Итоговое занятие на развитие пространственных отношений для воспитанников старшей группы "Заколдованные острова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Большое значение в работе с воспитанниками отводится итоговым занятиям в форме путешествий, сказочных приключений, то есть погружение в мир фантазий. Данное занятие является подведением итогов, приобретенных воспитанниками знаний, умений и навыков за учебный год как на занятиях с воспитателем, так и на занятиях с психологом.
На этом занятии воспитанники под руководством взрослых обобщают и закрепляют приобретенные знания, умения и навыки (ЗУН) посредством практических заданий с разной направленностью:

  1. Математической, которая, при этом, не сводится к тому, чтобы закрепить у дошкольника навык считать, измерять и решать арифметические задачи. А направляется на развитие способностей видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, на умения конструировать предметами, знаками и символами.
  2. Пространственно-ориентировочной. То есть, направленность этого рода заданий заключена в развитии и закреплении умения ориентироваться в пространстве (используя такие определения, как правый, левый, верхний, нижний, центр и т.д.), как в микропространстве – на листе бумаги, так и в макропространстве – в помещении группы.
  3. Временных ориентировок. Смысл этого типа игр заключается в автоматизации знаний, умений и навыков оперировать такими временными понятиями, как: утро, день, вечер, ночь, понедельник, вторник, четверг, зима, лето, сегодня, завтра, послезавтра и т.д.
  4. Эмоциональной. Под приемами и играми этой направленности, включают развитие и закрепление полученных ранее ЗУН понимания отличий между различными эмоциональными состояниями, такими как радость, злость, грусть, удивление, спокойствие по мимике лица, а также умение выразить свое настроение цветом (красный – активность, желтый – общительность, зеленый – самоутверждение, синий – спокойствие, а иногда даже усталость, черный и коричневый – плохое настроение).
  5. Природный мир – такие задания необходимы не только для автоматизации ЗУН об окружающей нас северной природе, но и помогают развивать мыслительные операции, такие как классификация, обобщение и сравнение.

Так как основной задачей дошкольного образования является – интеллектуальное и эмоциональное развитие воспитанников, то целью этого занятия будет – активизация познавательной и речевой активности и закрепление ЗУН.

Задачи:

  • Закрепление временных понятий через развитие внимание и творческого воображения.
  • Закрепление навыка использовать схемы и модели в решении математических задач.
  • Закрепление навыка ориентироваться в пространстве, как в помещении, так и на листе бумаги.
  • Активизация пассивного словаря в процессе развития речи.
  • Обогащение эмоциональной жизни детей положительными впечатлениями.
  • Закрепление умения различать настроения по мимике лица и определять свое настроение.

Время работы: 25–30 минут.

Материалы: карта группы, на которой задания размещены равномерно в виде «островов»; картинки с изображением частей суток (4), времен года (3 – весна, 1 – зима); карточки с символами (количество точек по дням недели: 1 – понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 –воскресенье); карточки с одной недостающей картинкой в разных местах (правый верхний угол, правый нижний угол, центр, левый верхний угол, левый нижний угол), пропущенные картинки и желтый лист формата А4 (флаг); кружки из цветной бумаги по количеству детей (красные, синие, желтые, зеленые, черные, коричневые); двухсторонний скотч; картинки с изображением животный, птиц, насекомых, деревьев, ягод; сундук, шоколадные монеты, плюшевый попугай; бескозырки, штурвал, разборные пиктограммы на липучках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, вы слышите странные звуки (из спальни воспитатель выводит детей в игровую комнату, на столе находят попугая (игрушку). Воспитатель озвучивает речь попугая: «В нашей группе побывали волшебные пираты и заколдовали ее. Они превратили группу в волшебные острова. И теперь жители этих островов просят нашей помощи, освободить их от злых чар».

Воспитатель обращает внимание детей, что к лапкам попугая прикреплена карта, которая поможет найти путь к каждому острову.

Воспитатель предлагает детям представить себя на корабле, выбрать капитана, его помощника, и остальных членов команды.

Чтобы отправиться в путешествие детям предлагают выбрать эмблемы.

Выбор эмблемы. Дети из предложенных кружков шести цветов выбирают себе эмблему в цвет своего настроения. Воспитатель и психолог помогают с помощью двухстороннего скотча прикрепить ее к одежде.

«Остров потерянного времени»

Игра «Части суток». Воспитатель загадывает загадку. Затем выставляет на мольберт картинки, на которых отражено разное время суток. Дети характеризуют утро, день, вечер, ночь, выставляют картинки в ряд. Взрослый подводит детей к выводу, что сутки состоят из четырех частей. Дети рассказывают, чем они занимаются в разное время суток.

«Остров одиноких детей»

Игра «Расшифруй письмо». Воспитатель объясняет детям смысл игры. Дети, пользуясь символами, выставляют на мольберте решение задачи «Когда вернутся родители?»: В понедельник они связывались по рации и сказали: «Сегодня, завтра и послезавтра мы не вернемся.

В пятницу и следующие два дня будет шторм, и мы не сможем добраться до вас…».

Но связь оборвалась, и дети не услышали, когда вернуться родители.

Ответ: родители приедут в четверг.

«Остров забытого времени года»

Игра «Четвертый лишний». Люди на острове заблудились во временах года и нужно помочь его найти. Дети отгадывают загадки по временам года. Воспитатель выставляет картинки, среди них одна картинка из зимнего времени года. Нужно найти лишнюю картинку.

Управление кораблем берет в свои руки второй капитан (психолог), пока первый (воспитатель) отдыхает.

«Остров перепутанных животных и растений»

Игра «Разложи на группы». Психолог сообщает детям, что на этом острове пираты перепутали всех животных и растения. Для того чтобы расколдовать его необходимо разложить все картинки по группам и угадать, как их всех вместе называют, одним словом.

«Остров украденного символа»

Игра «Выбери недостающий предмет» (см. Презентацию). Психолог сообщает детям, что на этом острове пираты испортили флаг. Для того чтобы расколдовать этот остров необходимо восстановить этот флаг. Перед тем как начать выполнять задание можно попросить рассказать, как выглядит российский флаг.

1. Какого цвета был флаг? На карточке разделенной, на девять частей располагаются в разной поочередности квадратики трех цветов (желтый, зеленый, кранный) одна клеточка остается пустой. Дети должный угадать квадрат, какого цвета должен быть в этой части (желтый).

2. Какие символы располагались на флаге? Детям предлагается пять карточек, на которых в одной клеточке не изображен предмет, необходимо угадать какой фигуры не хватает.
Психолог, обращает внимание на то в какой части листа пропущена фигура, в той части листа и должен располагаться этот символ:

  • правый верхний угол – символ «сердца»,
  • левый верхний угол – символ «солнышко»,
  • правый нижний угол – символ «зуб»,
  • левый нижний угол – символ «футбольный мяч»,
  • центр – символ «торт».

Психолог помогает детям прикрепить потерянные символы на флаге. Потом все вместе любуются красивым флагом.

«Остров грустных человечков»

Игра «Собери пиктограмму». Психолог сообщает детям, что на этом острове пираты заколдовали настроения людей и для того чтобы расколдовать его необходимо научить жителям этого острова различать эмоции. Дети по очереди выкладывают в начале злую пиктограмму, затем грустную, далее радостную и спокойную. После каждой собранной пиктограммы дети изображают данную эмоцию.
В завершение психолог предлагает сравнить детям свое настроение, которое было в начале путешествия и сейчас. Данные о том у кого поменялось настроение, фиксируется.

Завершение занятия «Клад»

Воспитатель. Ребята, мы, расколдовывая острова, вспомнили части суток, дни недели, времена года и т.д. (перечисляет что делали).
И в результате карта привела нас к сундуку, в котором пираты, наверное, спрятали свой клад. Давайте откроем его. В сундуке лежат шоколадные монеты в золотистой обертке. Всем детям раздается по одной монете.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам понравилось?

Дети отвечают.

Литература:

    • Математика от 3 до 7: учебное пособие для воспитателей детского сада/ авторы-составители З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб: «Детство-пресс», 2001.
    • Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч I: Смолева А.А., Пустовой О.В. – СПб: «Детство-пресс», 2000.