Формирование мировоззренческой культуры учащихся на уроках логики

Разделы: Математика


Быстро меняется мир, совершенно по-новому идёт развитие общества в нынешних рыночных условиях. Всё это ставит свои проблемы перед образованием. Иной должен быть ученик современной школы, другим – развитие его личности, содействие его успешной социализации.

В материалах Национального проекта “Образование” подчёркивается необходимость усиления личностной направленности образования. Приоритетное внимание в педагогической деятельности следует уделять личностному развитию учащихся.

В условиях современного школьного математического образования и развития общественной мысли перед учителем стоит задача воспитания личности, способной не только к репродуктивной деятельности, а активно добывающей себе знания и участвующей при формировании методов и путей решения различных учебных проблем.

Главной задачей учителя в этой деятельности является формирование мировоззренческой культуры. Формирование мировоззренческой культуры человека, начиная с самого раннего школьного возраста, осознание цели и смысла социальной активности, ответственности за свои поступки и направление своей деятельности становится важным, необходимым и решающим фактором.

В формировании мировоззренческой культуры человека главная роль отводится философии, которая всегда играла и продолжает играть главную роль, раскрывая многовековой опыт размышления над жизненными ориентациями.

Как необходимо начинать развивать у учащихся философские знания, которые способствовали бы формированию мировоззрения, как заложить основы этой культуры?

Эти вопросы волнуют всех учителей школы, начиная от учителей общественных дисциплин, кончая учителями естественного цикла, в частности меня как учителя математики.

С чего же начать закладку основ философских знаний учащихся, воспитания культуры их мышления?

Соблюдая принцип историчности развития науки философии, она начиналась с логики, которая давала философам некоторый инструментарий для размышлений, развития и совершенствования философии в целом, формирование философских знаний можно начать с целенаправленного изучения науки логика как формальной, так и диалектической.

Формальная логика является наукой, изучающей формы и законы правильного мышления, она даёт возможность сформировать эти законы и принципы в процессе получения выводных знаний, в процессе обучения. Игнорирование логических законов не позволяет прийти к результатам соответствующим действительности, а также объективно познать окружающий мир, а логика, как наука объективная, способствует объективному изучению реальной действительности.

Диалектическая же логика изучает возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношения между ними, устанавливает причинно-следственную связь между процессами, происходящими в мире, раскрывает постоянное преобразование окружающего мира.

Каковы же основные аспекты изучения основ логики в процессе обучения учащихся в школе?

Остановлюсь на конкретных примерах изучения данных основ.

С основами и сутью диалектической логики учащиеся знакомятся при изучении геометрии, где демонстрация развития и преобразования знаний и причинно-следственной связи просматривается особенно хорошо. Преподавание формальной (традиционной) логики в моей педагогической деятельности заключается в формировании некоторых общелогических умений и приемов мышления на уроках элективного курса “Искусство правильного мышления”, который введен в учебный план гимназии № 2 г. Владивостока в 2005 г.

Разработанная мной программа элективного курса рассчитана для учащихся девятых классов общеобразовательных учреждений, школ с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля гимназии.

Она направлена на интеграцию знаний, реализацию межпредметных связей, а также для углубленного изучения ряда вопросов.

В связи с чем возникла необходимость введения курса?

Общеизвестно, что проблема воспитания культуры мышления учащихся, их логической грамотности, точности в рассуждениях, волновали и всегда будут волновать всех педагогов, независимо от предметов, которые они преподают. А наука логика в деле воспитания умения мыслить, грамотно рассуждать, занимает первостепенное значение.

Проработав много лет учителем математики, я пришла к выводу, что в воспитании логической культуры, грамотности, в формировании общелогических умений, которые играют важную роль в формировании научного мировоззрения, учитель ограничивается лишь отведенными учебными программами по математике, на которых сконцентрировано внимание или частично затронуты эти проблемы.

На мой взгляд, этого недостаточно, поэтому данный курс является своевременным.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся общелогических умений, необходимых для любой интеллектуальной деятельности, закладке основ правильного мышления, а также показать, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, при этом происходит развитие личности ребенка, раскрытие его способностей.

Работа над выработкой у учащихся общелогических умений очевидна, так как учащиеся должны учиться умению давать характеристику понятиям, находить и исправлять ошибки в определениях, проводить классификацию, кроме того важно уметь определять истинность и ложность суждений, делать выводы из данных посылок, уметь доказывать и опровергать.

Я убеждена, что изучение логики развивает такие свойства, как ясность и четкость мышления, внимательность, аккуратность, доказательность в суждениях. Занятия логикой приучают ответственно относиться к своей речи, ясно и кратко выражать свои мысли.

Решение задач курса логики вырабатывает у учащихся понимание философских идей о единстве мира и осознание ими универсальности математических знаний, служит дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики.

Программа данного курса включает в себя основные темы формальной логики, переработанные так, чтобы теоретический материал был доступен пониманию учащихся.

Рассматривая основные логические понятия, у учащихся создается целостное и системное представление о науке логике.

Все теоретические положения закрепляются решением логических упражнений, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применить то или иное правило.

Такой подход к обучению курса логики обусловлен тем, что учащимся присущ индивидуальный способ мышления, они, опираясь на результаты конкретных примеров, способны делать определенные выводы.

С этой целью рассматриваются многие понятия из разных предметов, которые малознакомые или совсем незнакомые учащимся.

При изучении практически всех тем широко используются круговые схемы Эйлера. С их помощью достигается хорошая наглядность и четкость в представлении изучаемых вопросов.

Программа курса состоит из 4-х основных частей:

  1. Понятие как форма мышления.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.
  4. Основные законы логики.

Приведу краткую характеристику каждого раздела программы курса:

I. Важнейшими видами мыслей, в которых отражается окружающий мир, являются понятия. А что представляет окружающий нас мир? Самые разнообразные предметы, природные явления, живые существа, различные сооружения. При всем этом происходят различные события, совершаются всевозможные действия. Люди, обладая способностью говорить, для всех окружающих их предметов, явлений, событий придумали названия, чтобы отличить их друг от друга. Таким образом, дали им понятия.

Мы живем среди множества этих понятий и поэтому изучать все, что, связано, с ними, очень важно. В целях обучения учащихся умению формулировать определения понятий рассматриваются в основном определения через ближайший род и видовое отличие. Общая схема имеет вид: А есть В и С. А – определяемое понятие (вид), В – понятие более широкое по отношению к А (род), С – признаки, которые выделяют предметы, обозначенные А, среди предметов обозначенных В (видовое отличие).

Родо-видовые отношения между понятиями играют важную роль при классификациях, где происходит процесс деления родового понятия на его составляющие виды и подвиды.

В данном курсе рассматриваются классификации по одному признаку, а также дихотомическая классификация, а именно, деление на две непересекающиеся части.

Необходимость такой работы следует из того, что классификация облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, и поэтому имеет большое значение, как для теоретической, так и для практической деятельности людей.

П. При изучении различных школьных предметов, которые являются основами наук, учащимся приходится высказывать всевозможные суждения по тому или иному вопросу или проблеме. Другими словами они высказывают мысли, в которых что-то утверждается или отрицается. Различные суждения из различных наук имеют свои особенности. Это выражается в применении терминов, символов и обозначений. Но сама структура суждений, основные принципы построения суждений во всех науках сходны.

Учащиеся знакомятся с определением суждения, его различными видами: простыми и сложными, общими и частными, учатся устанавливать истинность или ложность суждений, строить схемы суждений, строить отрицание.

III. При изучении школьных дисциплин учащиеся должны уметь проводить различные доказательства, например, “Докажите, что число 7 254 делится на 9”, “Докажите, что слово “рука” – женского рода” и так далее.

Чтобы учащиеся успешно справились с заданиями, необходимо прививать им навыки грамотного рассуждения.

А что же значит правильно рассуждать?

Правильное рассуждение – это рассуждение, построенное по законам логики.

IV. Учащиеся знакомятся с основными законами логики, принципами и формами построения умозаключений.

Большое значение придаю построению отрицаний, закономерностям в их построении.

На конкретных примерах показываю символическую запись того или иного закона, учу видеть различие между противоположными и противоречащими суждениями. На моих занятиях происходит формирование у учащихся основ диалектической логики в процессе решения математических задач, особенно геометрических, так как они конкретны по содержанию и отражают реальную действительность.

Они являются оптимальным средством развития творческого мышления и эвристической деятельности школьников.

При этом используется ряд эвристических приемов: прием конкретизации задачи, прием переструктурирования задачи, прием моделирования с помощью графов, и блок схемы.

Рассматривая различные варианты ситуации учащиеся анализируют их и делают соответствующие выводы.

Анализируемые ситуации учащиеся делают максимально наглядными, в виде таблиц, блок-схем или графов.

Рассмотрим задачу.

На некотором острове отдельными селениями живут правдолюбы и шутники. Правдолюбы всегда говорят только правду, а шутники постоянно шутят, а поэтому всегда лгут. Жители одного племени бывают в селении другого, и наоборот. В одно из селений попал путешественник, но не знает, в какое именно. Докажите, что путешественнику достаточно первому встречному задать вопрос: “Вы местный?”, чтобы по ответу определить, в селении какого племени он находится.

Решение.

Путешественник может попасть или в селение “правдолюбов”, или в селение “шутников” – появляются два различных варианта. В селении “правдолюбов” путешественник может встретить как “правдолюба”, так и “шутника”. Аналогично, в селении “шутников” путешественник может встретить как “шутника”, так и “правдолюба”. Возможных вариантов стало уже четыре (см. рис 1).

Даная схема позволяет учащимся заметить, что положительный ответ в любом случае может быть только в селении “правдолюбов”, а ответ “нет” – только в селении “шутников”.

Решение любой самой простой задачи олицетворяет собой в миниатюре процесс усвоения схемы построения любой науки в целом – от основных понятий к выводным, от простого к сложному, от известного к неизвестному. Сам же процесс решения конкретной задачи, и не только математической, реально отражает в динамике развитие самой науки.

Решения множества отдельных задач помогают создать у учащихся представление о всей науке в целом, способствуют формированию у них научного диалектического мировоззрения, обогащают их ум необходимым аппаратом для овладения действительно полным знанием о мире, о своем месте в нем, инструментом для преобразования окружающего мира. Передо мной стоят такие актуальные вопросы:

  1. Понимают ли учащиеся необходимость решения конкретной задачи?
  2. Понимают ли они сам процесс решения в целом и в деталях?
  3. Могут ли объяснить тесную взаимосвязь между условием и заключением?
  4. Видят ли учащиеся развитие решения, его динамику?
  5. В состоянии ли учащиеся понимать, что любая задача является составной частью всей науки?

Эти вопросы имеют важное значение в моей педагогической деятельности, так как ответы на них показывают, насколько полно учащиеся овладевают основами диалектической логики.

Умение видеть и понимать не только конечный результат, но и развитие мыслительных процессов, устанавливать причинно-следственные связи, способствует формированию у учащихся основ философии, мировоззренческой культуры и пониманию того, что мир познаваем.

Систематическое изучение логики является одним из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

Логика составляет фундамент всего образования.

Ориентация на демократические принципы мышления, на многовариативность возможного развития реальных ситуаций и событий, на формирование личности, способной жить и работать в сложном, постоянно меняющемся мире, с неизбежностью требует развития общелогических умений у подрастающего поколения.

Эти задачи я стараюсь решать на своих занятиях элективного курса “Искусство правильного мышления”.