Структура урока
Этап урока.
- Беседа: ”Что такое память?” 2. Практическая работа
- Игры на внимание.
- Игры на развитие памяти.
- Игра на запоминание
- Подведение итогов.
Оборудование.
- кроссворд
- слова на доске
- 5-7 различных предметов
1. Цель урока – определение темы урока, ответить на вопросы: “Что такое память?”
Отгадывание кроссворда.
Это задание поможет нам узнать, о чём пойдёт речь на уроке.
Пенал | 1) Ящик для хранения ручки, карандаш. |
Алфавит | 2) Буквы, расположенные в определённом порядке |
Март | 3) Третий месяц календарного года. |
Яблоко | 4) Плод яблони. |
Тетрадь | 5) Чистые листы чистой бумаги в обложке. |
Ь |
Прочитайте сверху вниз какое же слово получилось?
О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Какая тема нашего урока?
Беседа: “Что такое память?”
- Что такое память?
- Про какого человека говорят, что у него память хорошая?
- Можно ли всё помнить? Например: (всех людей и все предметы, которые увидел, все разговоры, какие услышал и т.д.) Это невозможно!
- А у вас какая память? Давайте посмотрим. Вспомните, что было с вами сегодня утром: что вы делали, с кем и о чём разговаривали, о чём думали?
- Что помнится лучше?
Вывод: лучше помнится действия.
- А теперь попробуйте вспомнить, что вы делали утром в среду на прошлой неделе (что думали, что говорили)
- События, какого дня помнятся лучше, почему?
Вывод: лучше помнится последнее.
- А теперь вспомните день 31 декабря, Новый год.
- Почему он хорошо помнится?
Вывод: лучше помнится интересное (значимое) событие.
- Чтение и обсуждение стихотворения Э. Успенского “Память”. Приложение 1.
- А может всё-таки у этого мальчика память хорошая?
- Может он, плохо запоминает слова и предложения, даже слов “зря” забыл, как говорят; но хорошо помнит номера телефонов, или лица, или мелодии?…(показать, что нет хорошей “памяти вообще”, а есть хорошая память на…(звуки, слова, символы и. т. д.)
- А ещё, одни люди лучше запоминают, что увидят, а другие – что услышат. Может у этого мальчика была хорошая зрительная память?
2. Практическая работа. Определение типа памяти (зрительная или слуховая)
Цель данного этапа урока – показать, что бывают различные виды памяти, дать рекомендации по заучиванию.
а) зрительная память
Игра: “Рисуем узоры по памяти”.
Посмотрите на узор: воспроизвести его по памяти. Приложение 2.
б) слуховая память.
Игра “Запоминаем, рисуя”.
Я буду медленно читать слова один раз. А вы как можно больше слов запоминайте на слух. После этого в течение одной минуты будете изображать в виде рисунков, что запомнили.
Слова для запоминания:
Мяч, солнце, круг, зонтик, ёлочка, сердце, точка, бусы, чашка, карандаш. (10 слов)
Вывод: о “ качестве” памяти:
- 1 – 2 слова – “плохая”
- 3 – 4 слова – “средняя”
- 5 – 7 – “ хорошая”
- 8 – 9 – “очень хорошая”
Рекомендации по заучиванию: если зрительная память преобладает, то читать самому, делать какие-то записи, схемы. Если слуховая память – читать самому вслух, можно воспользоваться при заучивании магнитофоном или чьей-то помощью. Приложение 3.
3. Игра на запоминание: “Живые скульптуры”.
“ Скульптурная группа”: 3 – 4 детей принимают определённые положения, потом его изменяют.
Нужно восстановить, как было.
4. Игры на развитие памяти.
а) Игра: “Повтори”
“ В саду у бабушки растут яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: “ В саду у бабушки растут яблоки, груши, и. т. д.” Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет своё что-то от себя.
б) Игра: “Снежный ком”.
Я буду передавать флажок, я начинаю, вы продолжите игру.
Подобрать слова на тему: “Школа” или “Животные”.
в) Игра: “Пересказ по кругу”.
Каждый говорит по одному предложению до тех пор, пока не расскажете сказку: “Курочка Ряба”.
г) Игра на запоминание.
Учитель поочерёдно предъявляет три группы слов, организованных по - разному. Дети должны повторить каждую группу слов и сделать вывод о прочности запоминания этой группы слов.
Примеры группы слов:
- Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками (т. е. слова организованы в предложение)
- Автомобиль, груша, крокодил, море, пуговица, понедельник, журнал (т. е. отдельные слова, хорошо знакомые детям)
- Палитра, аркан, флигель, околица, барокко (т. е. незнакомые отдельные слова)
Вывод: лучше всего запоминаются “организованные слова” и те, смысл которых понятен.
Следовательно, если хочешь что – то запомнить, нужно понять смысл.
5. Подведение итогов урока в виде диалога: “Если бы памяти не было”.
Вывод: знания и память становятся орудием выживания.
Использованная литература:
- Коломинский Я. Л “Психология: человек” М., “Просвещение”, 1988
- “Практическая психология для дошкольников” Санкт – Петербург, 1993
- Сидорова Л. А. “Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений” в журнале “Начальная школа”, 1989, № 3, с. 21-25
- Шейх-Заде “Суперпамять: древняя методика мнемотехники” Краснодар, 1991