Конспект урока русского языка в 4-м классе с применением развивающих технологий

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Глаголы-исключения”.

Цель: познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи:

  • формировать навыки определения спряжения глагола и правописания личных окончаний глаголов;
  • обогащать словарный запас, развивать речь, внимание, память, мышление;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык. 4 класс”. Т.Г.Рамзаева;
  • для каждого ученика “светофоры” с буквами;
  • для каждого ученика конверт с текстом стихотворения о глаголах-исключениях;
  • для учителя карточки 1 спр. 2 спр.
  • закрытые карточки с глаголами-исключениями;
  • экран, мультимедийный проектор или оверхед.

Ход урока.

1. Организационный момент.

    Учитель: - Сегодня каждому из вас пришло необычное письмо. Но чтобы узнать, что написано в нём, мы должны пройти испытание: выполнить все задания.

2. Словарная работа.

  1. Словарный диктант (проводится устно). Ученики с помощью “светофоров” показывают, какая пишется буква. Учитель диктует слова: путешествие, шофёр, слева, направо, справа, желать, корабль, вагон, адрес, инженер, директор.
  2. - Выпишите словосочетания, в которых глагол употреблён в переносном значении. На доске открывается запись. Работа выполняется в тетради. Один ученик выполняет на доске.

Играть м_чом, сердце шепчет, подаёт пальто, прогл_тил язык, солнце светит, кл_вать носом.

- На какую орфограмму пропущены буквы? Проверка.

3. Определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

- Что такое глагол?

- Замените глаголом следующие выражения:

  • Доставлять радость кому-либо.
  • Вызывать удивление.
  • Вести спор.
  • Не разрешать делать что-либо.
  • Соединять какие-либо части с помощью клея.

В тетрадях дети записывают слова: радовать, удивлять, спорить, запрещать, клеить.

- Что общего в этих словах?

- На какие группы можно разбить? По какому признаку?

- Как определить спряжение глагола?

На доске появляются карточки (см. рисунок 1).

Рисунок 1

- Как изменяется глагол?

- Поставьте данные глаголы в настоящее время, 3 лицо, ед.ч. (2 учеников пишут на доске).

- Как вы рассуждали? (Проверка).

- Как по-другому называется изменение глагола по лицам и числам?

- Над чем сегодня мы будем работать на уроке?

- Верно, сегодня мы продолжим работу по определению спряжения глагола и правописанию окончаний.

- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?

- Допишите слова: бре_т, стел_т.

- Давайте посмотрим, как написаны эти слова в известных стихотворениях.

Учитель проецирует на экран тексты (см. приложения 1 и 2).

“Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер всё умеет:
Сорок лет стрижёт и бреет”.
С.В.Михалков.

“Скачет конь. Простору много.
Сыплет снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль”.
С.Есенин.

- Какое у вас было задание?

- Какое правило вы применили, когда выполняли задание?

- Удалось выполнить задание верно?

- А если эти слова не подчиняются правилу, то, как их назвать?

- Какова тема нашего урока?

- Пришло время открыть конверты и прочитать письмо.

Ученики читают первую часть письма:

“Ко второму спряжению отнесём мы без сомнения

Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.

Карточки добавляются в первый столбик (см. рисунок 2).

Рисунок 2

- Сделайте вывод о том, как правильно надо написать эти слова в 3 лице, ед.ч., наст. вр. и почему.

- Есть и другие глаголы-исключения. Ответив на вопросы, вы познакомитесь с ними. Их всего 11. Запишите в тетради. Учитель отрывает на доске по одной карточке со словами.

  1. Глагол “перегнать” без приставки … гнать.
  2. Как сказать по-другому: “Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно” - “язык за зубами … держать.
  3. Синоним к слову “сдерживаться” … терпеть.
  4. Хитрить, лукавить – хвостом … вертеть.
  5. На вопрос Красной Шапочки “Бабушка, почему у вас такие большие уши?” Волк ответил: “Чтобы лучше … слышать”.
  6. “Бабушка, почему у вас такие большие глаза?” Волк ответил: “Чтобы лучше … видеть”.
  7. Антоним к слову “любить” … ненавидеть.
  8. Сознательно не замечать что-либо – сквозь пальцы … смотреть.
  9. Слово “дыхание” образовано от глагола … дышать.
  10. От существительного “обида” образуйте глагол … обидеть.
  11. Замените глаголом выражение “Находиться в зависимости” … зависеть.

На доске открыты карточки со словами (см. рисунок 3).

Рисунок 3

Ученики читают вторую часть письма:

“И 11 глаголов:

гнать, держать, терпеть, вертеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Но смотреть, дышать, обидеть
И осталось лишь зависеть”.

- Почему эти слова называются “глаголы-исключения”?

- Глаголы-исключения можно запомнить и в другом порядке. Прочитайте правило в учебнике на с.206.

4. Закрепление.

1) Упр. 480 (самостоятельно)

Проверка (каждый ученик читает по 1 словосочетанию и комментирует).

2) Выборочный диктант.

- Выпишите глаголы-исключения.

Учитель читает по одному предложению текст:

Не разрушайте муравьиную кучу. Это – плод больших трудов дружного коллектива. Смотришь на муравьёв и видишь их громадную работу.

- Какие слова выписали? Объясните написание.

5. Итог урока.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Что нового для себя вы узнали?

6. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение о глаголах-исключениях.

- Мы прошли все испытания.

- Спасибо за работу!

Ученики отвечают: “Спасибо за урок!”

Презентация 1

Презентация 2