Преподавание экономики в школе – в определённой мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни, которая зависит от экономических законов не меньше, чем законов природы. Современному человеку необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных условиях. Уже в школе необходимо сформировать экономическое мышление и прививать навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
В процессе преподавания курса экономики в школе я использую программу Фонда Хайнца Никсдорфа компьютерный курс “Никсдорф Карл”. Вместе с экономическими знаниями учащиеся получают прекрасную возможность оценки и развития собственных предпринимательских возможностей. Интерактивный режим программы обеспечивает постоянный диалог учащихся с компьютером. Представление учебной информации на уроках строится на основе чередования теоретической части, практических занятий на основе компьютера. Учебный материал реализуется на основе практических заданий, выполняющихся на основе имитационной модели, комментариев к ним и контрольных вопросов, ответы на которые позволяют проследить логику построения решения. Обучаемые имеют возможность поставить себя на место главного героя и аналогичную задачу решить лучше и эффективнее, используя знания, полученные в результате работы в программе. Программа Карл состоит из 12 модулей. При использовании программы как практические задания к основному теоретическому курсу экономики, на каждый из пяти первых модулей программы достаточно двух учебных часов. Последние семь модулей требуют большего времени, если выполняются все задачи.
Практическая направленность программы вызвала у учащихся активный интерес и желание реализовать свою предпринимательскую идею. Поэтому мне пришлось уделить особое внимание понятию бизнес-планирования, изучить структуру бизнес-плана и основные правила его составления. Данная тема не является простой, особенно если учитывать реализацию на практике предпринимательской идеи. Современные издания по теории и практике бизнес-планирования являются дорогостоящими и сложными для понимания. Поэтому я взяла на себя труд подготовить для учащихся нашей школы учебный материал, которым они могут пользоваться при изучении данной темы и который поможет им в работе над бизнес-планом. Все наработки доступны и внесены в персональные компьютеры учащихся.
Одновременно в процессе работы над составлением бизнес-плана я вижу большие перспективы для развития проектной деятельности учащихся (как групповой, так и индивидуальной), т.к. процесс работы над бизнес-планом предполагает сбор необходимой информации, планирование своей деятельности, умение организовать себя.
Для учащихся мной составлена “Моя программа подготовки бизнес-плана” (Microsoft PowerPoint), которая предоставлена в Приложении 1 к статье. Руководствуясь этой программой, учащиеся выполняют свой проект по подготовке и реализации бизнес-плана.
Особую трудность у учащихся вызывает вопрос “С чего начать?” Поэтому пошагово мы определяем, что нужно для того, чтобы грамотно и успешно подготовить бизнес-план.
- Решить индивидуально или в группе учащийся будет готовить свой бизнес-план.
- Грамотно продумать этапы своей работы.
- Учесть все виды своей деятельности.
- Понять, что хочешь получить на выходе.
- Уметь отстаивать своё решение и доказывать правильность своих решений.
Ниже я приведу примерные разделы программы подготовки бизнес-плана, которые можно при желании педагога уточнить или расширить.
I. Проект – это идея, замысел того, что ты хочешь сделать, чего хочешь добиться.
Претворяя свои мечты в реальность, не забывай:
- нужно быть терпеливым и настойчивым;
- сравнивать себя с самим собой;
- находить в себе скрытые способности.
II. Технология.
Технология – это конкретность целей и последовательность шагов в их реализации. Осуществляя проект, действующий человек постоянно задаёт себе вопросы, совершает вполне конкретные шаги:
а) по определению
- желаемого результата от предполагаемого
действия;
- уровня знаний по предложенной теме;
- дополнительных источников сведений;
- возможности использования инструментов и ранее
приобретённых навыков;
б) по оценке
- итогов выполнения каждого действия;
- проекта в целом.
III. Технологические шаги работы над бизнес-планом:
- подготовительный этап;
- этап планирования;
- этап разработки бизнес-плана.
IV. Технологические шаги подготовительного этапа.
V. Технологические шаги этапа планирования.
1. Обсуждение возможных вариантов использования бизнес-плана
- личное использование;
- переработка в финансовую заявку.
2. Уточнение сроков предоставления результатов
- конечные;
- промежуточные.
VI. Технологические шаги этапа разработки бизнес-плана.
VII. Представление бизнес-плана.
VIII. Подводя итоги работы над проектом, необходимо:
1. Провести анализ развития своих собственных способностей.
2. Провести исследование эффективности использования своих знаний.
3. Сформировать выводы, характеризующие степень достижения поставленных целей.
4. Приводить внутренние причины и внешние факторы, влияющие на результат.
5. Дать реалистическую самооценку деятельности.