Цели:
- Совершенствовать умение учащихся определять тему и главную мысль прочитанного, через работу с художественным текстом.
- Развивать правильное и осознанное чтение вслух и про себя посредством использования различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое).
- Воспитывать интерес к предмету; нравственные начала личности.
Ход урока
Организационный момент. Настроить детей на предстоящую работу.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями из раздела “Обыкновенное чудо”.
Актуализация знаний.
1. Фотоглаз: доброе, милое, злое, грубое, жадное, милое, ласковое, холодное.
- Прочитайте слова, про себя.
- Сравните слова.
- Составьте пары антонимов.
- У какого слова нет пары? Подберите антонимы для этого слова.
- Что обозначают все эти слова? (Признаки предметов).
- Подберите к данным словам подходящие по смыслу имена существительные.
2. На доске написаны словосочетания:
- Золотой луч
- Золотые часы
- Золотые руки
- Золотые волосы
- Золотое сердце
- Золотые колосья
3. Прочитайте слова, про себя. Затем прочитать их вслух. Сравнить их по смыслу. Объяснить значение.
4. На доске:
… - мальчик с золотыми волосами.
Прочитайте.
- Догадались, кто это? (Маленький принц). По каким признакам вы об этом догадались?
- Какие еще словосочетания, относящиеся к данному произведению, вы могли бы назвать? (Золотое сердце, золотые колосья, золотой луч). Почему?
Проверка домашнего задания.
1. На доске:
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
… зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Жизнь дана на добрые дела.
… ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Чтение про себя. Затем вслух.
- Какие выражения можно отнести к произведению А. де Сент-Экзепюри? Почему?
- Почему данное произведение включено в раздел “Обыкновенное чудо”?
- Какие обыкновенные чудеса произошли в отрывке, который мы с вами прочитали на уроке литературы?
Приручение лиса и дружба с ним – разве это не чудо?
2. Инсценирование 5 и 6 главы.
Подготовка к введению нового материала.
1. Чтение авторского текста на странице 121 вслух.
- Что говорил Б. Заходер о сказках?
Сегодня мы должны узнать, относится ли к таким сказкам та, которую мы будем читать сегодня.
2. Прочитать загадки, записанные на доске:
Светит, сверкает,
Всех согревает.Нахмурится, насупится,
В слезы ударится, ничего не останется.Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез.Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все …Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
3. Разделите загадки на группы.
- По какому признаку вы их разделили на группы?
4. Чтение загадок по группам.
- Догадались ли вы о том, кто будет героями этой сказки? (Солнце и туча).
- Какие качества героев сказки отражаются в загадках?
5. Найдите такую сказку в учебнике. (Дети находят сказку по названию в учебнике на станицах 122-123).
- Кто автор?
- Как вы думаете, какие из пословиц, прочитанных сегодня на уроке, могут выражать главную мысль произведения?
Работа с текстом до чтения.
1. Рассмотрите иллюстрацию.
- Есть ли в ней что-нибудь сказочное? (Нет).
- Каким изображено солнце? (Ярким, ласковым…)
- Что может произойти между солнцем и тучей? (Дети высказывают свои предположения).
Работа с текстом во время чтения.
1. Самостоятельное чтение произведения детьми про себя в течение 1 мин. По истечении времени отметить карандашом то место, где остановились.
2. Еще раз прочитать в течение 1 мин. Посчитать получившуюся разницу.
3. Беседа после чтения:
- Что происходит между героями? (Они спорят).
- Как вы думаете, кто победит в этом споре? (Предположения детей).
Давайте проверим .
4. Дочитать текст до конца.
5. Вопросы после чтения?
- Каким автор показал солнце? Почему?
6. Словарная работа.
Угадайте слова:
… - большой колесный экипаж. (Колесница).
… - тот, кто тратит деньги без разбора. (Транжира).
- Какое слово в тексте употребляется в переносном значении? Кто произносит это слово? Почему?
- Какое настроение было у тучи? (Грозовое). Что это значит?
- Как закончилась сказка?
- Какая из пословиц, записанных на доске, выражает главный смысл произведения?
7. Выборочное чтение. Прочитать текст. Найти опорные слова, относящиеся к героям.
Солнце.
путешествовало весело и горделиво
каждая ягодка радовалась ему
раздаривало свои лучи
весело бултыхалось
Туча
хмурилась
не унималась, злилась
ворчала
удивлялась, рассыпалась
- Как надо читать слова каждого героя?
8. Чтение по ролям в парах. Подготовка к выразительному чтению.
9. Выразительное чтение сказки по ролям.
Беседа после чтения текста.
- На чьей стороне симпатии автора?
- Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча? (Почему)
- Какой совет дает автор своим читателям?
Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?
Рефлексия.
- Кто в нашем классе похож на солнышко? Почему?
- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
- Какие обыкновенные чудеса описал автор в своей сказке?
- А какие обыкновенные чудеса произошли сегодня на нашем уроке?
Домашнее задание.
Придумать сказку на тему “ Роза и шипы” или “Вода и огонь”.