Мастер-класс: "Семейная экономика"

Разделы: Экономика


Untitled Document

Цели:

  • разумная организация труда;
  • эффективное использование ресурсов в семье;
  • формирование оптимальных потребностей.

Оборудование: схемы, таблицы, карточки, компьютеры, презентация (Приложение 3), таблицы в табличном процессоре Exsel. (Приложение 4)

Задачи: планирование и экономия финансовых, материальных средств и времени.

Тема урока: «Бюджет семьи» (идет показ презентации по ходу действия урока)

Цель: расширить содержание и объем понятий семейный бюджет.

Задачи:

  • закрепить понимание взаимосвязи и взаимозависимости между доходами и расходами;
  • сформировать элементарные умения составления семейного бюджета;
  • пробуждать чувства сопричастности и сопереживания к экономическим проблемам семьи.

Ход урока:

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание?
Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д.
Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы.
Пример:
В одной из школ Санкт-Петербурга ученик открыл свою фирму и в свой выпускной вечер подарил школе набор мягкой мебели.
Нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США.

  1. Составить бюджет школьника
    1. Класс делится на группы (семьи); (Приложение 1)
  2. Фронтальное повторение –
    Теоретические данные:
    Бюджет – это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их «роспись».
    Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Постоянные – расходы, которые можно осуществить в начале какого-либо периода, и они не изменятся к его концу.
Переменные – включают в себя периодические и единовременные расходы.
Циклические – покупка предметов различного срока пользования (мебель, бытовая техника материалы для ремонта квартиры и т.д.)
Сезонные – связаны с определенными сезонными явлениями (заготовка ягод и овощей впрок, закупка семян и удобрений и т. д.)
Непредвиденные – включают в себя расходы, связанные чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т. п.); покупка украшений, произведений искусств.

Рис. 4

Пояснения:
(к рис. 1)

  1. расходы равны доходам – бюджет сбалансированный;
  2. доходы превышают расходы – бюджет имеет дефицит;
  3. расходы превышают доходы – бюджет называется избыточным, профицит;

(к рис. 2)
Денежные доходы складываются из:
- заработной платы;
- пособий, пенсий, стипендий и других социальных выплат;
- доходов от предпринимательской деятельности;
- доходов от операции с личным имуществом и денежными накоплениями (проценты по банковским вкладам, доходы от ценных бумаг и т. д.)

(к рис. 4)
Натуральные доходы состоят в основном из материальных благ, получаемых на приусадебном участке, подарков, выигрышей и т.д.
Льготы получают некоторые категории населения, определенные государственными органами. Например, льготные проездные билеты для студентов, льготы по оплате коммунальных услуг, при покупке лекарств, льготные путевки и т. п.
( к заданию для экспертов)
Первичные потребности – (материальные)пища, одежда, жилье и т.п.
Духовные потребности – знания, приобщение к культурным ценностям, искусству.
Специфические потребности – потребность в здоровье.

2. После фронтального повторения и обобщения понятия «бюджет», его составляющих каждая семья получает карточку с исходными данными, в которой содержится следующая информация:

  1. Работа с группами.

    3. Создается группа экспертов. (Приложение 2)

  2. Итог урока:
    Подводя итог урока, сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Справились ли мы с поставленной целью урока? Проставление оценок за урок. Спасибо.