Использование проектной деятельности при изучении основ бизнес-планирования

Разделы: Экономика


Преподавание экономики в школе – в определённой мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни, которая зависит от экономических законов не меньше, чем законов природы. Современному человеку необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных условиях. Уже в школе необходимо сформировать экономическое мышление и прививать навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

В процессе преподавания курса экономики в школе я использую программу Фонда Хайнца Никсдорфа компьютерный курс “Никсдорф Карл”. Вместе с экономическими знаниями учащиеся получают прекрасную возможность оценки и развития собственных предпринимательских возможностей. Интерактивный режим программы обеспечивает постоянный диалог учащихся с компьютером. Представление учебной информации на уроках строится на основе чередования теоретической части, практических занятий на основе компьютера. Учебный материал реализуется на основе практических заданий, выполняющихся на основе имитационной модели, комментариев к ним и контрольных вопросов, ответы на которые позволяют проследить логику построения решения. Обучаемые имеют возможность поставить себя на место главного героя и аналогичную задачу решить лучше и эффективнее, используя знания, полученные в результате работы в программе. Программа Карл состоит из 12 модулей. При использовании программы как практические задания к основному теоретическому курсу экономики, на каждый из пяти первых модулей программы достаточно двух учебных часов. Последние семь модулей требуют большего времени, если выполняются все задачи.

Практическая направленность программы вызвала у учащихся активный интерес и желание реализовать свою предпринимательскую идею. Поэтому мне пришлось уделить особое внимание понятию бизнес-планирования, изучить структуру бизнес-плана и основные правила его составления. Данная тема не является простой, особенно если учитывать реализацию на практике предпринимательской идеи. Современные издания по теории и практике бизнес-планирования являются дорогостоящими и сложными для понимания. Поэтому я взяла на себя труд подготовить для учащихся нашей школы учебный материал, которым они могут пользоваться при изучении данной темы и который поможет им в работе над бизнес-планом. Все наработки доступны и внесены в персональные компьютеры учащихся.

Одновременно в процессе работы над составлением бизнес-плана я вижу большие перспективы для развития проектной деятельности учащихся (как групповой, так и индивидуальной), т.к. процесс работы над бизнес-планом предполагает сбор необходимой информации, планирование своей деятельности, умение организовать себя.

Для учащихся мной составлена “Моя программа подготовки бизнес-плана” (Microsoft PowerPoint), которая предоставлена в Приложении 1 к статье. Руководствуясь этой программой, учащиеся выполняют свой проект по подготовке и реализации бизнес-плана.

Особую трудность у учащихся вызывает вопрос “С чего начать?” Поэтому пошагово мы определяем, что нужно для того, чтобы грамотно и успешно подготовить бизнес-план.

  1. Решить индивидуально или в группе учащийся будет готовить свой бизнес-план.
  2. Грамотно продумать этапы своей работы.
  3. Учесть все виды своей деятельности.
  4. Понять, что хочешь получить на выходе.
  5. Уметь отстаивать своё решение и доказывать правильность своих решений.

Ниже я приведу примерные разделы программы подготовки бизнес-плана, которые можно при желании педагога уточнить или расширить.

I. Проект – это идея, замысел того, что ты хочешь сделать, чего хочешь добиться.

Претворяя свои мечты в реальность, не забывай:

- нужно быть терпеливым и настойчивым;
- сравнивать себя с самим собой;
- находить в себе скрытые способности.

II. Технология.

Технология – это конкретность целей и последовательность шагов в их реализации. Осуществляя проект, действующий человек постоянно задаёт себе вопросы, совершает вполне конкретные шаги:

а) по определению

- желаемого результата от предполагаемого действия;
- уровня знаний по предложенной теме;
- дополнительных источников сведений;
- возможности использования инструментов и ранее приобретённых навыков;

б) по оценке

- итогов выполнения каждого действия;
- проекта в целом.

III. Технологические шаги работы над бизнес-планом:

- подготовительный этап;
- этап планирования;
- этап разработки бизнес-плана.

IV. Технологические шаги подготовительного этапа.

  1. Выбор предприятия для бизнес-планирования.
  2. Определение временных рамок по составлению бизнес-плана.
  3. Индивидуальным или групповым является проект.
  4. Выбор лидера группы (при групповом проекте).
  5. Изучение учебной литературы по теме.
  6. Определение методов исследования, приёмов исследования.

V. Технологические шаги этапа планирования.

1. Обсуждение возможных вариантов использования бизнес-плана

- личное использование;
- переработка в финансовую заявку.

2. Уточнение сроков предоставления результатов

- конечные;
- промежуточные.

VI. Технологические шаги этапа разработки бизнес-плана.

  1. Указание последовательности выполнения действий по составлению бизнес-плана.
  2. Определение методов, источников сбора необходимой информации (опрос населения, периодическая печать, статистические материалы, обзвон организаций, справочники, информация от родителей, друзей родителей и т. д.).
  3. Распределение заданий в группе (при групповом бизнес-плане)
  4. Уточнение роли и обязанностей лидера (координатора) в группе (при групповом бизнес-плане).
  5. Сбор и обработка информации.
  6. Выявление трудностей в сборе информации и определение путей решения трудностей.
  7. Выбор формы составления бизнес-плана: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

VII. Представление бизнес-плана.

  1. Представление бизнес-плана.
  2. Выводы.
  3. Оценка своей работы.
  4. Оценка работы группы (при групповом бизнес-плане).
  5. Оценка лидера группы (при групповом бизнес-плане).

VIII. Подводя итоги работы над проектом, необходимо:

1. Провести анализ развития своих собственных способностей.

2. Провести исследование эффективности использования своих знаний.

3. Сформировать выводы, характеризующие степень достижения поставленных целей.

4. Приводить внутренние причины и внешние факторы, влияющие на результат.

5. Дать реалистическую самооценку деятельности.

Презентация