Конспект урока "Я помню чудное мгновенье…" — женский портрет в русском искусстве

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Раскрытие образа женщины в творчестве знаменитых русских художников, выполненных в разных стилях.
  2. Умение анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
  3. Развитие умения вести диалог с произведениями искусства.
  4. Воспитание уважительного отношения к женщине.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть образ женщины,
  2. Показать удивительную красоту женского портрета, на примере литературных и живописных работ мастеров: от классицизма до модерна.
  3. Обобщить полученные знания, связанные со стилями в искусстве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint “Я помню чудное мгновенье…” (Приложение1)

Ход урока

Слайд 1

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Сколько раз мы слышали эти слова и столько же раз себе представляли какой-то образ, так давайте попробуем представить женский портрет посредством живописных полотен великих мастеров прошлого – талантливых русских художников.

Слайд 2. После просмотра работ вам необходимо ответить на ключевые вопросы:

  • Почему художниками был выбран именно женский портрет?
  • Какая работа оказала наиболее яркое впечатление? Почему?
  • Прокомментируйте слова: “В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи”. В. Иванова

Слайд 3. Что такое портрет?

Запись в тетради темы урока и заполнение таблицы по схеме: стиль – автор и название работы – вывод. (Приложение 2)

Классицизм

В герое классицистического произведения подчеркиваются стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания.

Слайд 4. В портрете эпохи классицизма отражались общие (родовые) черты личности, нередко в идеализированном виде. Наиболее разработан был жанр парадного портрета, характерный для искусства 18 века. Возникнув в Западной Европе, он служил для прославления монархов и вельмож, поэтому достойная поза, торжественные одежды, сословные аксессуары в таком портрете имели важное значение для характеристики общественного положения человека. В облике подчеркивались ум, самообладание, важность человека государственного.

Слайд 5. Отличается индивидуальностью живописная манера Фёдора Рокотова: лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Поклонник таланта известного русского художника Рокотова в своем имении Рузаевка собрал немало его работ. И среди них – портрет жены хозяина усадьбы. Живопись столь же великолепна, сколь прекрасна изображенная на нем женщина. Описать красоту словами не просто. Под силу это, пожалуй, лишь поэту. Николай Заболоцкий, поэт XX века, тронутый прелестью героини портрета, увековеченной художником посвятил ей замечательные строки:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Слайд 6. Какая знаменитая историческая личность изображена на портрете? Что вы о ней знаете? Найдите сходство и различие в этих картинах. (Портрет Екатерины II)

Слайд 7. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.

По законам классицистической эстетики художник помещал главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет характерны для парадного портрета классицизма.

Слайд 8. Еще раз посмотрите на эти прекрасные портреты и запишите их названия.

Слайд 9. В человеке подчеркивается не столько индивидуальное, своеобразное, сколько типичное, общее. Важен не столько человек как личность, сколько его общественное положение, социальная определенность.

Сентиментализм

Слайд 10. Сентиментализм показывал “человека чувствительного”. Человек замечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а умением чувствовать, богатством внутренней жизни.

Слайд 11. О.Кипренский изобразил героиню повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. Кипренский изобразил Лизу в тоске и печали. Юная милая девушка с тоской смотрит на того, с кем ей должно расстаться. В её руке – красный цветок, символ любви. Нежные, округлые черты лица, сочетание белого и алого цветов в одежде аккомпанируют душе девушки, любящей и кроткой.

Слайд 12. Замечательный образец русского сентиментализма – портрет М.И.Лопухиной работы В.Боровиковского (1797). Мария Ивановна Толстая, в замужестве Лопухина, умерла шесть лет спустя, в возрасте 24 лет. В образе юной красавицы сочетаются изысканность и простота, прямодушие и лукавство, чувство собственного достоинства и кокетство. Но ощущается затаённая грусть в глазах, в хрупкой фигуре, в полуувядших розах в руках. Очень выразителен ритм в картине: плавный изгиб стана повторён в устало опущенной кисти руки, в складках мягко сползающей шали, в склоненных цветах. Поэтична гармония бледно-голубых, розово-сиреневых, приглушенно зеленых тонов, их прозрачность. Грустно-мечтательной задумчивости красавицы соответствует фон: уединенный уголок парка с введенным в него мотивом ржи с васильками – еще не образ реальной природы, но фон, дополняющий настроение.

Слайд 13. Работа Боровиковского вдохновила поэта Я.Полонского на стихотворение:

Она давно прошла. И нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так, часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Слайд 14. Посмотрите на эти прекрасные портреты и запишите их названия.

Слайд 15. Сентиментализм обращает внимание на естественную жизнь человека, его естественные чувства. Главные личностные черты, достойные уважения, - нравственность, мечтательность, добродетельность, чувствительность. Главными действующими лицами могли быть “простые люди”.

Романтизм

Слайд 16. Романтики утверждали: личность превыше всего. “Сфера романтизма, - говорил Белинский, - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией”. Погруженность в глубины духа, напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, грандиозным страстям, к тайным движениям души, к “ночной” ее стороне – сущностные черты романтического искусства.

Слайд 17. Какой он романтический герой? Он устремлен в мир, созданный его воображением, его мечтой, его идеалом зачастую становится свобода, ничем не скованная и не приемлющая ограничений. Романтики не стремились объяснить своеобразие внутреннего мира героя временем, общественной средой.

Слайд 18. Что объединяет эти два портрета? (В. Тропинин “Кружевница”, А. Венецианов “Крестьянка с васильками”)

Слайд 19. Посмотрите на эти прекрасные портреты и запишите их названия.

Слайд 20. Начиная с эпохи романтизма, а потом в реализме 19 века портрет становится углублённо-психологическим, индивидуальным, раскрывающим сложный внутренний мир яркой, необычной личности (в романтизме), сопряжённый с социальными и историческими обстоятельствами (в реализме).

Реализм

Характер человека в реализме обусловлен временем и общественной средой, что получило название психологического детерминизма. Реализму свойственна глубокая психологическая разработка характеров.

В реалистическом герое совмещается индивидуальное и типическое, то есть характерное для многих. Однако в человеке не все может быть прямолинейно объяснено влиянием времени и среды, ему дано право свободного выбора;

Слайд 21. Человек – личность, способная делать нравственный выбор и нести ответственность за этот выбор, именно поэтому проблема личной свободы и нравственного выбора – одна из центральных в реализме.

Слайд 22. Прототипом “Неизвестной” И.Крамского называли Анну Каренину Л.Н.Толстого. Фон в картине – это Петербург. Женщина богато одета, стройна, изящна, но привлекает внимание прежде всего лицо, гордо, с вызовом глядящее из туманного петербургского воздуха. Лицо надменное, но не торжествующее; прекрасное, но не счастливое. В победительном взгляде запрятана печаль.

Слайд 23. Какие цвета доминируют в колорите картин? И. Репин “портрет Стрепетовой П.” и П. Федотов “Портрет Жданович Н.”)

Слайд 24. Посмотрите на эти прекрасные портреты и запишите их названия

Слайд 25. Реализму свойственна глубокая психологическая разработка характеров. Человек – личность!

Модернизм

Модерн (в переводе с французского – “новейший, современный”) стиль не только искусства, но и самой жизни: модерн словно пытался противостоять хаосу действительности, “заклиная” его красотой.

Слайд 26. Это стиль утончённый, изощрённый, “женственный”, несколько болезненный, с любовью ко всему необычному, с культом всего странного. Струящиеся линии дамских платьев, “капризный” книжный шрифт, необычные линии архитектурных строений, прихотливый орнамент увядающих ирисов и лилий на тканях и обоях.

Искусство – это мистическое проникновение в мир невидимый, ирреальный; это интуитивное постижение таинственной сущности мира и души человека, выраженное символами, иносказаниями, намеками. Творец - носитель высшей истины, избранник, лишь ему дана возможность интуитивного проникновения в ирреальный мир.

Слайд 27. Картина Л. Бакста “Ужин” отразила характерное для “серебряного века” представление о женщине как существе загадочном, опасном, влекущем и околдовывающем. У Бакста женщина очаровательна и греховна, пленительна и порочна: гибкая фигурка, остренькое личико, пленительное и порочное, обрамленное рыжими волосами, высокий узкий бокал в холёной руке.

Слайд 28. На картине Д. Щербиновского “Ампир” (1904) - хрупкая женщина, одетая в тончайшее струящееся бледно-голубое платье, мечтательно сидит на залитой мягким солнечным светом веранде. В ее позе и фигуре – женственность и слабость, нежность и трогательная одухотворенность. Женщина как существо земное и неземное одновременно, реальное и таинственное. Импрессионистическая манера письма помогла художнику отразить один миг бытия – преходящий и неуловимый, прекрасный именно в своей неуловимости.

Слайд 29. Художник – творец своей Вселенной, где всё подвластно его воле.

Слайд 30-31. Коридор картин

Слайд 32. Вам необходимо ответить на ключевые вопросы:

  • Почему художниками был выбран именно женский портрет?
  • Какая работа оказала наиболее яркое впечатление? Почему?
  • Прокомментируйте слова: “В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи”. В. Иванова.

Домашнее задание: сделать сравнительный анализ женских портретов, выполненных русскими художниками и зарубежными мастерами.

А завершить наш урок я хочу стихотворением Л. Рогожникова:

Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!”