Урок литературного чтения по книге Л.Сепульведы "Мама-кот". Тема толерантности

Разделы: Начальная школа


I. Актуализация знаний

У:Ребята, расскажите, чем вы любите заниматься в свободное время?

А я в свободное время люблю читать.

Кому из вас тоже нравится читать?

Какие книги вы предпочитаете?

Кто из вас любит читать сказки?

Какие бывают сказки?

Д: Сказки бывают бытовые, волшебные, богатырские, о животных.

У: Кому нравятся сказки о животных? Почему?

Д: Из этих сказок мы узнаем о повадках животных.

У: Животное, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, герой многих литературных произведений. А вот кто это вы узнаете, прочитав стихотворение.

Знает каждый такое животное.

Что хозяином в доме слывет

Спинку горбит, живет беззаботно

И на солнышке песню поет.

А обидишь – зафыркает строго,

Когти сразу покажет тебе.

И хотя людям преданно очень,

Все ж гуляет само по себе.

(Кот)

Кто же это?

Подчеркните слова и выражения, которые помогли вам догадаться.

Что значит “гуляет само по себе”?

На доске учитель прикрепляет слова: беззаботный, свободолюбивый, преданный

У кого из вас есть кот или кошка? Из своих наблюдений скажите, какие они по характеру?

К словам на доске добавляются следующие: ласковый, смелый, добрый, хитрый, сердитый

У: Может ли кот быть героем сказки? Каких сказочных котов знаете?

Д: Кот Базилио (Л. Толстой “Приключения Буратино”), Кот Матроскин (Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”), Кот в сапогах (Ш. Перо “Кот в сапогах”), Кот, который гулял сам по себе (Р. Киплинг), Чеширский кот (Л. Керолл “Алиса в стране чудес”)

(По ходу ответов учитель ставит книгу на выставку).

II. Работа с выставкой книг.

У: Что общего у этих книг?

Д: Это авторские сказки, персонажем которых является кот.

У: Чем они отличаются?

Д: Разные авторы, художники.

У: Почему мы заговорили о котах и о сказках?

Д: Книга, которая лежит на партах – сказка о котах.

У: Рассмотрите обложку. Как называется книга? Кто ее автор? Что вы знаете о нем? Как называется издательство и в каком году книга вышла в России?

(Кадр № 1)

У: Могу ли я поставить эту книгу на нашу выставку?

Д: Да. Это авторская сказка о котах.

У: Капитаны, возьмите конверт №1. В нем вы найдете признаки авторской сказки. Из этого списка исключите лишние.

Задание № 1

Признаки авторской сказки

  • Используется прием иронии
  • Указывается место действия, дается описание персонажей
  • Сказочные цифры
  • Традиционный зачин
  • Наличие диалогов

(Проверка работы. Кадр№2)

У: Кому эта сказка понравилась? Многие из вас даже рисунки нарисовали. Посмотрите, какие они красивые. (Показ выставки рисунков)

О чем же эта книга?

Д: О том, как кот научил чайку летать.

У: Вы хотите сказать, что беззаботный, свободолюбивый, хитрый кот мог это сделать? “Не может быть”, - скажут вам те кто книгу не читал.

Давайте не будем спорить, а лучше отправимся в сказку и посмотрим, как все происходило и каков на самом деле наш кот.

III. Погружение в сказку.

Снип, снап. снуре,

Пуре, базилюре.

(Магнитофонная запись: шум моря, крики чаек, гудки пароходов.)

У: Что это за звуки? Где мы оказались?

Д: Мы в порту г. Гамбурга. ( На экране рисунок порта. Кадр №3)

У: Почему мы здесь очутились? Ведь я загадала желание попасть в сказку “Мама-кот”.

Д: В портовом городе Гамбурге происходят события, описанные в сказке.

У: Как в этом городе относились к котам?

Д: Их оберегали, потому что коты ловили крыс, которых очень много в порту.

IV. Знакомство с главным героем сказки и ее персонажами.

Кенга

У: Слышите? Кто-то разговаривает. (Звукозапись “Крик чаек,шум моря”. На экране морской пейзаж ( Кадр №4) Звучит запись монолога чайки КЕНГИ.)

- По плану полета мы должны лететь на юг. Там самки смогут отложить яйца и высиживать птенцов в полной безопасности. А когда у птенцов отрастут первые крепкие перья, чайки станут учить их летать.

Кто это говорит?

Д: Чайка КЕНГА

У: Какие мечты были у КЕНГИ? (Кадр № 5)

Мечты КЕНГИ

Отложить яйцо

Высидеть птенца

Научить птенца летать

У: Сбылись ли ее мечты?

Д: Нет, чайка умерла. Да. Она снесла яйцо, а все остальные желания выполнил кот Зорбас.

КОТ ЗОРБАС

У: Кто такой кот Зорбас?

Д: Это главный герой сказки.

У: Каким мы его впервые встретили в книге?

Д: Большой, черный и толстый кот.

У: Что же было в нем такого, что могло сделать его несчастным?

Д: Он был черного цвета.

У: Что же делаете вы, когда дорогу вам переходит черный кот? Кто из вас верит этой примете? Легко ли жить если ты черного цвета, если ты не такой как все? Ответить на вопрос нам поможет песня. отдыхаем и слушаем.

ФИЗМИНУТКА (Звучит песня “Жил да был черный кот”)

У: А Зорбас действительно приносил всем несчастья?

Д: Нет, наоборот он делал добро.

У: В сказках всегда есть положительные и отрицательные герои. Кот Зорбас какой из них? Почему? О чем мечтал кот Зорбас? (Кадр № 6)

Мечты кота Зорбаса

Целый месяц быть хозяином квартиры

Валяться на кровати

Встречаться с другими котами

У: Почему не сбылись его мечты?

Д: Небо послало ему чайку Кенгу.

У: Давайте заглянем в сказку и вспомним, как все происходило.

Снип, снап. снуре,

Пуре, базилюре.

(Инсценировка эпизода “Встреча Кенги и Зорбаса” (Кадр №7)

Каким мы увидили Зорбаса здесь?

Д: добрый, отзывчивый

У: Почему Зорбас согласился выполнить все желания чайки Кенги?

Д: Он надеялся, что чайка поправится и сама будет ухаживать за птенцом.

У: Когда чайка умерла, Зорбас понял, что ему придется высиживать яйцо, чтобы оно не погибло. Но как это делать он не знал. Почему же он не отдал яйцо человеку? Коты умеют высиживать яйца? А как вы думаете, легко ли вырастить детеныша? Что нужно для этого знать? А легко ли воспитать чужого детеныша, который не похож на тебя?

Какие трудности встретились на пути выполнения обещаний? (Кадр № 8)

Трудности на пути выполнения обещаний

Как высиживать яйцо.

Чем кормить птенца.

Как уберечь его от врагов.

Как научить птенца летать.

КОТЫ

(Звучит: “Мяу!” Кадр №9)

У: Как зовут этих котов? Что вы о них знаете?

(Проверка)

Кто из котов лишний и почему?

Д: Коты – хулиганы, они все время вредили Зорбасу.

У: Что объединяет остальных котов?

Д: Это друзья Зорбаса, они во всем ему помогали.

У: Почему они это делали?

Д: Если один портовый кот дал честное слово, то все портовые коты должны ему помогать.

Задание № 2

У: Когда на пути у котов возникали трудности. то им помогало то, что Верховод называл “эмпликопе”. Что это было? Из рассыпанных букв соберите слово. (Дети собирают слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)

Удалось ли Зорбасу выполнить обещания? Что же он выполнил?

(Кадр №10)

Зорбас выполнил все обещания.

Не съел яйцо.

Высидел птенца.

Научил птенца.

Задание № 3

У:Откройте конверт. Давайте перечитаем эпизоды сказки и вспомним, как Зорбас выполнял обещания. Каждая группа работает над своим отрывком и определяет, какие черты характера Зорбаса здесь проявились. Используйте карточку-помощницу (см. Приложение 1)

Проверка работы в группах

Текст №1. Терпеливый, заботливый, ответственный.

Текст №2. Ловкий, находчивый, умный.

Текст №3. Решительный, храбрый.

Текст №4. Честный, благородный.

(Все слова оформляются на доску во второй столбик)

У: Какое обещание было выполнить труднее всего?

Д: Научить чайку летать.

У: А Афортунада хотела летать?

Д: Не сразу, потому что она сначала хотела быть котом.

У: Что заставило её изменить решение?

Д: Рассказ Морехода о чайках. Она увидела летящих чаек.

У: Кто помог котам? С кем они помяукали, нарушив “табу”?

Д: Это был поэт.

У: Почему именно поэт?

Д: Он летает на крыльях поэзии.

Задание №4 (Сочини стихотворение).

Как вы думаете, легко ли писать стихи? Давайте сейчас проверим.

Вам дано начало стихотворения. Допишите еще две строчки.

На лодке по реке

Катался кот – вот.

(Проверка работы. От каждой группы зачитывается одно стихотворение на выбор.)

У: Кому из вас было трудно писать? А кому легко?

Что вы почувствовали, когда вам удалось закончить стихотворение? Что нужно человеку, чтобы писать стихи?

Д: Желание, сильные чувства, вдохновение.

У: А что же нужно чайке для полета? Прочтите об этом стихотворение.

(Кадр № 11)

У: Чайку звали Афортунада. Какое слово спряталось в ее имени?

Д: Фортуна – удача.

У: Действительно ли она удачливая, счастливая? кто помог ей стать такой?

Д: Обыкновенный черный толстый кот.

У: Чему научился Зорбас , воспитывая чайку?

Д: Он научился любить, ценить и уважать, другое не похожее на него существо.

У: В какой момент Зорбас испытал самые сильные чувства?

Д: Когда Афортунада полетела.

У: Прочитайте конец сказки стр. 153.

В сказке было и зло, и трудности, и даже смерть, но добро победило, и добро это делал обыкновенный кот.

Задание №5 Синквейн.

У: Напишите синквейн о коте Зорбасе.

(Кадр № 12.Алгоритм синквейна)

(Проверка.)

Прочитайте синквейн в группе. Выберите тот, который вы подарите классу. Прочтите его вслух (см. Приложение 2)

Итог урока

У: Почему же книга названа “Мама- кот”?

Д: Кот вел себя как настоящая мама: кормил, заботился, защищал, оберегал птенца и даже научил летать. Ему помогали коты, которые считали, что если один портовый кот дал обещание, то все коты должны ему помогать. Им помогли ещё энциклопедия и человек.

У: Похож ли наш кот на котов из сказок, которые вы читали раньше?

Попробуйте дома придумать и нарисовать свой образ кота. А если кто-то захочет, пусть сочинит сказку про кота.

Приложение 1

Отрывок № 1 “Как Зорбас высиживал яйцо”

Зорбас остался на балконе с яйцом. Он улёгся и очень осторожно придвинул яйцо к своему брюху, чувствуя себя смешным.

Много дней провёл большой чёрный и толстый кот рядом с яйцом, защищая и нежно передвигая его пушистыми лапами всякий раз, когда хоть немного отодвигал яйцо от своего живота,

В иные дни лапы сводила судорога от неподвижности (ведь по приказу Верховода он покидал яйцо, только чтобы пойти поесть).

Большому чёрному и толстому коту было не легко высиживать! птенца. Каждое утро, во время визита друга семьи, Зорбас прятал яйцо среди цветочных горшков на балконе.

Но в одно прекрасное утро Зорбас услышал, как друг дома собирается делать уборку на балконе. Услышав звук упавшей вазы, друг семьи крикнул:

- Ты спятил, Зорбас? Вон отсюда, дурень! 1

Какое незаслуженное оскорбление!

Отрывок № 2 “Чем кормить птенца?”

Чтобы дать ему поесть? Зорбас знал, что чайки, кормятся рыбой, НО где же добыть кусок рыбы? Зорбас попробовал угостить птенчика яблоком, но жёлтый клювик коснулся кожуры и согнулся, словно резиновый. Кот предложил картофелинку, потом кошачьих галет. Всё было напрасно. Клювик был очень слабый и сгибался. Тогда от отчаяния Зорбас вспомнил, что птенчик же птица, а птицы едят насекомых.

Выбежал на балкон и стал терпеливо ждать пока какая - нибудь муха опустится так, чтобы он смог её сцапать.

-Вкусно, очень, очень вкусно! - радостно верещал птенец. Ты хорошая мами!

Отрывок № 3 “Коты-хулиганы”

Тут тревожные крики птенца заставили его со всех ног кинуться на балкон.

И он увидел такое, что весь похолодел.

Два хулигана-кота залегли на брюхе перед птенчиком, а один из них схватил птенца за хвост.

Зорбас весь напрягся, прыгнул. Ещё в воздухе выпустил все десять когтей и приземлился между двумя плутами, пригнув их головы к полу. Коты-хулиганы пытались, было подняться, но Зорбас мгновенно расцарапал обоим уши. Мяукая от боли, коты пустились на/утёк.

Отрывок № 4 “Неудачи при полетах”

Книгочей нашёл описание техники полёта в энциклопедии и взялся руководить подготовкой.

Семнадцать раз пыталась взлететь Афортунада и семнадцать раз падала на пол, сумев набрать высоту лишь в несколько сантиметров.

Книгочей, совсем отощавший после провалов, вырвал у себя часть усов и оправдывался, горестно мяукал.

- Может она уже не полетит? - высказал своё мнение секретарь. -Она должна летать! Я обещал её матери, - твердил Зорбас.

- Признаем, что мы не в состоянии научить её летать и должны искать помощи за пределами мира котов, - высказался Зорбас. - Я прошу разрешения нарушить табу.

Карточка- помощница

Выбери слова, которые характеризуют кота Зорбаса. Подчеркни.

Злобный, добрый, благородный, смелый, грубый, заботливый, храбрый, трусливый, отзывчивый, честный, благородный, ловкий, ответственный,

ленивый.