Учитель изобразительного искусства и народной культуры: Сорокина Любовь Васильевна.
Цели:
1) дать представление о том, что былины выражают заветную мысль народа о единстве и независимости Руси; что в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича народ воплотил лучшие черты национального характера: истинное свободолюбие, соединенное с чувством долга и ответственности за выбор своего пути, бескорыстие, верность слову;
2) формирование познавательного интереса к истории и культуре русского народа, эстетического вкуса;
3) воспитать чувство национальной гордости и любви к своей Родине.
Оборудование и учебные наглядные пособия:
1)для учителя:
– зрительный ряд: плакат с темой урока; репродукция картины
В. Васнецова “Богатыри”, иллюстрации с видами шлемов, щитов, мечей и сабель, булав и палиц, боевых топоров; плакат с этапами изготовления кольчуги; иллюстрации Змея Горыныча и меча-кладинца; плакаты с пословицами для игры “Собери пословицу”; таблица с новыми словами: песенник-сказатель, былина, быль, богатырь; богатырь в доспехах и с оружием: мечом, щитом и шестопером (человек, одетый в доспехи); кузнец, показывающий этапы изготовления кольчуги (человек, одетый в национальный костюм).
– литературный ряд: русские народные пословицы и поговорки, отрывок из “Слова о полку Игореве”;
– музыкальный ряд: фрагменты аудиозаписи былины “Илья Муромец”;
2) для учащихся: тетрадь.
План урока
I. Организационный момент
.II. Повторение
.На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как образовалось Древнерусское государство.
– В каком году это произошло? (в 862 году н.э.).
– Что решили сделать славяне, чтобы установить мир и порядок в своих землях? (Решили найти себе князя за морем).
Отправились послы и сказали ему: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами”.
– Как звали князя? (Рюрик).
Согласился князь Рюрик и пришел к ним (как сказано в летописи) со всем своим русским родом и дружиной. Поэтому и земля, где они стали княжить, согласно летописи, была названа Русью.
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока “Русь богатырская”, сегодня на уроке вы узнаете, что такое былины, кто такие богатыри, рассмотрите богатырские доспехи и оружие.
IV. Беседа с объяснением.
Давайте вместе совершим сегодня путешествие в Древнюю Русь.
(Звучит аудиозапись фрагмента былины “Илья Муромец”).
Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые – воинственные соседи.
– Какое зло они несли на землю русскую?
Разоряли селения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой богатства, драгоценности. В великом памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” (XII век) так изображена опустошенная после набегов русская земля:
И застонал, братья, Киев от горя,
а Чернигов от напастей,
Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла посреди земли Русской…
Конечно же, страшные потрясения не могли не взволновать душу народа. И создал народ героические песни, которые теперь называются былинами.
Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями (Показ книги “Былины”). Но это не так. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Их исполняли народные песенники-сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. И певцы былин очень ценились – это были люди с сильным голосом, ведь никаких микрофонов тогда еще не существовало. Кроме того, тогда не умели записывать ноты, и сказители могли полагаться только на свою уникальную память.
Само слово былины происходит от слова быль , т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
Но в самом ли деле то, о чем рассказывают былины, правда? Вопрос этот не такой простой.
– Кто из вас читал о Змее Горыныче или о мече-кладенце?
– Скажите, чем покрыт змей? (Чешуей). (Ответы детей)
– Чем необычен был Змей Горыныч? (Ответы детей).
(Демонстрация иллюстрации со Змеем Горынычем).
Он был огнедышащим, с тремя головами. Таков он в сказках и былинах. А если бы мы посмотрели с крепостных стен Киева на колонну врагов в железных доспехах, то мы увидели как бы стальную змею, ползущую по дороге, а по бокам зарево пожаров горящих деревень. А со стороны степи к Киеву ведут три дороги. Вот вам и трехглавый огнедышащий Змей Горыныч.
Что же такое меч-кладенец? (Демонстрация иллюстрации меча). Хороший меч в старину стоил очень дорого. Лучшим мечам даже присваивали имена. Позволить себе такой меч могли далеко не все воины. Поэтому для них такой меч действительно был кладом.
Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только тем, что донесли до нашего времени точные детали прошлого, но и богатейшей фантазией.
– О чем же рассказывают былины?
Былины – это, прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Какие бы трудные времена не были на Руси, всегда находились люди способные защитить свою Родину. Народ в своих сказаниях дал им имя – богатыри (былинные витязи). Витязь – это всадник, воин на коне.
– Почему былинных героев так прославляли песенники-сказители?
Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.
Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословицы? Чтобы их прочитать нужно соединить две части пословиц стрелками. Игра в пословицы “Собери пословицу”. Учащиеся с помощью стрелок соединяют половинки пословиц.
Сам погибай, |
умей защищать. |
– Запишите в тетрадь ту пословицу, которая вам понравилась больше всех.
– Как же выглядели былинные богатыри?
Перед нами репродукция картины “Богатыри” великого русского художника В.М. Васнецова. (Демонстрация репродукции картины В.М. Васнецова “Богатыри”. Беседа по картине). На переднем плане картины – богатыри на защите родной земли.
– Кто из вас знает, каких былинных богатырей изобразил на своей картине В.М. Васнецов? (Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алешу Поповича).
И не потому выделяется Илья Муромец среди других богатырей, что был сильнее их, а потому, что у Ильи Муромца только одна единственная забота – народу послужить! А народ всегда хочет мирной жизни и добрых дел. Давайте послушаем, какой наказ получил от отца перед отъездом в Киев богатырь Илья Муромец, прося отцовского благословения. (Звучит фрагмент аудиозаписи былины “Илья Муромец”)
У каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер. Добрыня Никитич – знатного происхождения, родом из Рязани, Илья Муромец – крестьянин из Муромского села Карачарова, Алеша Попович - “сын соборного попа ростовского”.
Что вам известно о подвигах богатырей, изображенных на картине художника? (Добрыня Никитич сражался со Змеем Горынычем, Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Алеша Попович – Тугарина Змея).
– Ребята, а хотелось бы вам увидеть богатыря вживую, посмотреть какое было вооружение у русского воина? (Ответы детей).
Так как сегодня необычный урок – путешествие в Древнюю Русь, то у нас в гостях богатырь Древней Руси и кузнечных дел мастер.
На уроке появляются “богатырь” (человек одетый в настоящие богатырские доспехи с щитом, мечом и шестопером) и “кузнец” (человек, одетый в русский национальный костюм). Учитель на примере “богатыря” рассказывает учащимся о богатырских доспехах и вооружении.
Историческая справка
Воина в сражениях защищают доспехи. К ним относятся шлем, латы, кольчуга, широкие пояса из металла. Доспехи обычно полностью покрывают тело воина. Их подгоняли под его рост. Но неудобство состояло в том, что облачаться в них и взобраться на коня без помощи оруженосца воин не мог. Выбитый из седла, он был не в состоянии самостоятельно подняться с земли. Металлическая броня хорошо защищала тело, но сковывала движения.
Голову воина в бою защищал шлем. На Руси их было несколько видов
Наверху шлемы часто снабжались флажком. Шею воина укрывала сетка, сделанная из тех же колец, что и кольчуга – “бармица”. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У богатых воинов шлемы отделывались серебром и золотом, а иногда были целиком позолоченные.
Под шлемом на голову надевается мягкий подшлемник. Не слишком-то приятно надевать железный шлем непосредственно на голову, не говоря уж о том, каково в шлеме без подшлемника в бою, под ударом вражеского топора или меча.
Кольчуга – длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Под кольчугу одевается поддоспешник (набивняк) для защиты корпуса. Набивные шорты защищают бедра и колени.
Для защиты предплечья одевается наруч, рук – защищенные рукавицы, колен – наколенники.
Доспехи не только защищали, но и украшали воина. Начищенные, они блестели на солнце.
Древние русские воины пользовались большими миндалевидными щитами. Иногда, русские, сдерживая натиск врага, “плотно смыкали шиты и копья, придавая своим рядам вид стены”. Такую стену не могли сокрушить даже опытные воины. Позже русские взяли на вооружение татарские круглые щиты.
На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку. Существовал и ремень через плечо, чтобы воин мог закинуть щит на спину во время отступления или при необходимости действовать двумя руками. Древние воины стремились разрисовать и украсить свой щит. Древнейшие рисунки служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Что чертили на своих щитах славяне VIII - X вв., к сожалению, доподлинно не известно.
Фон щита окрашивался в самые разнообразные цвета. Но известно, что славяне отдавали предпочтение красному.
Меч. Между клинком и рукоятью находилась крестовина, защищавшая руку от встречного удара. Меч носили в кожаных ножнах, которые располагали не только у пояса, но и за спиной, так, чтобы рукоять торчала над правым плечом.
В отличие от меча сабля имеет кривой клинок, заостренный с одной стороны.
Копье было немного выше человеческого роста.
Кистень – это довольно увесистая костяная или металлическая гирька, приделанная к ремню, цепи или веревке, другой конец которой прикреплялся к короткой деревянной рукояти или просто к руке.
Булава употреблялась в основном конными воинами для нанесения быстрого, неожиданного удара в любом направлении. Достаточно было оглушить ударом по шлему. И с этой задачей булавы наших предков справлялись отлично.
Шестопер – булава с шестью ребрами – “перьями”.
Дополняли вооружение древнерусских воинов ножи. В поединках ножи использовали как орудие рукопашного боя.
Древнейшим орудием был и боевой топор, только называли его в те времена секирой.
А начиналось всякое сражение в те далекие времена обстрелом противника из луков. Хранили луки в особых кожаных футлярах – налучах, а стрелы в колчанах. Стрелок носил налуч с луком на левом боку, а колчан со стрелами – на правом (для удобства при стрельбе).
Издавна был известен на Руси самострел, или арбалет.
В отличие от лука он имел специальный механизм для натягивания тетивы, что значительно увеличивало силу выстрела.
– Доспехи и оружие в старину стоили немалых денег. Их берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.
– Особенно нелегко было изготовить кольчугу и другие виды кольчатых доспехов. На одну кольчугу шло около 20 тысяч колец. Весила она до 17 кг. Хотелось бы вам посмотреть, как делали в старину кольчугу?
– Сейчас кузнечных дел мастер нам это покажет.
“Кузнец” показывает технологию изготовления кольчужного полотна на наковальне. Несколько учащихся помогают ему клепать и скреплять металлические кольца.
V. Итог урока.
1). Обобщение
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в Древнюю Русь.
– Что же нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Сегодня, мы с вами поговорили о былинных героях-богатырях, от которых, преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая русскую землю, и, конечно, они достойны того, чтобы сегодня мы еще раз вспомнили о них.
2) Оценка ответов учащихся и выставление оценок.
3) Домашнее задание.
Литература специальная:
1).Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету “Народная культура”/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова.- 3-е изд., испр. и доп. – М: АРКТИ, 2005.
Литература дополнительная:
1). Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2001.
2). Семенова М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998.
3). Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2005.