Решение задач на разностное сравнение двух чисел на уроках математики в коррекционных школах VIII вида

Разделы: Математика


Цель:

  • научить учащихся составлять задачи с вопросами «На сколько больше?» и «На сколько меньше?»;
  • раскрыть тождественность этих вопросов;
  • доказать, что ответить на данные вопросы можно действием вычитания.

Оборудование:

  • две ленты одинаковой ширины, но разной длины и цвета; красная и синяя полоска бумаги одинаковой ширины, разбитые на клеточки (7клеточеск в красной и 5клеточек в синей);
  • фланелеграф и набор геометрических фигур;
  • стеклянная банка и два одинаковых стакана;
  • иллюстрации к задаче;
  • учебник математики.

1.Введение.

Показываю классу чёрную и белую ленты.

-Какая лента длиннее, а какая короче? (На глаз видно, что белая лента длиннее).

-Докажите, что белая лента длиннее. Как это сделать. (По предложению ребят накладывается чёрная лента на белую).

-Почему же вы думаете, что белая длиннее? (Потому что она такая же, как чёрная, и ещё остаётся)

-Покажите, на сколько белая лента длиннее чёрной? (Вызванный ученик показывает на незакрытую часть белой ленты).

- У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше чёрной? (Тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты).

-Что показывает эта часть белой ленты? (На сколько белая лента больше, чем чёрная лента).

-А ещё что показывает? (На сколько чёрная лента меньше, чем белая).

- А как мы это нашли? (От белой ленты отрезали длину чёрной ленты и взяли остаток).

2. Знакомство с новой темой.

-Сегодня мы будем учиться решать новые задачи с вопросами «На сколько больше?» и «На сколько меньше?»

(Эти вопросы записываются на доске. Затем демонстрируется классу красная и синяя полоски и выясняется, сколько клеточек в каждой из них, какая из полосок длиннее).

-Составьте об этих полосках две новые задачи. Какой вопрос мы поставим в первой задаче? А во второй?

Дети составляют задачи.

  1. В красной полоске 7клеточек, а в синеё 5клеточек. На сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя?
  2. В красной полоске 7 клеточек, а в синей 5клеточек. На сколько клеточек синяя полоска меньше, чем красная?

Коллективно выясняется, чем эти задачи похожи и чем отличаются.

-Поработаем сначала над первой задачей. Повторите её вопрос. Как с помощью ножниц можно показать, на сколько красная полоска больше, чем синяя? (Отрезать от красной полоски 5 клеточек и посмотреть, сколько клеточек осталось).

-А почему надо отрезать именно 5 клеточек? (потому, что 5 клеточек в синей полоске.)

(Накладывается синяя полоска на красную и отрезается от последней часть в 5клеточек. Затем берётся в другую руку оставшаяся часть и выясняется):

-Что показывает эта часть красной полоски? (На сколько красная полоска больше, чем синяя).

- А как мы её получили? (От красной полоски отрезали столько клеточек, сколько в синей, и взяли то, что осталось).

Значит, красная полоска на 2 клеточки больше, чем синяя.

А без ножниц мы могли бы узнать, на сколько красная полоска больше, чем синяя?

(Некоторые ребята предлагают оторвать часть красной полоски. А другие - решить её действием вычитания)

-Обо всём, что мы с вами делали с полосками, можно рассказать на математическом языке:

Осуществляется этот перевод, сопровождая каждый шаг соответствующей записью: «Надо узнать, на сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя. Беру красную полоску, в неё 7клеточек. (Пишу 7.) Смотрю на синюю, в ней 5клеточек. (Отступив, пишу 5). Значит, надо отрезать 5клеточек. Отрезаю. (Пишу « - » между цифрами 7 и 5, получится 2.

На доске запись: 7-5=2

Мы записали решение задачи.

-Что обозначает число 7 в этой задаче? Число 5? Почему мы поставили знак «минус»? (Потому, что отрезали).

-А почему отрезали именно 5 клеточек? (Потому, что 5 клеточек в синей полоске).

-Что показывает число 2? (Сколько клеточек осталось. На сколько клеточек красная полоска больше, чем синяя.)

-Значит, мы ответили на первый вопрос.

-Какой вопрос мы ставили во второй задаче? (На сколько синяя полоска меньше, чем красная).

-Кто знает ответ на этот вопрос? Почему он такой же? (Потому, что если красная полоска на 2 клеточки больше, чем синяя, то синяя полоска на 2 клеточки меньше, чем красная).

-Нужно ли записывать решение второй задачи? (Нет).

-Каким арифметическим действием можно найти ответ на вопрос «На сколько красная полоска большее, чем синяя? (Вычитанием)

-А на вопрос «На сколько синяя полоска меньше, чем красная?» (Вычитанием)

3. Закрепление изученного.

(Вывешивается иллюстрация, на которой изображены кувшин и чайник).

- В кувшине 9 стаканов молока, в чайнике 6 стаканов воды. О чём можно спросить?

Ученики составляют задачи с вопросами «На сколько больше молока?» и «На сколько меньше воды?»

-Положите каждый у себя на парте столько жёлтых квадратов, сколько стаканов молока в кувшине.

-Справа в том же ряду, отступив, положите синих кругов столько, сколько стаканов воды в чайнике.

- Каким действием можно ответить на первый вопрос? Почему вычитанием? (Потому, что из кувшина надо отлить молока столько сколько воды в чайнике, и узнать, сколько воды осталось).

-Запишем решение задачи: В кувшине 9 стаканов молока. Пишем 9. В чайнике 6 стаканов воды. Значит, надо отлить из кувшина 6 стаканов. Пишем «минус». Вычисляем: 9 минус 6, получится 3. ( Проверка с помощью геометрических фигур).

4. Работа с фланелеграфом.

На нём выложены жёлтые квадраты и синие круги, у ребят на партах.

-Как найти, на сколько стаканов молока больше, чем воды? (Надо отлить именно 6 стаканов молока, а потом узнать, сколько стаканов молока ещё осталось.)

-Почему надо отлить именно 6стаканов молока? (потому, что столько воды в чайнике)

Ученик комментирует задачу:

-Беру 6 жёлтых квадратов и убираю их. Осталось 3 жёлтых квадрата. Эти 3 квадрата показывают, что молока больше, чем воды на 3стакана. Значит, задачу мы решили правильно.

-А на сколько воды меньше, чем молока? Тоже на 3 стакана. Потому, что если молока на 3 стакана больше, чем воды, то воды на 3 стакана меньше, чем молока.

5. Подведение итогов.

При подведении итогов урока детям предлагаю ответить на вопрос «»Что нового узнали на уроке?» и показать, на сколько один из начерченных на доске отрезков больше другого, стирая с доски часть большего отрезка, равную меньшему из них.

В ходе закрепления при обосновании выбора действия вычитания многие дети отвечают: «Потому что в задаче спрашивается, на сколько больше (меньше). Это свидетельствует об их готовности к осознанному обобщению способа решения задач на разностное сравнение. На последующих уроках закрепляем решение задач на разностное сравнение чисел и практическим и арифметическим способом.

Литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V111вида.
  2. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н.Перова.
  3. Б.П.Брунов. «Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии», Красноярск, 2003г.