В этой статье мы хотим познакомить читателя с
опытом диалогического взаимодействия с семьей
дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи.
Важность и необходимость такого взаимодействия
едва ли нуждается в обосновании. Бесспорно, семья
– этот тот жизненный центр, который помогает
взрастить в душе человека вечные ценности добра,
красоты, любви. В семье ребенок делает первые
шаги, произносит первые слова, получает первый
опыт. Духовное здоровье семьи, или отсутствие
такового, во многом определяют характер ребенка
и его отношения с миром и другими людьми.
Недостаток теплоты и доверия к ребенку,
предоставление ему безграничных свобод,
контрастное воспитание, проектирование будущего
малыша по собственному усмотрению родителей и
другие искажения взаимоотношений в семье
приводят к возникновению многих детских проблем,
в том числе и речевых.
В работах отечественных и зарубежных психологов
речь рассматривается в контексте
общепсихического развития (Л.И.Божович, 1968,
1995; А.В.Запорожец, 1986; М.И.Лисина, 1986, 1989,
1997 и др.; Е.О.Смирнова, 1981, L.Bloom, 1988, 1993). В ряде
исследований утверждается, что речевое развитие
происходит в процессе общения и отмечается
влияние эмоциональных отношений с взрослыми на
развитие речи ребенка. Приобретение языка
мыслится как психологическая задача для ребенка,
разрешаемая в контексте межличностных
отношений. Для успешного овладения языком
малышу, помимо природного дара и богатого
языкового окружения, необходимо иметь сильное
желание взаимодействовать с другими людьми.
Ребенок овладевает языком в диалоге с другим, в
диалоге, несводимом к обмену информацией, к
коммуникации.
Многие психологи отмечают существование
глубокой связи между речевым развитием ребенка и
отношениями в семье. В семьях детей с речевыми
нарушениями часто наблюдаются недиалогические
отношения. Из-за нарушений отношений между
малышом и близкими взрослыми, отсутствия теплых,
искренних отношений в семье ребенок начинает
искаженно воспринимать окружающий мир.
Следствием этого может стать утрата
направленности на другого человека, которая
проявляется в трудностях восприятия внутреннего
мира другого и в потере способности выражать и
разделять с ним свои внутренние состояния.
Предметная направленность восприятия или
доминанта на себе приводит к нарушению
становления внутреннего диалога. Мы считаем, что
адекватным методом преодоления речевого
нарушения является диалог. Диалог в
логопедической работе создает атмосферу,
способствующую установлению диалогического
взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса.
Доверительные межличностные отношения
восстанавливают и развивают способность ребенка
выражать и разделять с другими свои внутренние
состояния; помогают творческому общению, в
котором слова не припоминаются, не планируются, а
рождаются. Целью нашего сотрудничества с семьей
является не сообщение мамам и папам той или иной
информации, а превращение их в единомышленников,
совместно с которыми можно обеспечить условия
для полноценного личностного и речевого
развития ребенка. В диалоге с родителями мы
помогаем взрослым обнаружить негативные
особенности своих взаимоотношений с детьми,
осознать стереотипы собственных установок и
поступков. Тем самым мы пытаемся преодолеть
столь распространенный в логопедической
практике диагностический и методический
монологизм.
В русле диалогического подхода,
разрабатываемого доктором психол. наук
Т.А.Флоренской, традиционные формы работы с
родителями приобретают новое значение,
наполняются глубоким смыслом. В диалоге
рождаются и новые формы сотрудничества с семьей.
Одна из них – совместные занятия детей и
родителей. Предлагаем вниманию читателей
описание одного из таких занятий.
Описание занятия для детей старшей группы и их родителей
Тема: «Мы и наши друзья – волшебные звуки и буквы»
Участники: дети логопедической группы и их родители (мамы)
Оборудование: мольберт, «свиток важных слов», обручи, предметные картинки, песочные часы, магнитофон, аудиозаписи серии «Волшебные голоса природы» музыка, волшебный сундучок с буквами из магнитной азбуки, воздушные шары, листы бумаги с «грустной» буквой из фамилии участников.
Цели:
- закрепление знаний детей о пройденных гласных и согласных звуках и буквах;
- создание диалогической атмосферы в группе, которая предполагает: уважение и доверие к каждому участнику; неконкурентность и совместную работу.
Подготовительная работа:
- Дети готовят приглашения и вручают их родителям. Текст приглашения: Дорогая мамочка! Приглашаю тебя к нам в детский сад на занятие. Жду с нетерпением! Мне нужна твоя помощь и поддержка. Твой (я)…
- Дома родители вместе с детьми создают герб своей семьи, в детском саду оформляется выставка гербов.
- На занятиях дети рисуют любимых животных и рассказывают об их семьях (логопед записывает детские рассказы).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Первая часть – работа с родителями
- В ходе работы родители делают записи в «свитке важных слов» на тему: «Как можно похвалить ребенка?»
- Родители рассматривают детские рисунки, пытаются определить, кто автор той или иной работы. Ответы обосновывают.
- Логопед читает рассказы детей на тему «Моё любимое животное и его семья». Участники обсуждают детские тексты и рисунки.
- Упражнение для взрослых: мамам предлагается вспомнить, какими они были в детстве и записать 7 соответствующих определений.
II. Вторая часть – работа с детьми
- Начало путешествия.
Логопед: Ребята сегодня мы с вами
отправимся в сказку. Для этого нужно сказать
волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять, в сказку мы идём
опять!
– Вот мы и в сказке! В эту же сказку попали и наши
мамы и папы, только находятся они далеко от нас –
за тридевять земель, в тридесятом царстве.
Давайте пойдем к ним навстречу!
Детям предстоит пройти по сказочному пути,
выполняя различные задания.
- Случай на озере.
Дети подходят к озеру, в котором «плавают»
буквы и картинки. На берегу озера стоят домики
синего и красного цвета.
Дети читают «УА», понимают, что картинкам нужна
их помощь.
Игровое упражнение «Помоги картинкам».
Задание: картинки необходимо достать из воды, успокоить, ласково назвав каждую, и отнести картинку в её домик. Ребенок называет картинку, выделяет первый звук в её названии, находит для картинки нужный домик.
- Остановка в осеннем лесу.
Дети подходят к осеннему сказочному лесу, рассматривают деревья, листья, грибы; замечают под деревом сказочный сундучок. По звуку догадываются, что в сундучке лежат буквы.
Игровое упражнение «Узнай букву».
Задание: узнать буквы наощупь и назвать слова, в которых эти буквы пишутся.
- Встреча в горах.
Сказочная тропинка приводит детей в горы. На «вершинах» гор они обнаруживают сломанные буквы.
Игровое упражнение «Почини букву».
Задание: «починить букву», дописывая нужный элемент, подарить букве слово, в котором «живёт» соответствующий букве звук.
- Встреча с мамами.
Игра: «Позови маму»: по предложению логопеда ребенок зовет маму, мама узнаёт голос малыша, отзывается; мама и ребенок встречаются.
III. Третья часть – совместная работа детей и родителей
Игра-мастерская «Улыбки по кругу».
Логопед обращает внимание мам и детей на то, что кому-то, несмотря на всеобщую радость, сейчас грустно. Выясняется, что грустят волшебные буквы, принимается решение – поднять буквам настроение.
Ход игры:
Участники делятся на две равные подгруппы, садятся за круглые столы. Каждой паре (ребенку и взрослому) предлагается взять лист бумаги, на котором изображёна «грустная» буква их герба семьи. Главное условие игры – сделать всё, чтобы «грустной» букве поднять настроение. На каждый шаг отводится 2–3 минуты.
Задание: развесели букву и нарисуй для неё то, что её обрадует:
- явление природы;
- цветы;
- игрушку;
- подарок;
- друга;
- что хотите, чтобы развеселить букву.
После выполнения первого задания каждая пара передает свой рисунок по часовой стрелке, и работа продолжается по следующему заданию. Игра заканчивается, когда к каждой паре возвращается их «семейная» буква. В ходе игры звучит тихая музыка.
IV. Подведение итогов занятия
Мы устроили выставку рисунков, обсудили, как
буквам помогла наша помощь, как все старались
поднять им и друг другу настроение, поделились
впечатлениями от совместной работы. Все
участники получили от наших друзей – волшебных
звуков и букв воздушные шарики. Участники
«возвращаются» из сказки в детский сад.
В конце совместной работы участники знакомятся с
гербами других семей, задают друг другу вопросы,
находят «волшебные» буквы в гербах, обмениваются
впечатлениями.
Итог занятия подводят мамы: они хвалят малышей,
используя слова и выражения из «свитка важных
слов»:
Активное участие в таких образовательных событиях дают родителям удивительную возможность по-новому увидеть ребенка, а сквозь призму собственных открытий лучше рассмотреть и себя. Сотрудничество с родителями посредством диалога способствует более успешному преодолению речевого нарушения; помогает взрослым выстраивать вдумчивые творческие отношения с ребенком, становясь для него внимательным собеседником и другом.