Цели урока:
- Создать условия для понимания противоречий написания предлогов и приставок;
- Создать условия для самостоятельного применения алгоритма проверки;
- Способствовать умению ребенка выбирать упражнения для работы на, уроке, но определять при этом основание выбора;
- Создать условия для наблюдения за способами нахождения слов с опасным орфографическим написанием, работы над ними, для формирования грамотного письма;
- Создание условий для полноценного использования возможностей ребенка.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечание |
1. Организационный момент | - Пожелайте друг другу успешной работы, подарите улыбки. | Прикасаются ладошками, желают друг другу удачи мимикой, улыбкой | Создается спокойная, доброжелательная обстановка. |
2. Запись числа. | - Орфографически правильно проговорим число, а затем запишем. | Дети проговаривают и записывают число в тетради | Контроль за посадкой. |
3. Постановка темы урока и целеполагание. | - Что поможет определить тему
нашего урока? - К какому разделу относится изучаемая тема? - Мы будем открывать новое или применять свои знания? - Где будем работать? - Учебник нужен? - Какие правила правописания будем повторять? |
- Ученики называют учебник Тема: “Учимся различать предлоги и приставки” - К разделу “Правописание”. - Будем применять свои знания. - Нам поможет в работе тетрадь - Нужен только для того, чтобы посмотреть правило. - Повторим транскрипцию, состав слова, подбирать проверочные слова, изменять форму слова, правильно писать предлоги и приставки. |
Работа с учебником. Работа в тетради М.И. Кузнецова “Пишем грамотно”. Определяют по заданиям в тетради. |
4. Планирование. | - Что поможет в достижении цели? | - План работы | План работы записан на доске: (знаковыми обозначениями) |
5. Минутка чистописания | - Какие правила надо вспомнить,
выполняя минутку чистописания? - Обратить внимание на средний элемент буквы ж, на высоту букв, параллельность элементов. - Чему учились на этом этапе? - Можно перейти к следующему этапу? |
- Вспомнить правила посадки - Стараться улучшить почерк - Парный согласный всегда твердый Проверяют и оценивают свою работу - Учились правильно соединять и писать. Ответы детей. |
1) Чистописание Аа 2) Словарная работа Аа (С.Р.) 3) Работа над правописанием. (?) Выполняют упражнение 4) Контроль и (К)Оценка (после каждого этапа урока) |
6. Работа по учебнику | - Вспомним алгоритм работы над упражнением. | - Прочитай задание и подумай - Прочитай упражнение. - Вспомни какие правила помогут выполнить. - Как выполнить? - Выполняю. - Проконтролировать правильно ли выполнил. - Какие задания могу ещё выполнить. - Контроль. |
Звоночек показывает
законченность работы. Учитель напоминает после повторения алгоритм. “Сначала проверь, а потом запиши”. |
7. Работа в рабочей тетради “Пишем грамотно” М.И. Кузнецова. | - Что поможет вам в работе? - С какой целью проводим на каждом уроке работу со словами? - Что можете сказать друг другу? - Какое задание можно придумать? - Какую работу выберем? |
- Знание словарных слов - Лучше запомнить словарные слова, грамотно писать. Контроль в парах. Дети дают советы. - Разобрать по составу, составить предложение, сделать транскрипцию. - Составим предложение. |
Упражнение выполняют
самостоятельно. Звонок показывает законченность работы. Очень важно, чтобы учащиеся могли видеть, какую конкретную работу можно выполнить на данном этапе. |
8. Работа у доски. | - Составляя
предложение, вспомним о теме, которую повторяем. - Что помогло вам правильно писать предлоги и приставки. |
- Составим предложение
с предлогами и приставками. (Варианты предложений) Один ученик записывает предложение с комментированием. - Умение применять правило. |
|
Учащиеся планируют
работу, выбирают упражнение и способ работы над
ним. Звоночек показывает законченность работы. |
|||
9. Работа с упражнением. | - Можно перейти к следующему
этапу. - Предложите с каким упражнением можно поработать, а от какого можно отказаться? - Разберитесь, что трудно в 3 упражнении? - Что поможет? - На что будете обращать внимание? (работа по алгоритму) |
Выбор детей по степени сложности упражнение 1 слишком легкое, а упражнение 3 поможетвыполнить УЗ: Учусь применять правило и правильно писать предлоги и приставки | |
10. Минутка отдыха. | - Как проконтролируем? - Вы наверное устали? И поэтому все встали? Дружно вытянули шеи и как гуси зашипели: |
- По цепочке. | Минута отдыха воспитывает доброжелательное отношение к животным. |
- Пошипели, помолчали и как зайцы поскакали. |
- И за кустиком пропали. - Вдруг мы видим у куста, выпал птенчик из дупла - Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем. - Какое из перечисленных заданий помогает видеть ошибкоопасные места? - Что такое транскрипция? - Какая может возникнуть трудность? - Как будем работать? - Вспомним правило работы в парах.
Алгоритм нашей работы. Слова: заходить За тетрадочкой - Где совпадает написание с произношением? - Где не совпадает? - Чему учились? |
- Поможет транскрипция. - Звуковая запись. - Нужно правильно поставить ударение и выделить опасное место. - В паре. - Думаю сам! - Делюсь с соседом! - Дарю мысль классу!
- Поставь ударение. - Подчеркни ошибкоопасное место. - Сделай буквенную запись. (Дети по транскрипции пишут слова) обращается внимание на написание предлога и пристави Ответы детей. - Находить ошибкоопасные места. Дети оценивают работу большим пальцем вверх -отлично, вниз - у меня ещё не получается. |
Отрабатываем способ проверки, проводиться орфографический тренинг. (При необходимости учащиеся обращаются к “помогалочке”). Звоночек показывает законченность работы. |
|
Рефлексия. | - Чему учились? - Давайте подумаем, кому было трудновыбрать упражнение для работы. - Кому было легко задавать вопросы к теме? - Кому было интересно работать в паре? - Кого можно поблагодарить? - За какое упражнение можно поблагодарить авторов учебника? Почему? |
Учащиеся отвечают на вопросы. Подводят итоги. |
|
Домашнее задание | По выбору упражнение 1 или 2 страница 147 - 148 учебника. | Учащиеся выбирают домашнее задание. | Ребенок выбирает себе задание по силам, определяет его объем самостоятельно. |