Урок русского языка: "Значение рода имен существительных – названий живых существ"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок решения частных учебных задач с элементами моделирования.

Дидактическая цель: Создать условия для осмысления и осознания новой учебной задачи – определения грамматического значения рода имён существительных – названий живых существ с помощью организации на уроке частично- поисковой работы в группе по решению этой задачи средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова с использованием компьютерных технологий.

Метод обучения: * Частично – поисковый через создание деловой дискуссии в группе при обсуждении данной задачи.

* Метод решения учебных задач.

* Моделирование.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Средства обучения: Учебник “Русский язык” 4 класс Ломакович С.В.; Тимченко Л.И.;

Дидактический материал на доске;

Раздаточный материал на партах;

Словари;

Ноутбук;

Проектор

Цели урока:

Образовательная: создать условия для решения частной учебной задачи - определения грамматического значения рода имён существительных – названий живых существ

Развивающая: развитие умений и навыков практического применения новой учебной информации в разных типах заданий.

Воспитательная: формирование основных норм этикета при дискуссии, делового обсуждения в группе и в паре. 

Ход урока

I. Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Актуализация знаний, целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Первичная рефлексия.

Самооценка.

 

 

 

 

V. Первичное усвоение материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Итоговая рефлексия.

IX. Домашнее задание.

риветствие учащихся. Настроились на урок.

- Начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради (дежурные).

День вступил в свои права,

Снова в дверь стучат слова;

Молотки взвалив на плечи,

Поклонились мне слегка:

- Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

Я Козловский.

- О чём говорится в стихотворении?

- Но ведь в русском языке огромное количество слов. Сможем ли мы работать со всеми сразу?

- А с какими словами мы будем работать, попробуем разгадать.

СУП + ЛЕС + ТВИКС + ТЕЛО + Н

П=Щ О+Ь

- О чём мы будем сегодня вести разговор?

- Почему?

ПРИЁМ “Ассоциативное солнышко”

- Запишите 2-3 ассоциации, когда вы слышите слово существительное, каждый сам.

- А теперь посоветовались в паре, дописали, чего нет.

- В группе обсудили и дописали.

- Из каждой группы по 1 формулировке.

- Давайте попробуем сформулировать общее понятие, что же такое имя существительное?

- Ребята, а всё ли нам известно про имя существительное? Отметим себя на само оценочной линеечке.

- Внимание на доску:

'

Знат(ь), п(о)ст(о)вой, уж(ь), [вад’иной’], ж(и,ы)вотное

- Что записано на доске?

- Какое задание можем выполнить со словами?

- На какие группы мы можем распределить все слова?

- В строчку, через запятую запишите только существительные.

НА ДОСКЕ слова в два столбика. 2 человека работают у доски, остальные в тетрадях.

- Что же у нас получилось?

- Кто согласен с Настей?

- Кто согласен с Димой?

- Кто выполнил по – другому?

- Кто знает, что означает слово ЗНАТЬ?

(в старой России: люди, принадлежащие к старинным богатым семьям).

- Можно сказать, что это слово является существительным?

- Слово ПОСТОВОЙ, составьте с ним предложение, чтобы нам было понятно, что это существительное.

- Ребята, чем интересно слово УЖ?

- Давайте обратимся к словарю Репкина и на странице 527 – 528 найдём ответ на этот вопрос.

- Все ли значения назвали?

- Ребята, обратите внимание, что в словаре даётся не только толкование этого слова, но и, какими частями речи это слово может быть.

- Ребята, что объединяет все эти слова?

- Вот вы сказали, что у существительного можно определить грамматические значения.

- Давайте составим в группах общую модель, которая показывала бы грамматические значения существительных.

- С каким грамматическим значением мы работали вчера на уроке?

- Почему обвели в кружочек?

- Давайте на само оценочной линеечке покажем, где находятся наши знания по определению рода имён существительных.

- Вернёмся к словам и попробуем определить род.

- По цепочке.

– Молодцы!

- Вы действительно очень хорошо умеете определять род имени существительного.

На слайде предложение, записанное в транскрипции.

- С красной строки предложение из транскрипции переведите в буквенную запись.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, нет ли ошибок.

- Что заметили в этом предложении?

- Докажите, почему здесь необходимо тире.

- Попробуем определить род существительных в предложении.

ДЕВОЧКА ЛЕРА – БОЛЬШАЯ УМНИЦА.

- А теперь попробуем определить род существительных в таком предложении.

ВАНЯ ТОЖЕ УМНИЦА.

- Вот посмотрите одно и тоже слово, но в одном случае это существительное женского рода, а в другом мужского. От чего это зависит?

- Давайте попробуем привести свои примеры таких слов.

- Если нет – кроссворд.

  1. Человек, который зазнаётся. (ЗАЗНАЙКА)
  2. Очень жадный человек. (ЖАДИНА)
  3. Тот, кто часто громко плачет. (ПЛАКСА)
  4. Человек, который любит спать. (СОНЯ)
  5. Умный человек. (УМНИЦА).
  6. Неопрятный, грязный человек. (ГРЯЗНУЛЯ)

- Что интересного в написании этих слов?

- Как определить род у таких существительных?

- Что нам может подсказать?

- Каждой группе своё слово.

- Что обнаружили?

- Какого стиля эти слова?

- Мы ведь не можем писать муж. и ж. род.

- Давайте в группах подумаем, а как эти слова можно назвать одним словом.

- А где мы ещё можем посмотреть?

- Открываем учебник страница 107, прочитаем правило.

- Как мы назовём такие имена существительные?

- Давайте попробуем применить полученные знания. Выполним упражнение из учебника 135 (устно)

- Ребята, а как вы считаете, какого рода существительное КЕНГУРУ?

- Трудно? Возникла проблема.

- Какое это существительное? (неизменяемое)

- Где мы можем узнать?

- Давайте посмотрим в словарь страница 272.

- Род неизменяемых существительных мы можем узнать, обратившись к словарю.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Вернёмся к само оценочной линеечке и посмотрим, повысились ли наши знания.

Для того, чтобы ещё лучше разобраться с этим материалом, я вам предлагаю выполнить задание в рабочей тетради упражнение 67.

Или упражнение 137 в учебнике.

- Я благодарю вас за урок. Спасибо за работу.