Ты хочешь нравиться людям? - Цени их ум.
К.А. Гельвеций.
Ведущий передачи “Сто к одному” “Александр Гуревич считает, что наличие ума для человека – необходимость, потому что глупость – это один из самих ужасных человеческих пороков”.
По мнению Юрия Вяземского, ведущего программы “Умники и умницы”, “ум – это дар божий” (“Российская газета”, 29 июня 2007 г., с 48. Борис “Крюк, ведущий передачи “Что? Где? Когда?” “ Российская газета”, 29 июня 2007 г. с 48)
Именно мифы впитали в себя мудрость, думы, мечты, поверье народов. Они звали воинов совершать подвиг. Мифы переходили из поколения в поколение в песнях и рассказах. В какие бы давние времена ни возникли мифы, они не остались мертвым наследием прошлого. Каждый из них живет и сейчас. Войдите в страну мифов! Это страна поэзии и мудрости. Она богата и прекрасна.
Особый интерес к мифологии русского народа сопряжен с пристальным изучением истории культуры, мифологический период развития который был естественным этапом ее развития, Мифология открывает возможности для раскрытия особенностей мироведения далеких предков, понимания и оценки ими своей жизни и деятельности.
Изучая старину, человек одновременно лучше постигает особенности современной ему культуры и самого себя, живущего в культуре и созидающего её.
Русская и вообще славянская культура не похожа на греческую и германоскандинавскую, тем она и уникальна. Мифология русского народа была реализована в самой обыденной жизни, в поверьях и суеверьях, в обрядах и ритуалах, в языке повседневного общения. В этом ее неповторимая своеобразие. Мифические герои стремились не к личному спасению, искуплению, а защите родовых традиций и обычаев, своего отечества, племенных красавиц, а то и всего русского народа.
Русская мифология до сих пор не достаточно изучена, обобщена и систематизирована, и поэтому она может стать предметом исследований учащихся школы.
Цель: Развитие способности учеников в процессе размышления и “обсуждение явить новое для себя знание”.1
Задачи:
- Изучить мифы как способ постижение истоков русской культуры;
- Приобщить учеников к культуре своего народа как одному из способов воспитания чувства патриотизма;
- Изучать исторические и культурные корни своего народа.
Участники: учащиеся 6-х классов (4 команды, составленные из учебников разного уровня, мальчиков и девочек, во главе с капитаном).
План подготовки и проведения внеклассного мероприятия.
Подготовительная работа.
Организатор-консультант;
Ведущий, возможны соведущие игры (учителя, родители, учащиеся старших классов школы);
Команды учащихся создаются на добровольной основе, выбирают капитана, возможен другой вариант создания команд: сначала избираются капитаны, они создают команды, но принцип добровольности сохраняется.
Капитан и команды придумывают названия с учетом заявленной темы конкурса и знаки отличия команды.
Подготовиться к игре помогают родители.
Оформление мероприятия могут быть рисунки, выполненные под руководством учителя ИЗО; поделки, сделанные с учителями технологии; библиотекарь; готовит выставку книг по мифам русского народа; на подготовительном этапе с учащимися работают учителя русского языка и литературы, истории; желательно привлечение учителей музыки и информатики.
Курирует подготовительную работу к внеклассному мероприятию классный руководитель.
Оборудование: пронумерованные конверты с вопросами для участников и карточки с правильными ответами для жюри – изготавливают учащиеся старших классов вместе с автором игры-конкурса.
Для успешного проведения подобного мероприятия время на подготовку составляет 1 месяц.
Проведение игры-конкурса “Мифология русского народа”
“Будьте внимательнык мыслям – они начало поступков”1
Журнал “РФ сегодня”, № 14, 2007 г. с 36
Ведущий приветствует всех участников мероприятия и желает удачи.
Команды внимательно слушают условия игры.
Жюри (координатор детского движения или библиотекарь, учащиеся старших классов).
3 человека рассказывают критерии оценки команд (для подведения итогов используется школьная доска).
Расположение участников конкурса.
Ведущий приглашает первую команду на игру, знакомит участников конкурса с командой и капитаном.
Вопросы 1 команде (Первый блок)
- Что такое миф? (это первое представление человека о мире)
- Какими были самые первые мифы? (это рассказы о происхождении мира и богов).
- Что представляет собой второй вид мифов? (мифы о героях).
- Миф – произведение фольклорное или литературное? (миф древнее фольклора и тем более литературы).
- В чем познавательная функция мифа? (древний человек считал, что все, о чем рассказывается в мифе, было на самом деле) Число вопросов увеличить до 10.
- Какие черты характера объединяют героев мифов? Чем они похожи друг на друга? (мужество, сила, честность, ум, красота поступков).
- Как называются произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, а также о деяниях древних богов и героев? (Мифы).
- Произведение – поэтический рассказ о былом с элементами вымысла? (Легенда).
- Произведение, где действие совершается в неопределенное время (“давным-давно”), в вымышленном мире (“в тридевятом царстве”), герои – плод фантазии? (сказка).
- Почему мифологические образы вошли в сокровищницу мировой культуры и активно используются в литературе и искусстве до нашего времени? (Это идеал гармонии - равновесия. Человек красив, соразмерен, умен, физически силен. Это вечный идеал человека к которому во все времена стремились, стремятся и будут стремится).
Подводятся итоги 1 игры.
Жюри оформляет результаты на доске.
Ведущий приглашает на игру вторую команду и напоминает о том, что ответ на вопросы команда готовит 1 минуту: за этим следит один из членов жюри.
Вопросы команде № 2 (Второй блок)
- Почему Ярославна в “В слове о полку игореве обращается к ветру? (Сами ветры веют стрелы).
- В чем смысл верха в мифологии? (Земля есть верх по отношению к подземному миру).
- Самостоятельный мифический персонаж, который сопровождает Зиму? (Метель).
- В чем мифический смысл низа? (Земля есть “низ” по отношению к небу).
- Мифическое воплощение ночи в противоположность дневному светилу? (Месяц)
- Мифический персонаж женского рода, считалось супругой Солнца или Дажьбога (Луна).
- Мифическая сестра Солнца, красная девица. Она расстилает по небу розовую нетленную фату или ризу, укрывая мир от враждебных чар, прогоняет зло своими огненными стрелами? (Заря).
- Почему дождь во время свадьбы почитался как предвещающий счастье. Выйти в путь или начать какое-либо дело в дождь – человеку будет сопутствовать удача? (Дождь – символ плодотворящей силы, оздоравливает и дарует счастье; знак обилия и благодати).
- Утренняя заря Денница является личным вестником кого? (Дня)
- Когда некий подземно-подводный Ящер о двух головах проглатывает Солнце? (Ночью).
Итоги второй игры фиксируются на доске.
Далее в игре возможна музыкальная пауза, подготовленная под руководством учителя музыки.
Ведущий приглашает на игру 3 команду и напоминает игрокам о необходимости давать полные исчерпывающие ответы: это формирует речевое умение говорить, а участники конкурса отрабатывают навык очень сложный - слушать.
Вопросы команде № 3. (Третий блок)
- Под этим деревом у славян проходили важнейшие коллективные собрание, суды, свадьбы, с его крепостью сравнивали героя, богатыря, это дерево мужчин? (Дуб)
- Почему ель считается деревом жизни и долголетие и с нее начинается новый годовой цикл? (Ель была завезена из Германии в качестве рождественского украшения и быстро распространилась в городском быту).
- Дерево это знаменовало мужество и борьбу с врагами и одновременно счастье, любовь и красоту, плоды у него ярко-красные, как бы “каленые”? (Калина)
- Почему клен сравнивается с ухаживающим за девицей добрым молодцем, он распускается там, где проезжает возлюбленный? (Мифологический мужской знак, в клена был некогда превращен человек, по этой причине с кленом обращались по-особому: не топили кленовыми дровами печь. В легендах клен вырастает на могиле безвинно погубленного человека).
- Воплощение весенне-летней живительной силы, дерево славянской богини любви и красоты Лады, “девичье”, любовное дерево, обладающее особой магической силой? (Липа).
- Почему родилась вера в то, что можжевельник, верес, кедр способны преодолевать смерить и утверждать жизнь? (Эти растения вечнозеленые, хвойные, имеют характерный бальзамический запах (особенно при сжигании).
- Дерево с красной корой, которая и повлияла на христианские легенды об особом цвете дерева, ветки его использовали как оберег для защиты от непогоды, от болезней? (Ольха)
- Почему у осины листья дрожат даже при тихой погоде? (Осина – проклятое дерево, не признавшее Христа во время его бегства в Египет. Осина не склонилась перед ним во время крестного пути).
- Дерево связано с небесным огнем. Вечера со сплошными мрачными грозовыми тучами и молниями называли воробьиными ночами. Как называется это растение? (Рябина).
- Почему в поэтической традиции береза превратилась в символ весны, девичества, отечества? (Береза – воплощение света, чистоты и плодородие, любимое дерево русалок, которые качаются на ее ветвях).
Ведущий благодарит за игру 3 команду.
“Ведущий должен уметь слушать…”
Приглашает последнюю команду на конкурс.
“Телесемь”, № 35, 2007 г. с 21
Вопросы команде № 4 (Четвертый блок)
- Устойчивая мифическая персонификация огня. Любительница кур? (Лиса)
- Зверь, который наделен демоническими чертами. Но он известен и как воплощение светлых стихий, пожиратель чертей охранитель посевов? (Волк)
- Покровитель растительного мира, все знает о лесе и без по ведома не ломается ни одна ветка, отождествляется с плодородием? (Заяц)
- Почему лошадь занимается почетное место в русской мифологии, принадлежит к вещим животным? (Конь наделен мудростью и даром предвидения; чуя беду, предупреждая хозяина об опасности, конь спотыкается).
- Почему корова соотносится с представлениями о богатстве и сама считается охранительницей кладов? (Корова в мифологии соотносится с небесными стихиями. Красная корова сторожит золото и медь, а белая – серебро).
- Животное, которое более всего связано с ведьмами и нечистой силой, черт – оборотень, но он же и любимец Домового? (Кот)
- Считается, что он является предком людей или сам произошел от человека, может ходить на задних лапах, имеет сходные с человеком глаза? (Медведь)
- Почему козел является воплощением плодородия, относится к чистым животным, способным отгонять вредоносные силы?(Козел- одно из древнейших жертвенных животных).
- Почему после Ильина дня (2 августа) купаться в реке нельзя? (Олень – жертвенное животное охотничьего периода прибегает к реке и моет свои рога, от того вода становиться холодной).
- Мифическая птица, которая относиться к разряду вещих птиц. Считался “батраком соловья, так как уступает ему в пении, но он является приятелем медведя, предупреждает его об опасности? (Дрозд).
Сыграла последняя команда.
Подводятся итоги.
Жюри подводит итог всей игры.
Награждает победителей, вручает поощрительные призы. Ведущий благодарит всех участников и приглашает к дальнейшему сотрудничеству.
Вывод для организаторов.
Учащиеся во время подготовки формировали умение отбирать и читать книги на определенную тему.
Библиография
- Мифы и легенды Европы, Саратов, “Надежда”, 1994 г.
- В. Шуклин “Русский мифологический словарь”, Екатеринбург, “Уральское издательство”, 2001 г.
- “Мифологический словарь” Главный редактор Е.М. Мелетинский. Москва. “Советская энциклопедия”, 1991 г.