - Давайте попробуем привести свои примеры таких слов. - Если нет – кроссворд.
- Что интересного в написании этих слов? - Как определить род у таких существительных? - Что нам может подсказать? - Каждой группе своё слово. - Что обнаружили? - Какого стиля эти слова? - Мы ведь не можем писать муж. и ж. род. - Давайте в группах подумаем, а как эти слова можно назвать одним словом. - А где мы ещё можем посмотреть? - Открываем учебник страница 107, прочитаем правило. - Как мы назовём такие имена существительные? - Давайте попробуем применить полученные знания. Выполним упражнение из учебника 135 (устно) - Ребята, а как вы считаете, какого рода существительное КЕНГУРУ? - Трудно? Возникла проблема. - Какое это существительное? (неизменяемое) - Где мы можем узнать? - Давайте посмотрим в словарь страница 272. - Род неизменяемых существительных мы можем узнать, обратившись к словарю. - Чему мы учились сегодня на уроке? - Вернёмся к само оценочной линеечке и посмотрим, повысились ли наши знания. Для того, чтобы ещё лучше разобраться с этим материалом, я вам предлагаю выполнить задание в рабочей тетради упражнение 67. Или упражнение 137 в учебнике. - Я благодарю вас за урок. Спасибо за работу. |