Цели урока:
- Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.
- Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их.
- Совершенствовать умения применять знания на практике.
- Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.
Оборудование:
- учебник “Мы и окружающий мир”, 2-й класс (1-4), (авт. Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков);
- демонстрационный материал: изображения грибов, заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсиновая корка), таблички с надписями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией…
Пожалуйста, закройте глаза и мысленно проговорите свою цель.
Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями,
Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? (Ответы детей).
Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на 3 команды исследователей (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!
2. Повторение пройденного материала. Блиц-опрос.
Команда | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Вопрос | Что такое лес? Что вы о нем знаете? | - Какое значение имеет лес в природе? | Какую роль он играет в жизни человека? |
Вариант ответа | - (Лес - это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: l-й ярус - высокие деревья; 2-й ярус - деревья пониже; З-й ярус - кустарники, 4-й - травы, 5-й - мхи, грибы.) |
Рассматриваются и анализируются все ответы детей. |
Итак, мы отправляемся в лес на природу.
Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
На доске появляется cxeма:
Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)
- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)
3. Изучение нового материала.
Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?
Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(Это гриб. Речь пойдет о грибах.) - Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)
Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая.) - Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают ...).
А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять карточку с ответом. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.
Команда Вопрос |
1 команда | 2 команда | 3 команда |
А к какому миру живой природы можно отнести грибы? | Гриб-это животное. | Гриб-это что-то другое | Гриб-это растение |
В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.
В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:
Какие части растений вам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
Что можно сказать о грибах? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)
-А к миру животных? (Тоже нет). Так что же это такое - грибы? (Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.)
Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
4. Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 149, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.) Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.) -Как их можно назвать? (Надземная и подземная.) Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).
Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Шляпка).
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
(Грибница важнее, чем плодовое тело). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)
Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия. Прошу по одному представителю от каждой команды подойти к доске, выбрать рисунок, подписать его, подчеркнутые слова разобрать по составу и ответить на вопрос: “Какие грибы вы знаете? Почему их так назвали?”
(На доске появляются изображения грибов: сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор).
- Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названий?.) Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята - под хвойными, белые - под дубами ...
- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? Каждая команда получает конверт с заданием и отвечает на вопрос: “ Допустим ли такой способ сбора грибов? Почему?”.
Команда | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Способ сбора | Нужно рвать, тянуть гриб из земли. | Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. | Гриб не срезается, а выкручивается из
земли.
|
Вариант ответа | Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.) | Грибница остается неповрежденной,
новый гриб может вырасти на новом месте. Так собирать можно. |
Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит. |
Ответ игроков 2 команды не бесспорен. Ведь кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия в виде дождя, ветра, солнца.
- Что может привести к высыханию или загниванию грибницы.
Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.) Что это? (Плесень)
А я называю плесень грибами. В учебнике показан плесневый гриб, который можно рассмотреть только под микроскопом. Рассмотрите плесень и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.) - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)
-Можно назвать ее грибом? (Да.) - Чего нет у плесени? (Шляпки.)
- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (Нет.)
- Как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей.)
Этот вид грибов называется “плесневые”. Знали вы об этом? - Как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).) Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.
- А как человек использует грибы? (В пищу.)
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет.) - Почему? (Среди них бывают несъедобные ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)
Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.
Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.) Слышали такое слово - “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется “микология”.
На доске: микология, микос - гриб, логос - наука. Как можно перевести слово “микология” с латыни? (Наука о грибах.) (Дети записывают определение слова “микология” в тетрадь: “Микология - наука о грибах.”).
5. Домашнее задание.
Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Выполните задание № 67 на странице 34 в рабочей тетради. Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад.
6. Подведение итогов урока.
Анализ “Ожиданий…”
Позитивная оценка… Выделение самых активных учащихся в каждой команде.
7. На следующем уроке при проверке домашнего задания происходит дальнейшее построение схемы.