Тема урока: “Глаголы-исключения”.
Цель: познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи:
- формировать навыки определения спряжения глагола и правописания личных окончаний глаголов;
- обогащать словарный запас, развивать речь, внимание, память, мышление;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- учебник “Русский язык. 4 класс”. Т.Г.Рамзаева;
- для каждого ученика “светофоры” с буквами;
- для каждого ученика конверт с текстом стихотворения о глаголах-исключениях;
- для учителя карточки 1 спр. 2 спр.
- закрытые карточки с глаголами-исключениями;
- экран, мультимедийный проектор или оверхед.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: - Сегодня каждому из вас пришло необычное письмо. Но чтобы узнать, что написано в нём, мы должны пройти испытание: выполнить все задания.
2. Словарная работа.
Играть м_чом, сердце шепчет, подаёт пальто, прогл_тил язык, солнце светит, кл_вать носом.
- На какую орфограмму пропущены буквы? Проверка.
3. Определение темы урока и постановка учебной задачи.
- Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
- Что такое глагол?
- Замените глаголом следующие выражения:
- Доставлять радость кому-либо.
- Вызывать удивление.
- Вести спор.
- Не разрешать делать что-либо.
- Соединять какие-либо части с помощью клея.
В тетрадях дети записывают слова: радовать, удивлять, спорить, запрещать, клеить.
- Что общего в этих словах?
- На какие группы можно разбить? По какому признаку?
- Как определить спряжение глагола?
На доске появляются карточки (см. рисунок 1).
Рисунок 1
- Как изменяется глагол?
- Поставьте данные глаголы в настоящее время, 3 лицо, ед.ч. (2 учеников пишут на доске).
- Как вы рассуждали? (Проверка).
- Как по-другому называется изменение глагола по лицам и числам?
- Над чем сегодня мы будем работать на уроке?
- Верно, сегодня мы продолжим работу по определению спряжения глагола и правописанию окончаний.
- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?
- Допишите слова: бре_т, стел_т.
- Давайте посмотрим, как написаны эти слова в известных стихотворениях.
Учитель проецирует на экран тексты (см. приложения 1 и 2).
“Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер всё умеет:
Сорок лет стрижёт и бреет”.
С.В.Михалков.
“Скачет конь. Простору много.
Сыплет снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль”.
С.Есенин.
- Какое у вас было задание?
- Какое правило вы применили, когда выполняли задание?
- Удалось выполнить задание верно?
- А если эти слова не подчиняются правилу, то, как их назвать?
- Какова тема нашего урока?
- Пришло время открыть конверты и прочитать письмо.
Ученики читают первую часть письма:
“Ко второму спряжению отнесём мы без сомнения
Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.”
Карточки добавляются в первый столбик (см. рисунок 2).
Рисунок 2
- Сделайте вывод о том, как правильно надо написать эти слова в 3 лице, ед.ч., наст. вр. и почему.
- Есть и другие глаголы-исключения. Ответив на
вопросы, вы познакомитесь с ними. Их всего 11.
Запишите в тетради. Учитель отрывает на доске
по одной карточке со словами.
На доске открыты карточки со словами (см. рисунок 3).
Рисунок 3
Ученики читают вторую часть письма:
“И 11 глаголов:
гнать, держать, терпеть, вертеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Но смотреть, дышать, обидеть
И осталось лишь зависеть”.
- Почему эти слова называются “глаголы-исключения”?
- Глаголы-исключения можно запомнить и в другом порядке. Прочитайте правило в учебнике на с.206.
4. Закрепление.
1) Упр. 480 (самостоятельно)
Проверка (каждый ученик читает по 1 словосочетанию и комментирует).
2) Выборочный диктант.
- Выпишите глаголы-исключения.
Учитель читает по одному предложению текст:
Не разрушайте муравьиную кучу. Это – плод больших трудов дружного коллектива. Смотришь на муравьёв и видишь их громадную работу.
- Какие слова выписали? Объясните написание.
5. Итог урока.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что нового для себя вы узнали?
6. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение о глаголах-исключениях.
- Мы прошли все испытания.
- Спасибо за работу!
Ученики отвечают: “Спасибо за урок!”