Конспект занятия "Мы играем, сочиняем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

Развивать детское воображение: наполнение конкретным содержанием заданной схемы.

Программное содержание:

  1. Учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания.
  2. Совершенствовать диалогическую речь, используя в речи сложные предложения разных видов.
  3. Продолжать знакомить детей со словами – антонимами.
  4. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
  5. Развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах.
  6. Воспитывать культуру речевого общения.
  7. Совершенствовать умения детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана.

Предварительная работа:

  1. Рассказывание русских народных сказок с использованием условных заместителей персонажей, соответствующим их внешним и не наглядным признакам.
  2. Самостоятельное придумывание детьми и изображение на бумаге заместителей для каждого персонажа сказки.
  3. Освоение действий по построению наглядной пространственно – временной модели – плана сказки.
  4. Игры - драматизации по сказкам “Гуси – лебеди”, “Лисичка со скалочкой”, “Царевна- лягушка” и др.
  5. Работа по освоению структуры сказки (серия занятий).
  6. Самостоятельное сочинение сказок, рассказов, смешных историй.
  7. Игры “Чем похожи – непохожи”, “Пантомима”, “Сочини пословицу”, “Найди клад”, “Спрячь игрушку” и др.

Материал:

  1. Графический план групповой комнаты, на котором цифрами обозначены “секреты”, которые дети будут искать.
  2. Новая мягкая игрушка - Гном Санти.
  3. Корзинка с фишками.
  4. “Камешки” (подушки или пеньки).
  5. Конверт с моделями для сочинения сказок (см. приложение).
  6. Парные логические карточки:
    • условный знак – водный транспорт и лодка
    • условный знак - воздушный транспорт и самолет
    • условный знак - растение и василек
    • условный знак - животное жарких стран и жираф.
  7. “Волшебные цветы”.
  8. Конверт со схемой физкультурной разминки.
  9. Карточка с двумя противоположными стрелками.
  10. Подарочная коробка с логическими играми.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть.

Подгруппа детей (6 -8 человек) самостоятельно играет.

Воспитатель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:

- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что сегодня висит на нашей магнитной доске?

(План нашей группы).

Воспитатель:

- А есть какие-то изменения на нашем плане?

(Кроме “крестиков” появились еще и цифры).

Воспитатель:

- А как вы думаете, для чего на плане цифры?

(Искать “секреты” будем по порядку).

Воспитатель:

- С чего начнем?

(По порядку, с цифры “один”).

Воспитатель:

- Посмотрите внимательно на план и скажите словами, где спрятан первый секрет? (“Секрет” спрятан в таком месте, где дети еще путают местоположение шкафов).

Пояснение:

Выслушивает ответы 2 -3 детей. Если нет других мнений, предлагает ребенку найти “секрет”. Если возникает спорный момент, предлагает доказать детям с несовпадающими мнениями свой выбор, определяя таким образом правильность решения поставленной задачи.

Например:

- У Кати и Матвея разные ответы, где спрятан “секрет”. Докажите сначала словами, почему вы так считаете?

При необходимости дает подсказку:

- Посмотрите, возле какой двери стоит “крестик”? Что там еще есть рядом?

Матвей и Катя по очереди объясняют свой выбор, дети подключаются к обсуждению.

Воспитатель:

- А теперь принесите “секрет”.

Катя или Матвей приносят игрушку Гнома.

Воспитатель (держа в руках игрушку):

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут гном Санти.

(Дети здороваются).

- А можно и мне с вами поиграть?

(Дети приглашают Санти поиграть).

Воспитатель:

- Где будем искать следующий “секрет”? Кто догадался?

(Под цифрой “два”). Предлагает (не очень уверенному в себе ребенку) сразу пойти и принести следующий “секрет”. Когда ребенок приносит “секрет”, воспитатель спрашивает:

- Расскажи, что ты принес, и где это находилось?

(Я принес корзинку. Она стояла….).

Воспитатель:

- Какими еще словами можно заменить слово “корзина”?

(Лукошко, кузовок).

Воспитатель:

- Ребята, Гом Санти хочет поиграть с вами в игру. Будем играть?

Вот “камешки”, а под ними лежат фишки. Достаньте фишки и присаживайтесь на камешки. Фишки – это слова. Слушайте, какое задание дает вам Санти:

- В кузовок надо класть слова, которые оканчиваются на “-ая”.Будьте внимательными, не повторяйте ответы свои друзей и четко проговаривайте окончания слов. Я начинаю:

- Я кладу слово “зубастая”. Настя, продолжай. Максим….

Если дети затрудняются, Гном помогает вопросом:

- Машина какая? (легковая).

- Еще какая? (пожарная, грузовая, металлическая и т.д.).

Гном:

- Вот и наполнили мы кузовок разными словами. Слов в ладошках больше не осталось. Молодцы! Собрали самые разные слова, и все они оканчивались на “-ая”.

 Вторая часть

Воспитатель:

- Вернемся к нашему плану. Под какой цифрой будем искать следующий “секрет”?

(Под цифрой “три”).

Воспитатель:

- Все посмотрите на план, хорошо подумайте и каждый тихонько, ничего не говоря, пойдите к этому месту.

(Все дети одновременно выполняют задание). Кто – то находит конверт, который спрятан в сундуке.

Пояснение:

Если кто – то пошел не в ту сторону, снова разбираем ситуацию:

- Где находится “крестик” на плане? Что еще стоит рядом с этим местом?

- Посмотрите внимательно, возле какого окна?

- Сергей, докажи, что это именно то место, которое обозначено крестиком на плане.

Воспитатель:

- Посмотрим, что лежит в конверте?

Дети открывают, рассматривают, объясняют:

Это схемы.

Воспитатель (вывешивая схемы на демонстрационную доску):

- Для чего они нужны?

(Для того чтобы они помогли сочинить и рассказать сказку, рассказ или историю).

Воспитатель:

- А что мы будем сегодня сочинять, вы узнаете, отгадав загадку:

“Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка Яга

Герои действуют умно, и дружба побеждает зло”.

- Так что мы сегодня будем сочинять?

(Сказки).

Воспитатель проводит небольшую беседу:

- Чем рассказ отличается от сказки?

(В рассказах говорится о том, что бывает в настоящей жизни, а в сказке - волшебство, чудо).

- Посмотрите на первую карточку. Как может начинаться сказка?

(“Жил – был…”, “Много лет тому назад…”, “В некотором царстве…”).

- Что происходит в сказке дальше? Посмотрите на вторую карточку.

(Происходит встреча героев сказки, и они решают куда пойти и зачем).

- А что самое интересное в сказке? Посмотрите на третью схему.

(Чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил).

- Что в сказке всегда побеждает?

(Добро побеждает зло).

- Как может заканчиваться сказка? Посмотрите на последнюю карточку.

(“И стали они жить – поживать...” и другие концовочки, которые дети знают).

- Проходите к столам, открывайте свои конверты (там такие же раздаточные схемы). Мы с вами будем сочинять сказки парами. А кто будет вашей парой, попробуйте догадаться сами.

Пояснение: Воспитатель раздает логические карточки, четко зная кому какую с целью подбора необходимых пар и проведения индивидуальной работы во время самостоятельного составления детьми сказок.

Воспитатель

- Ира, почему ты выбрала себе в пару Матвея? Матвей, ты согласен с тем, что Ира выбрала пару правильно?

( У меня условный знак, обозначающий воздушный транспорт, а у Матвея – самолет. Самолет – это воздушный транспорт).

Пояснение:

Если все дети выбрали пары верно, можно спросить еще одну – две пары, чтобы объяснили принцип выбора. Если была ошибка, воспитатель привлекает ребят:

- Посмотрите внимательно на карточки друг у друга. Все согласны, что пары выбраны правильно или есть другие мнения?

Воспитатель напоминает:

- Не забудьте дать название вашей сказке. Договоритесь, кто будет героем вашей сказки, какое волшебство произойдет. Кто будет начинать (первые две карточки), а кто продолжать и заканчивать сказку (последние две карточки).

Смотрите внимательно на схемы, они помогут вам составить сказку

 Третья часть. Самостоятельное составление и рассказывание детьми сказок.

- Вот песочные часы. Пройдет три минуты, и начинаем рассказывать сказки.

Пояснение:

В ходе придумывания сказок воспитатель проводит индивидуальную работу, необходимую конкретно каждому ребенку:

- Матвей, не забудь, ты только рассказываешь до средины (или со средины в зависимости от того, какую часть сказки выберут дети). /Ребенок может все рассказать сам или перебивать напарника/.

- Катя, какими красивыми словами можно рассказать про лес (погоду, одежду…). /У девочки бедный словарь/.

- Настя, по этой карточки (третья карточка или вторая) не надо много рассказывать, оставьте одно (или два приключения), иначе сказка получится очень длинная, и другие дети не успеют рассказать. / Ребенок выдает очень много информации и не всегда по нужной теме, а может на ходу сочинять сказку, совершенно не собираясь ее заканчивать/.

- Глеб ты не только сам составляй сказку, но и прислушивайся к мнению Иры, вы же в паре рассказывать будете. /Мальчик очень активный, интересно сочиняет, а девочка робкая, когда рассказывает, хотя придумывает тоже интересно/.

Первыми воспитатель спрашивает пару Матвея и Кати (у детей хорошая четкая речь, грамотное составление сюжета в соответствии с моделями).

После сказки коротко:

- Молодцы! В вашей сказке очень много красивых слов о …..

- Какое интересное необычное волшебство придумали Глеб и Ира!

Выслушав все четыре сказки, воспитатель предлагает:

- Ребята, у вас на столе лежат волшебные цветы. Подумайте, посовещайтесь и подарите цветок той паре, чья сказка вам понравилась больше всего.

- Катя и Матвей, объясните, почему вы подарили цветок…..

Пояснение:

Если какая – то пара не получила волшебный цветок, воспитатель – Гном дарит цветок и объясняет почему.

 Четвертая часть.

Воспитатель:

- Ребята, остались на нашем плане не разгаданные “секреты”? Под какой следующей цифрой будем искать?

(Под цифрой четыре).

- Кто догадался, где это место? Кого отправим искать?

(Дети сами выбирают).

Ребенок приносит карточку – схему, где дети делают зарядку.

Воспитатель:

- Что будем делать?

(физкультурную разминку).

- Во что поиграем?

(Выбираем большинством голосов комплекс разминки).

 Выполняем физкультурную разминку.

Воспитатель:

- Все “секреты” отыскали?

(Еще один).

- Ира, попробуй найти “секрет”.

(Ребенок робкий).

Ира приносит карточку с двумя стрелками.

Воспитатель:

- Кто догадался, во что будем играть?

- Правильно, игра “Наоборот”, передаем “волшебную палочку” по кругу:

  1. Подушка мягкая, а скамейка….(твердая).
  2. Пластилин мягкий, а камень….(твердый).
  3. Ручей мелкий, а речка….(глубокая).
  4. Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники….(крупные).
  5. Кашу варят густую, а суп…..(жидкий).
  6. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду….(сухая).
  7. Покупаем картофель сырой, а едим…(вареный).
  8. Летом огурцы ели свежие, а зимой….(соленые, консервированные, маринованные).

 Заключение.

Воспитатель:

- Остались “секреты”?

(Последний).

- Идите все, кто догадался, где это место.

Дети приносят подарочную коробку.

- Открывайте!

(В коробке на каждого ребенка лист – задание с логической цепочкой).

Воспитатель – Гном:

- Это вам на память, в свободное время в детском саду или дома с родителями поиграете. А кто хочет, пусть потом поделится, что у него получилось.