Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований стандартов. Актуальность разработок системы оценки достижения результатов общего образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью получения информации о результатах современного общего образования для обоснованного принятия решений.(1)
Проблема оценки учебной деятельности - одна из ключевых проблем современной педагогики. Оценка непосредственно связана с эффективностью образования, поскольку именно она является в конечном счете выражением качества обучения.
Сегодня очевиден кризис традиционной системы оценивания. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого потенциала обучающихся, она не в состоянии обеспечить условия для индивидуального развития школьника.
В последнее время в педагогике происходит процесс радикального переосмысления традиционной оценки, осуществляется поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, среди которых выделяются концепции оценки, базирующиеся на:- конечных результатах обучения; стандартах обучения; компетентности ученика; уровне исполнительского мастерства обучающегося.(1)
Цель исследования: получение объективной информации об уровне и качестве освоения образовательной программы в условиях современной оценки образовательных достижений.
Объект исследования: образовательные достижения учащихся по географии.
Предметом исследования: требования к освоению образовательной программы по географии. Требования к результатам образования представляют собой интегральное описание целевых установок.
Гипотеза: если создать условия, когда учащиеся могут, реально оценить свой уровень подготовки, спланировать для себя траекторию обучения, то мы получим объективную информацию об уровне и качестве освоения образовательных программ каждым учеником в условиях современной оценки образовательных достижений.
Существует модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ по Ковалёвой Г.С. и др.(1)
Модель системы оценки результатов
освоения
общеобразовательных программ и её основные
компоненты
Я на своих уроках географии использую как субъективные так и объективные методы оценки учащихся. Для того, чтобы все эти методы были в системе, разработала:
Таблица 1
Ведомость учёта достижений учащихся по _ классу:
ФИО ученика |
Учебные возможности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
С Т И |
% |
||
Иванов |
высокие |
+ + + |
- - - |
- - - |
- + + |
+ + + |
- - + |
+ + + |
- + + |
- - - |
- - - |
- + - |
45 |
Цифрами обозначены специфические географические ЗУН:
1-Коммуникативный блок: умение строить монологическую, диалогическую речь ит.д.
2-Геомоделирование.
3-Геопрогнозирование.
4-Геоанализ.
5-Владение понятиями, терминами, умение их использовать.
6-Использование, интеграция знаний, перенос их в новую ситуацию.7-Характеристика явлений.
8-Комплексное описание по плану, знание плана.
9-Статистическое “чтение ” цифр, “чувство” цифр, анализ, обобщение, выводы.
10-Графические ЗУН (диаграммы, графики, картосхемы и др.)
11-Картографические ЗУН.
12- Суммарные итоги в %.
Буквами С Т И – обозначается стартовый, текущий, итоговый контроль.
Т может быть Т1, Т2,Т3 в зависимости от того сколько тем подлежит контролю.(2,3)
Учебные возможности определяю на основе определения уровней обучаемости и работоспособности по И.М. Чередову . ( 4 )
Таблица 2
Учебные возможности
работоспособность обучаемость |
высокая |
средняя |
низкая |
высокая |
высшие |
высокие |
средние |
средняя |
высокие |
средние |
низкие |
низкая |
средние |
низкие |
низшие |
Таким образом, складывается индивидуальная картина развития каждого ученика по 11 специфическим географическим ЗУН. Строится индивидуальный маршрут образовательного движения по тем пробелам, которые западают. На примере основного звена на диаграммах показана общая картина успеваемости класса по 11 критериям. Анализируя образовательные достижения школьников по их учебным возможностям, четко видно, что у учащихся в 6 классе с низкими учебными возможностями западает 2, 6, 10,11 пункты, следовательно можно объединить этих учащихся в группы и дать задания на отработку данных ЗУНов. Так же строю работу с учащимися других групп учебных возможностей.
Учебные возможности учащихся 6-го класса
Степень усвоенности специфических географических ЗУН на трёхсистемном уровне в 6-м классе
Учебные возможности учащихся 7-го класса
Степень усвоенности специфических географических ЗУН на трёхсистемном уровне в 7-м классе
Учебные возможности учащихся 8-го класса
Степень усвоенности специфических географических ЗУН на трёхсистемном уровне в 8-м классе за последние 3 года
Учебные возможности учащихся 9-го класса
Степень усвоенности специфических географических ЗУН на трёхсистемном уровне в 9-м классе
Учебные возможности учащихся 10-го класса
Степень усвоенности специфических географических ЗУН на трёхсистемном уровне в 10-м классе
Учебные возможности учащихся 11-го класса
Степень усвоенности специфических географических знаний на трёхсистемном уровне в 11-м классе
Для ориентации образовательного процесса на повышение качества образования создаю условия, когда учащиеся могут, реально оценив свой уровень подготовки, спланировать для себя траекторию обучения. Этому способствуют несколько факторов: наличие открытой системы требований и критериев оценивания, развитие у учащихся навыков самооценки своих результатов, рефлексии на оценку своих результатов одноклассниками или учителем и планирования учебной деятельности, направленной на повышение результатов; наличие уровневых требований стандарта, позволяющих видеть перспективу возможного индивидуального прогресса.
Литература
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур А.О. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. www.fipi.ru
- Нефёдова К.А. Агалакова Е.А. Проблемы управления качеством образования. Омск, 1998.
- Нефёдова К.А. Агалакова Е.А. Управление образовательным процессом младших школьников на основе диагностики качества знаний, умений и навыков. Омск, 1993.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М. Просвещение, 1988.