Цель:
Развивать детское воображение: наполнение конкретным содержанием заданной схемы.
Программное содержание:
- Учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания.
- Совершенствовать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения разных видов.
- Продолжать знакомить детей со словами – антонимами.
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
- Развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Совершенствовать умения детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана.
Предварительная работа:
- Рассказывание русских народных сказок с использованием условных заместителей персонажей, соответствующим их внешним и не наглядным признакам.
- Самостоятельное придумывание детьми и изображение на бумаге заместителей для каждого персонажа сказки.
- Освоение действий по построению наглядной пространственно – временной модели – плана сказки.
- Игры - драматизации по сказкам “Гуси – лебеди”, “Лисичка со скалочкой”, “Царевна- лягушка” и др.
- Работа по освоению структуры сказки (серия занятий).
- Самостоятельное сочинение сказок, рассказов, смешных историй.
- Игры “Чем похожи – непохожи”, “Пантомима”, “Сочини пословицу”, “Найди клад”, “Спрячь игрушку” и др.
Материал:
- Графический план групповой комнаты, на котором цифрами обозначены “секреты”, которые дети будут искать.
- Новая мягкая игрушка - Гном Санти.
- Корзинка с фишками.
- “Камешки” (подушки или пеньки).
- Конверт с моделями для сочинения сказок (см. приложение).
- Парные логические карточки:
- условный знак – водный транспорт и лодка
- условный знак - воздушный транспорт и самолет
- условный знак - растение и василек
- условный знак - животное жарких стран и жираф.
- “Волшебные цветы”.
- Конверт со схемой физкультурной разминки.
- Карточка с двумя противоположными стрелками.
- Подарочная коробка с логическими играми.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первая часть.
Подгруппа детей (6 -8 человек) самостоятельно играет.
Воспитатель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что сегодня висит на нашей магнитной доске?
(План нашей группы).
Воспитатель:
- А есть какие-то изменения на нашем плане?
(Кроме “крестиков” появились еще и цифры).
Воспитатель:
- А как вы думаете, для чего на плане цифры?
(Искать “секреты” будем по порядку).
Воспитатель:
- С чего начнем?
(По порядку, с цифры “один”).
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на план и скажите словами, где спрятан первый секрет? (“Секрет” спрятан в таком месте, где дети еще путают местоположение шкафов).
Пояснение:
Выслушивает ответы 2 -3 детей. Если нет других мнений, предлагает ребенку найти “секрет”. Если возникает спорный момент, предлагает доказать детям с несовпадающими мнениями свой выбор, определяя таким образом правильность решения поставленной задачи.
Например:
- У Кати и Матвея разные ответы, где спрятан “секрет”. Докажите сначала словами, почему вы так считаете?
При необходимости дает подсказку:
- Посмотрите, возле какой двери стоит “крестик”? Что там еще есть рядом?
Матвей и Катя по очереди объясняют свой выбор, дети подключаются к обсуждению.
Воспитатель:
- А теперь принесите “секрет”.
Катя или Матвей приносят игрушку Гнома.
Воспитатель (держа в руках игрушку):
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут гном Санти.
(Дети здороваются).
- А можно и мне с вами поиграть?
(Дети приглашают Санти поиграть).
Воспитатель:
- Где будем искать следующий “секрет”? Кто догадался?
(Под цифрой “два”). Предлагает (не очень уверенному в себе ребенку) сразу пойти и принести следующий “секрет”. Когда ребенок приносит “секрет”, воспитатель спрашивает:
- Расскажи, что ты принес, и где это находилось?
(Я принес корзинку. Она стояла….).
Воспитатель:
- Какими еще словами можно заменить слово “корзина”?
(Лукошко, кузовок).
Воспитатель:
- Ребята, Гом Санти хочет поиграть с вами в игру. Будем играть?
Вот “камешки”, а под ними лежат фишки. Достаньте фишки и присаживайтесь на камешки. Фишки – это слова. Слушайте, какое задание дает вам Санти:
- В кузовок надо класть слова, которые оканчиваются на “-ая”.Будьте внимательными, не повторяйте ответы свои друзей и четко проговаривайте окончания слов. Я начинаю:
- Я кладу слово “зубастая”. Настя, продолжай. Максим….
Если дети затрудняются, Гном помогает вопросом:
- Машина какая? (легковая).
- Еще какая? (пожарная, грузовая, металлическая и т.д.).
Гном:
- Вот и наполнили мы кузовок разными словами. Слов в ладошках больше не осталось. Молодцы! Собрали самые разные слова, и все они оканчивались на “-ая”.
Вторая часть
Воспитатель:
- Вернемся к нашему плану. Под какой цифрой будем искать следующий “секрет”?
(Под цифрой “три”).
Воспитатель:
- Все посмотрите на план, хорошо подумайте и каждый тихонько, ничего не говоря, пойдите к этому месту.
(Все дети одновременно выполняют задание). Кто – то находит конверт, который спрятан в сундуке.
Пояснение:
Если кто – то пошел не в ту сторону, снова разбираем ситуацию:
- Где находится “крестик” на плане? Что еще стоит рядом с этим местом?
- Посмотрите внимательно, возле какого окна?
- Сергей, докажи, что это именно то место, которое обозначено крестиком на плане.
Воспитатель:
- Посмотрим, что лежит в конверте?
Дети открывают, рассматривают, объясняют:
Это схемы.
Воспитатель (вывешивая схемы на демонстрационную доску):
- Для чего они нужны?
(Для того чтобы они помогли сочинить и рассказать сказку, рассказ или историю).
Воспитатель:
- А что мы будем сегодня сочинять, вы узнаете, отгадав загадку:
“Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка Яга
Герои действуют умно, и дружба побеждает зло”.
- Так что мы сегодня будем сочинять?
(Сказки).
Воспитатель проводит небольшую беседу:
- Чем рассказ отличается от сказки?
(В рассказах говорится о том, что бывает в настоящей жизни, а в сказке - волшебство, чудо).
- Посмотрите на первую карточку. Как может начинаться сказка?
(“Жил – был…”, “Много лет тому назад…”, “В некотором царстве…”).
- Что происходит в сказке дальше? Посмотрите на вторую карточку.
(Происходит встреча героев сказки, и они решают куда пойти и зачем).
- А что самое интересное в сказке? Посмотрите на третью схему.
(Чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил).
- Что в сказке всегда побеждает?
(Добро побеждает зло).
- Как может заканчиваться сказка? Посмотрите на последнюю карточку.
(“И стали они жить – поживать...” и другие концовочки, которые дети знают).
- Проходите к столам, открывайте свои конверты (там такие же раздаточные схемы). Мы с вами будем сочинять сказки парами. А кто будет вашей парой, попробуйте догадаться сами.
Пояснение: Воспитатель раздает логические карточки, четко зная кому какую с целью подбора необходимых пар и проведения индивидуальной работы во время самостоятельного составления детьми сказок.
Воспитатель
- Ира, почему ты выбрала себе в пару Матвея? Матвей, ты согласен с тем, что Ира выбрала пару правильно?
( У меня условный знак, обозначающий воздушный транспорт, а у Матвея – самолет. Самолет – это воздушный транспорт).
Пояснение:
Если все дети выбрали пары верно, можно спросить еще одну – две пары, чтобы объяснили принцип выбора. Если была ошибка, воспитатель привлекает ребят:
- Посмотрите внимательно на карточки друг у друга. Все согласны, что пары выбраны правильно или есть другие мнения?
Воспитатель напоминает:
- Не забудьте дать название вашей сказке. Договоритесь, кто будет героем вашей сказки, какое волшебство произойдет. Кто будет начинать (первые две карточки), а кто продолжать и заканчивать сказку (последние две карточки).
Смотрите внимательно на схемы, они помогут вам составить сказку
Третья часть. Самостоятельное составление и рассказывание детьми сказок.
- Вот песочные часы. Пройдет три минуты, и начинаем рассказывать сказки.
Пояснение:
В ходе придумывания сказок воспитатель проводит индивидуальную работу, необходимую конкретно каждому ребенку:
- Матвей, не забудь, ты только рассказываешь до средины (или со средины в зависимости от того, какую часть сказки выберут дети). /Ребенок может все рассказать сам или перебивать напарника/.
- Катя, какими красивыми словами можно рассказать про лес (погоду, одежду…). /У девочки бедный словарь/.
- Настя, по этой карточки (третья карточка или вторая) не надо много рассказывать, оставьте одно (или два приключения), иначе сказка получится очень длинная, и другие дети не успеют рассказать. / Ребенок выдает очень много информации и не всегда по нужной теме, а может на ходу сочинять сказку, совершенно не собираясь ее заканчивать/.
- Глеб ты не только сам составляй сказку, но и прислушивайся к мнению Иры, вы же в паре рассказывать будете. /Мальчик очень активный, интересно сочиняет, а девочка робкая, когда рассказывает, хотя придумывает тоже интересно/.
Первыми воспитатель спрашивает пару Матвея и Кати (у детей хорошая четкая речь, грамотное составление сюжета в соответствии с моделями).
После сказки коротко:
- Молодцы! В вашей сказке очень много красивых слов о …..
- Какое интересное необычное волшебство придумали Глеб и Ира!
Выслушав все четыре сказки, воспитатель предлагает:
- Ребята, у вас на столе лежат волшебные цветы. Подумайте, посовещайтесь и подарите цветок той паре, чья сказка вам понравилась больше всего.
- Катя и Матвей, объясните, почему вы подарили цветок…..
Пояснение:
Если какая – то пара не получила волшебный цветок, воспитатель – Гном дарит цветок и объясняет почему.
Четвертая часть.
Воспитатель:
- Ребята, остались на нашем плане не разгаданные “секреты”? Под какой следующей цифрой будем искать?
(Под цифрой четыре).
- Кто догадался, где это место? Кого отправим искать?
(Дети сами выбирают).
Ребенок приносит карточку – схему, где дети делают зарядку.
Воспитатель:
- Что будем делать?
(физкультурную разминку).
- Во что поиграем?
(Выбираем большинством голосов комплекс разминки).
Выполняем физкультурную разминку.
Воспитатель:
- Все “секреты” отыскали?
(Еще один).
- Ира, попробуй найти “секрет”.
(Ребенок робкий).
Ира приносит карточку с двумя стрелками.
Воспитатель:
- Кто догадался, во что будем играть?
- Правильно, игра “Наоборот”, передаем “волшебную палочку” по кругу:
- Подушка мягкая, а скамейка….(твердая).
- Пластилин мягкий, а камень….(твердый).
- Ручей мелкий, а речка….(глубокая).
- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники….(крупные).
- Кашу варят густую, а суп…..(жидкий).
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду….(сухая).
- Покупаем картофель сырой, а едим…(вареный).
- Летом огурцы ели свежие, а зимой….(соленые, консервированные, маринованные).
Заключение.
Воспитатель:
- Остались “секреты”?
(Последний).
- Идите все, кто догадался, где это место.
Дети приносят подарочную коробку.
- Открывайте!
(В коробке на каждого ребенка лист – задание с логической цепочкой).
Воспитатель – Гном:
- Это вам на память, в свободное время в детском саду или дома с родителями поиграете. А кто хочет, пусть потом поделится, что у него получилось.