План-конспект урока по курсу "Окружающий мир" во 2-м классе "Грибы - особое царство природы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.
  2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения, анализировать их.
  3. Совершенствовать умения применять знания на практике.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Оборудование:

  • учебник “Мы и окружающий мир”, 2-й класс (1-4), (авт. Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков);
  • демонстрационный материал: изображения грибов, заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсиновая корка), таблички с надписями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией…

Пожалуйста, закройте глаза и мысленно проговорите свою цель.

Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями,

Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? (Ответы детей).

Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на 3 команды исследователей (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

2. Повторение пройденного материала. Блиц-опрос.

Команда 1 команда 2 команда 3 команда
Вопрос Что такое лес? Что вы о нем знаете? - Какое значение имеет лес в природе? Какую роль он играет в жизни человека?
Вариант ответа - (Лес - это природное сообщество.

Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько:

l-й ярус - высокие деревья;

2-й ярус - деревья пониже;

З-й ярус - кустарники,

4-й - травы,

5-й - мхи, грибы.)

Рассматриваются и анализируются все ответы детей.

Итак, мы отправляемся в лес на природу.

Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

На доске появляется cxeма:

Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)

- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)

3. Изучение нового материала.

Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

(Это гриб. Речь пойдет о грибах.) - Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)

Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.

- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая.) - Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают ...).

А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять карточку с ответом. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.

Команда

Вопрос

1 команда 2 команда 3 команда
А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Гриб-это животное. Гриб-это что-то другое Гриб-это растение

В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.

В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:

Какие части растений вам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)

Что можно сказать о грибах? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)

Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

-А к миру животных? (Тоже нет). Так что же это такое - грибы? (Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.)

Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

4. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 149, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.) Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.) -Как их можно назвать? (Надземная и подземная.) Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).

Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Шляпка).

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

(Грибница важнее, чем плодовое тело). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия. Прошу по одному представителю от каждой команды подойти к доске, выбрать рисунок, подписать его, подчеркнутые слова разобрать по составу и ответить на вопрос: “Какие грибы вы знаете? Почему их так назвали?”

(На доске появляются изображения грибов: сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор).

- Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названий?.) Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята - под хвойными, белые - под дубами ...

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? Каждая команда получает конверт с заданием и отвечает на вопрос: “ Допустим ли такой способ сбора грибов? Почему?”.

Команда 1 команда 2 команда 3 команда
Способ сбора Нужно рвать, тянуть гриб из земли. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Гриб не срезается, а выкручивается из земли.

 

Вариант ответа Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.) Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте.

Так собирать можно.

Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.

Ответ игроков 2 команды не бесспорен. Ведь кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия в виде дождя, ветра, солнца.

- Что может привести к высыханию или загниванию грибницы.

Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.) Что это? (Плесень)

А я называю плесень грибами. В учебнике показан плесневый гриб, который можно рассмотреть только под микроскопом. Рассмотрите плесень и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.) - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)

-Можно назвать ее грибом? (Да.) - Чего нет у плесени? (Шляпки.)

- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (Нет.)

- Как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей.)

Этот вид грибов называется “плесневые”. Знали вы об этом? - Как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).) Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.

- А как человек использует грибы? (В пищу.)

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет.) - Почему? (Среди них бывают несъедобные ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.) Слышали такое слово - “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется “микология”.

На доске: микология, микос - гриб, логос - наука. Как можно перевести слово “микология” с латыни? (Наука о грибах.) (Дети записывают определение слова “микология” в тетрадь: “Микология - наука о грибах.”).

5. Домашнее задание.

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Выполните задание № 67 на странице 34 в рабочей тетради. Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад.

6. Подведение итогов урока.

Анализ “Ожиданий…”

Позитивная оценка… Выделение самых активных учащихся в каждой команде.

7. На следующем уроке при проверке домашнего задания происходит дальнейшее построение схемы.