Интеллектуальная игра-конкурс "Мифология русского народа"

Разделы: Внеклассная работа


Ты хочешь нравиться людям? - Цени их ум.

К.А. Гельвеций.

Ведущий передачи “Сто к одному” “Александр Гуревич считает, что наличие ума для человека – необходимость, потому что глупость – это один из самих ужасных человеческих пороков”.

По мнению Юрия Вяземского, ведущего программы “Умники и умницы”, “ум – это дар божий” (“Российская газета”, 29 июня 2007 г., с 48. Борис “Крюк, ведущий передачи “Что? Где? Когда?” “ Российская газета”, 29 июня 2007 г. с 48)

Именно мифы впитали в себя мудрость, думы, мечты, поверье народов. Они звали воинов совершать подвиг. Мифы переходили из поколения в поколение в песнях и рассказах. В какие бы давние времена ни возникли мифы, они не остались мертвым наследием прошлого. Каждый из них живет и сейчас. Войдите в страну мифов! Это страна поэзии и мудрости. Она богата и прекрасна.

Особый интерес к мифологии русского народа сопряжен с пристальным изучением истории культуры, мифологический период развития который был естественным этапом ее развития, Мифология открывает возможности для раскрытия особенностей мироведения далеких предков, понимания и оценки ими своей жизни и деятельности.

Изучая старину, человек одновременно лучше постигает особенности современной ему культуры и самого себя, живущего в культуре и созидающего её.

Русская и вообще славянская культура не похожа на греческую и германоскандинавскую, тем она и уникальна. Мифология русского народа была реализована в самой обыденной жизни, в поверьях и суеверьях, в обрядах и ритуалах, в языке повседневного общения. В этом ее неповторимая своеобразие. Мифические герои стремились не к личному спасению, искуплению, а защите родовых традиций и обычаев, своего отечества, племенных красавиц, а то и всего русского народа.

Русская мифология до сих пор не достаточно изучена, обобщена и систематизирована, и поэтому она может стать предметом исследований учащихся школы.

Цель: Развитие способности учеников в процессе размышления и “обсуждение явить новое для себя знание”.1

Задачи:

  1. Изучить мифы как способ постижение истоков русской культуры;
  2. Приобщить учеников к культуре своего народа как одному из способов воспитания чувства патриотизма;
  3. Изучать исторические и культурные корни своего народа.

Участники: учащиеся 6-х классов (4 команды, составленные из учебников разного уровня, мальчиков и девочек, во главе с капитаном).

План подготовки и проведения внеклассного мероприятия.

Подготовительная работа.

Организатор-консультант;

Ведущий, возможны соведущие игры (учителя, родители, учащиеся старших классов школы);

Команды учащихся создаются на добровольной основе, выбирают капитана, возможен другой вариант создания команд: сначала избираются капитаны, они создают команды, но принцип добровольности сохраняется.

Капитан и команды придумывают названия с учетом заявленной темы конкурса и знаки отличия команды.

Подготовиться к игре помогают родители.

Оформление мероприятия могут быть рисунки, выполненные под руководством учителя ИЗО; поделки, сделанные с учителями технологии; библиотекарь; готовит выставку книг по мифам русского народа; на подготовительном этапе с учащимися работают учителя русского языка и литературы, истории; желательно привлечение учителей музыки и информатики.

Курирует подготовительную работу к внеклассному мероприятию классный руководитель.

Оборудование: пронумерованные конверты с вопросами для участников и карточки с правильными ответами для жюри – изготавливают учащиеся старших классов вместе с автором игры-конкурса.

Для успешного проведения подобного мероприятия время на подготовку составляет 1 месяц.

Проведение игры-конкурса “Мифология русского народа”

“Будьте внимательнык мыслям – они начало поступков”1

Журнал “РФ сегодня”, № 14, 2007 г. с 36

Ведущий приветствует всех участников мероприятия и желает удачи.

Команды внимательно слушают условия игры.

Жюри (координатор детского движения или библиотекарь, учащиеся старших классов).

3 человека рассказывают критерии оценки команд (для подведения итогов используется школьная доска).

Расположение участников конкурса.

Ведущий приглашает первую команду на игру, знакомит участников конкурса с командой и капитаном.

Вопросы 1 команде (Первый блок)

  1. Что такое миф? (это первое представление человека о мире)
  2. Какими были самые первые мифы? (это рассказы о происхождении мира и богов).
  3. Что представляет собой второй вид мифов? (мифы о героях).
  4. Миф – произведение фольклорное или литературное? (миф древнее фольклора и тем более литературы).
  5. В чем познавательная функция мифа? (древний человек считал, что все, о чем рассказывается в мифе, было на самом деле) Число вопросов увеличить до 10.
  6. Какие черты характера объединяют героев мифов? Чем они похожи друг на друга? (мужество, сила, честность, ум, красота поступков).
  7. Как называются произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, а также о деяниях древних богов и героев? (Мифы).
  8. Произведение – поэтический рассказ о былом с элементами вымысла? (Легенда).
  9. Произведение, где действие совершается в неопределенное время (“давным-давно”), в вымышленном мире (“в тридевятом царстве”), герои – плод фантазии? (сказка).
  10. Почему мифологические образы вошли в сокровищницу мировой культуры и активно используются в литературе и искусстве до нашего времени? (Это идеал гармонии - равновесия. Человек красив, соразмерен, умен, физически силен. Это вечный идеал человека к которому во все времена стремились, стремятся и будут стремится).

Подводятся итоги 1 игры.

Жюри оформляет результаты на доске.

Ведущий приглашает на игру вторую команду и напоминает о том, что ответ на вопросы команда готовит 1 минуту: за этим следит один из членов жюри.

Вопросы команде № 2 (Второй блок)

  1. Почему Ярославна в “В слове о полку игореве обращается к ветру? (Сами ветры веют стрелы).
  2. В чем смысл верха в мифологии? (Земля есть верх по отношению к подземному миру).
  3. Самостоятельный мифический персонаж, который сопровождает Зиму? (Метель).
  4. В чем мифический смысл низа? (Земля есть “низ” по отношению к небу).
  5. Мифическое воплощение ночи в противоположность дневному светилу? (Месяц)
  6. Мифический персонаж женского рода, считалось супругой Солнца или Дажьбога (Луна).
  7. Мифическая сестра Солнца, красная девица. Она расстилает по небу розовую нетленную фату или ризу, укрывая мир от враждебных чар, прогоняет зло своими огненными стрелами? (Заря).
  8. Почему дождь во время свадьбы почитался как предвещающий счастье. Выйти в путь или начать какое-либо дело в дождь – человеку будет сопутствовать удача? (Дождь – символ плодотворящей силы, оздоравливает и дарует счастье; знак обилия и благодати).
  9. Утренняя заря Денница является личным вестником кого? (Дня)
  10. Когда некий подземно-подводный Ящер о двух головах проглатывает Солнце? (Ночью).

Итоги второй игры фиксируются на доске.

Далее в игре возможна музыкальная пауза, подготовленная под руководством учителя музыки.

Ведущий приглашает на игру 3 команду и напоминает игрокам о необходимости давать полные исчерпывающие ответы: это формирует речевое умение говорить, а участники конкурса отрабатывают навык очень сложный - слушать.

Вопросы команде № 3. (Третий блок)

  1. Под этим деревом у славян проходили важнейшие коллективные собрание, суды, свадьбы, с его крепостью сравнивали героя, богатыря, это дерево мужчин? (Дуб)
  2. Почему ель считается деревом жизни и долголетие и с нее начинается новый годовой цикл? (Ель была завезена из Германии в качестве рождественского украшения и быстро распространилась в городском быту).
  3. Дерево это знаменовало мужество и борьбу с врагами и одновременно счастье, любовь и красоту, плоды у него ярко-красные, как бы “каленые”? (Калина)
  4. Почему клен сравнивается с ухаживающим за девицей добрым молодцем, он распускается там, где проезжает возлюбленный? (Мифологический мужской знак, в клена был некогда превращен человек, по этой причине с кленом обращались по-особому: не топили кленовыми дровами печь. В легендах клен вырастает на могиле безвинно погубленного человека).
  5. Воплощение весенне-летней живительной силы, дерево славянской богини любви и красоты Лады, “девичье”, любовное дерево, обладающее особой магической силой? (Липа).
  6. Почему родилась вера в то, что можжевельник, верес, кедр способны преодолевать смерить и утверждать жизнь? (Эти растения вечнозеленые, хвойные, имеют характерный бальзамический запах (особенно при сжигании).
  7. Дерево с красной корой, которая и повлияла на христианские легенды об особом цвете дерева, ветки его использовали как оберег для защиты от непогоды, от болезней? (Ольха)
  8. Почему у осины листья дрожат даже при тихой погоде? (Осина – проклятое дерево, не признавшее Христа во время его бегства в Египет. Осина не склонилась перед ним во время крестного пути).
  9. Дерево связано с небесным огнем. Вечера со сплошными мрачными грозовыми тучами и молниями называли воробьиными ночами. Как называется это растение? (Рябина).
  10. Почему в поэтической традиции береза превратилась в символ весны, девичества, отечества? (Береза – воплощение света, чистоты и плодородие, любимое дерево русалок, которые качаются на ее ветвях).

Ведущий благодарит за игру 3 команду.

“Ведущий должен уметь слушать…”

Приглашает последнюю команду на конкурс.

“Телесемь”, № 35, 2007 г. с 21

Вопросы команде № 4 (Четвертый блок)

  1. Устойчивая мифическая персонификация огня. Любительница кур? (Лиса)
  2. Зверь, который наделен демоническими чертами. Но он известен и как воплощение светлых стихий, пожиратель чертей охранитель посевов? (Волк)
  3. Покровитель растительного мира, все знает о лесе и без по ведома не ломается ни одна ветка, отождествляется с плодородием? (Заяц)
  4. Почему лошадь занимается почетное место в русской мифологии, принадлежит к вещим животным? (Конь наделен мудростью и даром предвидения; чуя беду, предупреждая хозяина об опасности, конь спотыкается).
  5. Почему корова соотносится с представлениями о богатстве и сама считается охранительницей кладов? (Корова в мифологии соотносится с небесными стихиями. Красная корова сторожит золото и медь, а белая – серебро).
  6. Животное, которое более всего связано с ведьмами и нечистой силой, черт – оборотень, но он же и любимец Домового? (Кот)
  7. Считается, что он является предком людей или сам произошел от человека, может ходить на задних лапах, имеет сходные с человеком глаза? (Медведь)
  8. Почему козел является воплощением плодородия, относится к чистым животным, способным отгонять вредоносные силы?(Козел- одно из древнейших жертвенных животных).
  9. Почему после Ильина дня (2 августа) купаться в реке нельзя? (Олень – жертвенное животное охотничьего периода прибегает к реке и моет свои рога, от того вода становиться холодной).
  10. Мифическая птица, которая относиться к разряду вещих птиц. Считался “батраком соловья, так как уступает ему в пении, но он является приятелем медведя, предупреждает его об опасности? (Дрозд).

Сыграла последняя команда.

Подводятся итоги.

Жюри подводит итог всей игры.

Награждает победителей, вручает поощрительные призы. Ведущий благодарит всех участников и приглашает к дальнейшему сотрудничеству.

Вывод для организаторов.

Учащиеся во время подготовки формировали умение отбирать и читать книги на определенную тему.

Приложение

Библиография

  1. Мифы и легенды Европы, Саратов, “Надежда”, 1994 г.
  2. В. Шуклин “Русский мифологический словарь”, Екатеринбург, “Уральское издательство”, 2001 г.
  3. “Мифологический словарь” Главный редактор Е.М. Мелетинский. Москва. “Советская энциклопедия”, 1991 г.