Цели:
- формировать у учащихся понятие “почва”;
- ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
- продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы и полезных ископаемых), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- коллекции полезных ископаемых,
- образцы почвы,
- прозрачные стаканы с водой,
- палочки,
- стекло (лабораторное),
- колба,
- спиртовка,
- штатив,
- держатель,
- промокательная бумага.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Учитель: Ребята! Сегодня на урок я принесла подарок своего друга, капитана дальнего плавания. Эта бутылка необычная. Она долго плавала по морям и океанам. В ней карта острова Чиа – Хоа, на котором произошло несчастье. Там истощились запасы полезных ископаемых. Люди просят о помощи. Ребята! Сумеем ли мы, помочь им в беде - найти новые месторождения.
Чтобы отправиться в опасное путешествие, нужно быть не только смелыми, находчивыми, сильными и решительными, но и хорошо знать природу.
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете полезные ископаемые.
I. Проверка домашнего задания
1. Игра “перекличка полезных ископаемых”
Учитель: назовите известные вам полезные ископаемые.
Дети: К полезным ископаемым относятся песок, глина, торф, каменный уголь, железная руда, известняк, мрамор, нефть, гранит, природный газ.
Учитель: В книгах по истории описывается один случай. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком полезном ископаемом идет речь.
2. В VII веке арабы напали на Константинополь. Огромное количество кораблей окружило город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, византийцы выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, византийцы подожгли ее. Произошло чудо – море загорелось. Перепуганные арабы не успели опомниться, как огонь охватил их корабли. Так был уничтожен весь арабский флот, ведь он был построен из дерева.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что это была за жидкость?
Дети: Эта жидкость – нефть.
Учитель: Какое основное свойство нефти?
Дети: Основное свойство нефти – горючесть.
3. Определение полезного ископаемого по внешним признакам, свойствам
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете определять полезные ископаемые по их внешним признакам и свойствам.
(Учитель вызывает ученика к доске. Ученик выбирает образец полезного ископаемого и описывает его).
Ученик: это полезное ископаемое темно-коричневого цвета, легче воды, хрупкое, пористое, хорошо впитывает влагу, горючее.
Дети: это торф.
Учитель: Ребята, а почему раньше торфяники считались святыми местами?
Какое растение действовало как йод?
Дети: Раньше торфяники считались святыми, потому что излечивали больных с незаживающими ранами.
Дети: Это мох сфагнум. Он убивал микробы и залечивал раны.
Учитель: Во время Великой Отечественной войны раненые партизаны страдали от гнойных ран, потому что у них не было необходимых медикаментов. Тогда к ранам стали прикладывать сухой мох сфагнум, который рос на болоте, и они быстро заживали. Вот почему из торфа и делают лекарства.
Из каких полезных ископаемых еще делают лекарства?
Дети: Лекарства делают из нефти и каменного угля.
4. Цифровой диктант
Учитель: Я вижу вы готовы к более серьезным испытаниям. Перед вами на партах лежит схема цифрового диктанта.
Задание: на листе бумаги укажите свою фамилию и вариант. Внимательно слушайте и пишите цифру, соответствующую правильному ответу.
I вариант II вариант 1 Нефть 3 2 Природный газ 4 3 Каменный уголь 1 4 Торф 2 5 Железная руда 6 6 Известняки 5 7 Песок 8 8 Гранит 7
Содержание диктанта:
а) прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. Используется для украшения зданий метро, сооружения памятников;
б) растительного происхождения, темного бурого цвета, хрупкий, пористый, тускло горит;
в) твердая и тяжелая, бурого и красного цвета, похожа на камень, из нее выплавляют метал;
г) ярко горит, выделяет тепло, черного цвета, хрупкий, растительного происхождения; на фарфоровой поверхности оставляет черную линию;
д) легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло;
е) маслянистая жидкость темно-коричневого цвета, горит коптящим пламенем;
ж) от огня загорается, горит синим пламенем, из него получают искусственные ткани, резину, пластмассы.
Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление оценок.
Ответы:
I вариант: 8, 4, 5, 3, 7, 1, 2;
II вариант 7, 2, 6, 1, 8, 3, 4.
5. Игра “Знаешь ли ты условные знаки”
Учитель: Посетив остров, месторождения полезных ископаемых мы будем обязательно обозначать специальными знаками. Давайте проверим, как вы знаете условные знаки.
Задание: cоединить стрелочками знак и полезное ископаемое.
Самопроверка. На парте в конвертах лежат карточки с готовыми ответами.
6. Минутка отдыха
Учитель: Закройте глаза. Представьте, что мы плывем на корабле. Послушайте шум морских волн и крики чаек. (Включается фонограмма)
II. Изучение нового материала
Учитель: Попав на остров, мы не сможем обойтись без пищи. Нам придется самим добывать ее. Интересно прорастут ли наши зерна в той почве? В бутылке было немного почвы с острова. И мы сможем прямо сейчас ее исследовать. Итак, мы превращаемся в исследователей.
И поможет нам ответить на вопросы новая тема – “Почва и ее состав”.
Учитель: Что мы называем почвой?
Дети: Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения.
Учитель: Посмотрите, как выглядит почва на срезе.
Дети рассматривают схему – разрез верхних слоев земли
Практическая работа. Состав почвы.
Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.
(Дети делают запись в рабочих тетрадях)
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?
Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.
Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
III. Закрепление материала
1. Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?
Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.
Учитель: Какое главное свойство почвы?
Дети: Плодородие – главное свойство почвы.
2. Работа с учебником
Учитель: откройте страницу 55 учебника “Природоведение”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.
Дети: В тексте мы узнали, что в почве обитают мелкие животные.
Учитель: Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
IV. Итог урока
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Почему землю называют кормилицей?
Всякий ли слой земли можно назвать почвой?
Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но, наверняка, этих знаний не достаточно, чтобы спокойно и уверенно отправиться в опасное путешествие. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается, почему пропали полезные ископаемые на острове. А также продолжим готовиться к увлекательному путешествию на остров Чиа – Хоа. Нам еще много предстоит узнать, чтобы мы смогли помочь жителям, попавшим в беду.
V. Домашнее задание
Учитель: Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, дома вам нужно будет разгадать кроссворд.
Кроссворд
Вопросы:
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из основных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
Ответы:
- Почва
- Песок
- Перегной
- Плодородие