Пословицы и поговорки как средство воспитания и развития младших школьников

Разделы: Начальная школа


Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания.

Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Что как ни пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Почему именно они? Да вот простой случай. Урок труда. Семёну очень хочется быстро закончить работу. Через несколько минут всё уже готово. Но почему то коробочка не закрывается. Семён не просто расстроен, он рассержен на себя, что у него ничего не получилось. “Ну почему?” – спрашивает он. Я ещё ничего не успела ответить, не успела объяснить, что надо было быть внимательнее и выполнять работу строго по проекту, как кто-то из ребят уже быстро отреагировал: “Поспешишь, людей насмешишь. Семь раз отмерь, один раз отрежь”... Вот они простые строки. Они сказаны и сразу всё без лишних объяснений становится понятно. Когда-то услышанная пословица отложилась в голове, запомнилась, запомнилась гораздо лучше всех поучительных объяснений. Почему? Да всё просто.

Во первых, учащиеся младшего школьного возраста ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

Во вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются. Т.е. сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством как воспитания, так и обучения.

Проведя рад исследований и сделав анализ, я пришли к выводу. Учащиеся хотят знать больше пословиц и поговорок и употреблять их в своей речи. Но в основном в обиходе ими употребляются пословицы и поговорки яркие по смыслу, образные, мелодичные исходя из художественной точки зрения.

Можно так же сказать, что и учителя начальных классов понимают значение изучения устного народного творчества в курсе начальной школы. Знают приёмы работы с пословицами и поговорками и успешно применяют их на практике. Они теоретически и практически готовы к их оптимальному изучению. Но всё-таки есть необходимость дополнительного изучения методики работы над пословицами и поговорками.

Работа над языковыми особенностями пословиц и поговорок.

В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет (“Речи как мёд, а дела как полынь”, “Спи камешком, а вставай пёрышком”, “Ласковое слово, что весенний день”…). Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: “В лесу лес не ровен, в миру – люди” (деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер).

Антитеза – одно из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку (Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Готовь летом сани, а что же зимой?...). [4]

Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, “Длинная нитка – ленивая швея”…). Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Уместным здесь будет задание разработанное А.Н.Хлысталовой [1] .

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
За (какой?) головой, как за каменной горой.
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

Огромной изобразительной силой облает метафора. Цель работы с пословицами, содержащими метафору: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте метафоры; накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность; развитие у детей творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

Очень часто в пословицах и поговорках встречается такое средство художественного изображения, основанного на преувеличении, как гипербола. При работе над данным средством необходимо показать детям роль преувеличения. Используя гиперболу народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств как трудолюбие, смелость, терпение…

Многие пословицы и поговорки донесли до нас слова и выражения, которые сейчас крайне редко, или совсем не употребляются в нашей речи – устаревшие слова. Я считаю, что с данными пословицами и поговорками так же необходимо знакомить, ведь это одна из страниц нашей истории. Можно давать задание определять значение устаревших слов по толковому словарю, что будет развивать умение работы со справочным материалом.

Для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен… Такая работа также способствует развитию чувства ритма. Работу над ритмом можно построить следующим образом:

  • в каждом слове необходимо показать ударный и безударный слог (поставить ударение, а безударные гласные над словом выделить горизонтальной чёрточкой);
  • построить схему ритма:
  • Красна птица пером, человек умом.

    - / / - - / - - / - /;

  • соединить пословицу с соответствующей схемой ритма.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с пословицей или поговоркой, вникнуть в её содержание, понять, что в ней главное, основное, о чём, как и с какой целью ведёт рассказ автор. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от её смысла и осознанного намерения читающего обратить на него внимание слушателя, например: прочитать пословицу, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова, как в соответствии с этим изменяется её смысл:

Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и труд всё перетрут.

Пословичные строчки, как правило, объединяются рифмой. Во многих случаях рифмуются слова, которые имеют главное смысловое значение: мать – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять).

Приведённые ниже некоторые игры, упражнения, задания помогут в работе с пословичным материалом. Задания можно изменять, дополнять. И конечно же это не предел. Главное – выдумка.

Игры, упражнение и задания с использованием пословичного материала.

  1. Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.
  2. Вот к примеру, предлагаемая Н.С.Вавиловой подборка пословиц и поговорок к произведению Н.Артюховой “Большая берёза”.[2]

    На этапе анализа (см. приложение)

  3. Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде…).
  4. Сравнение пословиц и поговорок разных народов мира одной тематической группы.
  5. Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним.
  6. а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц;
    б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

  7. “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.
  8. “Вспомните пословицу!” Назвать 20 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец, платье, дрова, телёнок, оса, топор, овца, сапоги, мешок, кувшин.
  9. Назвать пословицы, связанные со всеми изображёнными предметами на какой-либо сюжетной картинке.
  10. Игра “Кто больше?” за определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему , или с определённым словом.
  11. “Дурную траву с поля вон!” Вспомнить, как называют в народе такого человека. Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).
  12. “Пословицы шутят”.
  13. Пословица, тебя мы знаем,
    Но не такою ты была:
    Неужто буква озорная
    Вновь чьё-то место заняла?..
    Первый клин комом.
    Сашу маслом не испортишь.
    Мы сами с ушами.
    Не ноги горшки обжигают.
    От бобра бобра не ищут.
    В здоровом теле здоровый пух.
    Крутится как булка в колесе.
    На безрыбье и бак — рыба.
    Яйца куницу не учат.
    Не делай из муки слова.
    Голода не бойся, по пояс мойся.
    Два сапога — тара.
    Ус хорошо, а два — лучше.
    Голод — не щетка.
    Один в золе не воин.
    Трус своей лени боится.
    Жди у горя погоды.
    Толочь в ступе соду.
    Полк в овечьей шкуре.
    Трус кормит, а лень портит.
    Лучшее — врач хорошего.
    Нашла коза на камень.
    Рожденный ползать метать не может.
    Лось человека не красит.
    Терпение и пруд все перетрут.
    Правда глаза полет.
    Не зная броду, не суйся в моду.
    Купить кита в мешке.

  14. Разъяснить смысл предложенных пословиц.
  15. Отгадать пословицу по двум словам.
  16. Дело - безделье
    Дело - потеха
    Дружба – служба
    (Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

  17. “Добавьте букву!” К каждому слову прибавить одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага – шпагат, база – базар и т.д.) Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.
  18. шпага блок рыба ария тир катер
    база газ плата парк бак бор
    дача свет сачок сон угол рис
    заря шёл клад том дуло сук
    кума пол пот банк тара  

    (Труд человека кормит, а лень портит.)

  19. “Шутка наборщика” Попробуйте расшифровать эту пословицу.
  20. - О - Ч - Л Д - Л - Г - Л - Й - М - Л –!
    (Кончил дело – гуляй смело.)

  21. “Где пословица зарыта?” Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
  22. УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).
    (У страха глаза велики.)

  23. “Поймайте зайцев!” Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все клетки фигуры, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.
  24. З А Д Я Н Д Н
    М У В С И О О
    Я З А Ь Н О Г
    А Ц Й Ш Е П О
    М О Г И А М Й
    И П О Н Е Ш Ь

    (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

  25. “Соберите пословицу!” В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.
  26. а) От иной похвалы хоть в землю уйти.
    Лежебоке и солнце не в пору всходит.
    Не солома красит гумно, а зерно.
    Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
    Где охота и труд, там и поля цветут.
    (Землю солнце красит, а человека труд.)

    б) Все за одного, один за всех.
    Не все то золото, что блестит.
    Не боялся браться, так и не страшись делать.
    Виноватый винится, а правый ничего не боится.
    Из дуги оглобли не сделать.
    (За все браться — ничего не сделать.)

  27. Задания на уроках русского языка с использованием пословичного материала при изучении грамматических тем.

Правописание слов с предлогом и приставками

Сначала подумай, потом говори.
Труд и накормит и научит.
Язык до Киева доведёт.
За край родной иди бесстрашно в бой

Парные звонкие и глухие согласные

Зимою шубка не шутка.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Не будь тороплив, а будь памятлив.
В зимний холод всякий молод.
Снег на полях – хлеб в закромах.
В чужих руках всё дело легко…

При работе с пословичным материалом обратить внимание на следующие моменты:

  • знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках;
  • подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;
  • пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;
  • количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – их не может быть более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут, считает А.Н.Хлысталова [1];
  • перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы, записывают их в тетрадях по чтению, природоведению или запоминают наизусть;
  • некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.

Итак, как показал опыт проведения уроков, на которых был использован пословичный материал, использование вышеназванных типов упражнений не только возможно, но и целесообразно, т.к. пословицы и поговорки:

  • помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;
  • нравственно-этически воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений;
  • помогают, с помощью разнообразных языковых средств, понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость, и выразительность;
  • обогащают и активизируют словарь учащихся;
  • развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;
  • развивают поэтический слух.

Значение пословиц и поговорок очень велико. Не зря ведь сам народ говорит “Имеешь ум – следуй за умом, нет его – следуй за пословицей”. А.С.Пушкин восторженно восклицал: “А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!” “Вот как хорошо сочиняют мужики, - сказал как-то Л.Н.Толстой, читая сборник русских пословиц. – Всё просто, слов мало, а чувства много”.

Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень. А чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Прав Заболоцкий, не правда ли, давайте творить. Народная педагогика была, есть и будет жить и развиваться дальше.

Литература.

  1. Хлысталова А.Н. Литературное развитие мл.школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г.
  2. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68.
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.
  4. Морозова Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова. - Выпуск 3,-1975г.