Развитие вербального прогнозирования ("смысловой догадки") — залог успешного формирования беглого чтения у детей с трудностями в обучении

Разделы: Начальная школа


Беглое чтение как качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому учебному предмету. Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитывать материал и получать необходимую информацию не только от учителя, но из обязательной и дополнительной литературы.

Неполноценный навык беглого чтения фактически подрывает основу формирования ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность. Переход на беглое чтение предполагает, что глаз ученика охватывает уже не одно слово, а целое словосочетание, в результате чего убыстряется процесс понимания текста. Дальнейшее совершенствование этого навыка позволяет ребёнку перейти на чтение сначала предложением, а затем и абзацем. При этом понимание читаемого вслух начинает опережать произнесение слов, а восприятие текста увеличивается в 2-5 раз.

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребенок владеет синтетическим способом чтения, то есть читает целыми словами, но всё равно читает медленно. Чтение на скорость напоминает бег с препятствиями. Темп чтения неровный, весь смысл прочитанного не постигается. Почему это происходит?

Существует много причин тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить основные: природный темп деятельности, регрессии, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти, отсутствие вербального прогнозирования или “смысловой догадки” (Иногда в литературе встречается термин “антиципации”)

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения. Важную роль в формировании беглого чтения играет “смысловая догадка”. Её появление увеличивает темп чтения, поскольку ученикам становится достаточно воспринять зрительно только часть предложения, а о другой части (в объеме слова, словосочетания) они догадываются, исходя из уже воспринятого контекста.

Например: Светит яркое …. На поля и луга падают его теплые….

Смысловое прогнозирование развивается у детей поэтапно в ходе становления навыка сознательного чтения и его техники. У детей с трудностями в обучении смысловая догадка не возникает сама собой, а если и появляется, то, оказывается несовершенной, нередко приводящей к искажению смысла прочитанного.

Например: ребенок читает: “Девочка бежала по печатной дорожке” вместо “песчаной” Или “Снег полил большими хлопьями” вместо “повалил”

Не поняв содержания прочитанного, ученик в лучшем случае возвращается к началу предложения и перечитывает его вновь, (что замедляет темп чтения) в худшем варианте (тоже такое встречается достаточно часто) – оставляет ошибку без внимания.

Для того чтобы определить, владеет ли ребенок приемом “смыслового прогнозирования” и использует его при чтении, можно предложить ему следующий текст:

Родился зай… в лесу и всё боял…Треснет где-ни…. Сучок, вспорхн.. пти.., упадёт с дере.. ком снега-у зайчи. Душа в пят…

Боял.. день, боял.. два, боял.. неде..,боял.. год; а потом вырос он боль… и вдруг надо.. ему боят…

- Ник… я не бою..! – крикн.. он на весь лес. – Вот не бою.. нисколь.., и всё тут!

Д.Мамин-Сибиряк

Зафиксируем время, которое потратил ребенок на чтение текста. Отмечаем это для себя. Наблюдаем, как долго думает ребенок над окончанием слова.

Затем предлагаем прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять отмечаем время, за которое он прочитал.

“Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.

Боялся день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.

- Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!”

Сравниваем время, которое понадобилось ребенку при чтении первого и второго вариантов текста. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит, при чтении ребенок пользуется приемом “вербального прогнозирования” Он догадывается о содержании фразы по смыслу и ему не требуется слишком много времени на обдумывание неоконченных слов. Более точный вывод о тех трудностях, которые испытывает ребенок при смысловой догадке, помогут сделать наблюдения за тем, как читал ученик. Проанализируем, над какими словами дольше думал ребенок, и много ли было таких слов. Если слов, над которыми ребенок думал долго, оказалось много, то необходимо вести целенаправленную работу над развитием “смыслового прогнозирования”

В классах коррекционно-развивающего обучения данная работа начинается с первого класса, когда дети восстанавливают недостающую букву в слове, добавляют слог до целого слова, учатся догадываться о слове, ориентируясь на рассыпанные буквы. Приложение 1.

В последующих классах предусматривается серия упражнений по восстановлению целостности предложений, текста. Это такие задания, как заканчивание предложений, вставка пропущенного слова, словосочетания, составление второй части сложного предложения, исходя из смысла. Восстановление деформированного теста. Приложение 2.

Специальная работа по развитию смыслового прогнозирования ведется на каждом уроке чтения. Здесь важно, прежде всего, показать учащимся механизм действия смысловой догадки. С этой целью после анализа текста, относительно простого по содержанию, некоторые предложения выносятся на доску с пропуском либо слов в целом, либо его частей. Усечение слова может доходить до одной первой буквы, являющейся опорной для прогнозирования слова.

Например: в 4 класса после про чтения сказки Павла Петровича Бажова “Серебряное копытце” (учебник “Родная речь”, Москва “Просвещение”, 2006 год издания) Ребятам предлагается прочитать следующий отрывок из текста, вставляя пропущенные слова.

Жил на нашем заводе…один, по прозвищу…Семьи у Коковани…, он и придумал взять в дети ….

Учащиеся прочитывают текст “ про себя”, а затем вслух плавно, чтобы нельзя было узнать, какие слова восстанавливались по ходу. Упражнения подобного рода воспитывают у детей умение догадываться о пропущенном слове, ориентируясь на контекст, позволяют еще раз вернуться к чтению произведения.

Для развития операции прогнозирования полезны и такие задания:

прочитай заголовок, скажи о чем (о ком) пойдет речь в этом рассказе;

прочитай рассказ и рассмотри иллюстрации. Какой рассказ можно составить на их основе?

читаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Например, в том же учебнике для 4 класса есть рассказ Александра Ивановича Куприна “Барбос и Жулька”. Перед проведением подготовительной беседы сообщаем название произведения и его автора. Затем задаем вопросы:

Как вы думаете, о ком пойдет речь в данном произведении? ( Если учащиеся затрудняются ответить, задаем наводящий вопрос) Каким животным чаще всего дают клички Барбос, Жулька?

Каким вам представляется Барбос? А Жулька? Попробуйте описать внешний вид собак. А как вы думает, какой характер у Барбоса? Жульки? Как чаще всего люди называют собак” (четвероногий друг) Почему?

Заключая эту часть урока необходимо сказать ребятам, что сегодня они узнают еще об одном случае верности преданности собаки своим хозяевам.

Подготовку учащихся к работе над рассказом Виктора Юзефовича Драгунского “Что любит Мишка” можно осуществить следующим образом: учащимся предлагается прочитать название произведения и его автора. Вспомнить какие произведения этого автора они читали. Чем отличаются его произведения? (они юмористические, смешные) Предложить рассмотреть иллюстрации к произведению, а затем самим сочинить начало рассказа. Учитель предлагает опорные слова (с записью на доске), которые можно использовать при составлении рассказа. Например: музыка, слоненок, котенок, древние воины, конфеты, булки, плюшки, сушки, мороженое и многое другое.

Прослушав все сочинения ребят, предложить прочитать произведение В.Ю Драгунского “Что любит Мишка”

Для длительной и регулярной работы над формированием смыслового прогнозирования можно использовать прием чтения с решеткой. Приложение 3.

Решетка накладывается на печатный текст, скрывая часть слов. Ребенок будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Использовать чтение текстов и рассказов с решеткой необходимо проводить на каждом уроке чтения или на коррекционных часах. Положительный результат достигается при ежедневном чтении с решеткой по 10-15 минут. Очень важно! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать на увеличении скорости чтения.

Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

Например:

Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

Поздней осенью, как обычно, зацвели яблони.

Такие фразы с несуразицами можно придумать самим. Важно, чтобы ребенок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чем ошибка.

Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию смысловой догадки. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно-логической памяти. Благодаря необходимости учета ранее прочитанных слов при заполнении пропусков, а также из-за вынужденных задержек при определении пропущенных букв, создается дополнительная нагрузка на память. И преодолевается она через целостный охват предложения, при возвратах к предшествующим словам.