Конспект открытого урока по русскому языку в 3-м классе: "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


1. Приветствие гостей.

2. Проверка готовности к уроку: тетради, учебники, пеналы (простые карандаши, красный карандаш), листочки с  заданиями.

3. Сегодняшний урок мы начнем с повторения пройденного. Откройте тетради, отступите две линейки, запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите: Классная работа.

Послушайте строки из стихотворения Никитина и попробуйте рассказать, какую картину вы себе представили, слушая эти строки:

Вот и солнце встает,
Из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

(Какое время суток описывает автор?  Каким качеством наделяет автор солнце (как он его изображает)?  Как относится автор к этому времени суток?)

Давайте запишем две первые строчки этого стихотворения. Напишем не только правильно, но и красиво. Это сегодня будет у нас чистописанием.

Вот и солнце встает,
Из-за пашен блестит.

Найдите в этих строчках сложные места (знакомые уже нам с вами орфограммы) и отметьте их (самостоятельная работа).

С какими орфограммами мы здесь столкнулись? (Непроизносимая согласная, безударные гласные в корне слова.)

4. Тема. Посмотрите еще раз на эти строки. Что интересного мы можем заметить в этих строчках, посмотрев на них с точки зрения построения предложения? (Наличие однородных членов.) Однородные сказуемые: встает, блестит.

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

Сегодня на уроке речь действительно пойдет об однородных членах предложения.

5. Актуализация знаний об однородных членах предложения. Посмотрите, пожалуйста, какое предложение я для вас приготовила:

Вечером  мы пьем чай с лимоном и с удовольствием.

Правда, когда я готовилась к уроку, я стала сомневаться, все ли здесь правильно. Я решила, что вы мне поможете разобраться с этим предложением. Давайте попробуем. Как вам кажется, есть ли в этом предложении однородные члены? Сделаем полный разбор этого предложения.

  1. О ком или о чем говорится в этом предложении? Кто? Мы. Мы – подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
  2. Ищем сказуемое. Мы что делаем? Пьем. Пьем – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
  3. Есть ли слова, которые уточняют подлежащее (к которым можно задать вопрос от подлежащего)? Нет.
  4. Ищем слова, к которым можно задать вопрос  от сказуемого.

Пьем (когда?) вечером. Вечером – обстоятельство (времени действия). Подчеркиваем.

Пьем (что?) чай. Чай – дополнение. Подчеркиваем пунктирной линией.

Пьем (как?) с удовольствием. С удовольствием – обстоятельство (образа действия). Подчеркиваем

Чай (какой?) с лимоном. С лимоном – несогласованное определение. Подчеркиваем волнистой линией.

Что же получается? Есть ли в этом предложении однородные члены? Нет, хотя на первый взгляд казалось, что это предложение с однородными членами. Давайте попробуем перестроить это предложение.

Вечером  мы с удовольствием пьем чай с лимоном.

Какие же требования к однородным членам не были соблюдены в этом предложении? Какие члены предложения мы называем однородными? (Отвечают на один и тот же вопрос, связаны с одним и тем же членом предложения.)

Как можно дополнить это предложение, чтобы в нем были однородные члены предложения?

Вечером  мы с удовольствием пьем чай с лимоном и с вареньем.

Мы с вами хорошо владеем русским языком, так как он для нас – родной язык. Но и мы часто можем сделать ошибку. И если мы будем бережно относится к русскому языку, то никогда не сможем сказать:

Шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах.

6. Закрепление пройденного.

Положите перед собой листочки с заданиями (Приложение 1).

Упражнение 1. Вместо точек вставить, где надо союзы и расставить нужные знаки препинания. Списать, найти однородные члены предложения.

1. Легкий ветерок гонит … торопит облака.
2. Над цветами кружатся золотые пчелы … жадно пьют сладкий мед.
3. Белочка приуныла … вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик.

Упражнение 2. Из каждой пары предложений составить одно предложение с однородными членами.

1. Вода в реке была теплая. Вода в реке была очень мутная.
2. Резкий порыв ветра пригнул траву к земле. Резкий порыв ветра покрыл воду частой рябью.
3. Орел взмахнул крыльями. Орел поднялся с дерева.

7. Физкультминутка.

8. Упражнения для закрепления.

Упражнение 3. Выделенные слова заменить однородными членами предложения.

1. В густом лесу скрываются звери.
2. Под пеньком в хвое и листьях шныряют насекомые.

Упражнение 4. Прочитайте. Определите, какая схема соответствует какому предложению.  (Устно).

9. Подведение итогов. Давайте прочитаем все, что мы с вами сегодня записали. (Приложение 2). Получился ли у нас с вами рассказ о природе? Какие члены предложения помогли нам более точно, выразительно описать природу?

Какие же члены предложения мы называем однородными членами предложения? Чем связаны однородные члены предложения? Как оформляются при письме (если нет союзов)? Какие знаки препинания ставятся, если есть союзы: и, но, а.

10. Экспресс-контроль. Проведение теста.

Тест «Однородные члены предложения»

1. Какие члены предложения называются однородными?

  • Отвечающие на вопросы кто? что?
  • Относящиеся к подлежащему.
  • Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
  • Отвечающие на один и тот же вопрос.

2. Как связаны между собой однородные члены предложения?

  • Связаны только интонацией.
  • Связаны знаками препинания.
  • Связаны любыми предлогами.
  • Связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.

3. Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

  • Всегда, если нет союза  между однородными членами.
  • Всегда.
  • Никогда.
  • Перед союзом и.

4. Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?

  • Перед союзом и.
  • Перед всеми союзами.
  • Перед союзами а, но.
  • Никогда.

11.  Подведение итогов урока и анализ работы детей.