Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики (для детей с нарушением зрения)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Долгосрочные цели:

  • научиться “видеть” руками;
  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики;
  • формирование предметных и пространственных представлений;
  • развитие бимануального осязательного восприятия;
  • развитие творческих способностей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование навыков ориентирования на плоскости;
  • способствовать развитию тонкокоординированных движений;
  • развитие тактильных, вибрационных, болевых ощущений;
  • развитие сосредоточенности, внимания;
  • способствовать развитию опосредованного осязания;
  • формирование пространственного образа.

Оборудование и приспособления: тифломагнитофон, шестигранный карандаш, грецкие орехи, технологическая карта, читающая машина “Инфа-100”.

Материалы и инструменты: 16 бумажных полос длиной 70см, шириной 2-4см двух цветов (8+8), ножницы, карандаш, линейка.

План занятия

I . Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Разминка.

I I . Основная часть занятия. Практическая часть

Задание 1. Коррекционно-развивающая игра “Рисование резиночками”.

Задание 2. Деревянный конструктор.

Задание 3. Согласно технологической карте выполнить корзиночку в технике плетения. (см. Приложение 1)

I I I . Итог занятия

  1. Заключительная часть.
  2. Выполнение упражнений по методике Йосиро Цуцуми.

Ход занятия

I . Организационный момент

  1. 1. Сообщение долгосрочных целей и темы:

- главная цель нашего курса занятий – научиться “видеть” руками, поэтому все задачи, которые мы решаем на занятиях, способствуют достижению поставленной цели;

- мы продолжаем работать по теме: Изготовление изделий из различных материалов и конкретно сегодня изготовим корзиночку из бумажных полос в технике плетения, но прежде, чем приступить к этой работе подготовим свои пальчики и настроимся в целом на эту работу.

2. Разминка:

  • Постоянно пребывая в напряжении, мы устаем. Силы наши тают, производительность учебного труда падает, здоровье ухудшается. Постепенно развивается хроническая усталость. С усталостью тоже можно бороться. Поэтому занятие начинаем с упражнения, которое снимает напряжение:

Упражнение для снятия стресса, напряжения

Поместите орех на запястье руки со стороны ладони (под мизинцем), как показано на <Рисунке1> [1]. Ладонью другой руки слегка нажимайте на орех и делайте им круговые движения в течение трех минут.

  • Выполним разминку, которая представляет собой самомассаж кистей и пальцев рук (5 упражнений):

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, <Рисунок 2>. Затем положение рук меняется.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий, <Рисунок 3>.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, <Рисунок 4>.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев <Рисунок 5>.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем, поперек <Рисунок 6>.

I I . Основная часть занятия. Практическая часть

Задание 1

“Рисование резиночками” - провести осязательное обследование предложенного предмета (настольная лампа). Затем с помощью резинок изобразить этот предмет на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование приемов осязательного обследования;
  • совершенствование навыков ориентирования на плоскости;
  • формирование пространственного образа.

Задание 2

Деревянный конструктор – провести осязательное обследование предмета, собранного из деревянного конструктора. Затем разобрать его и собрать в прежнем виде. С какой целью мы это выполняем? Чтобы решить несколько задач.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование приемов осязательного обследования;
  • формирование пространственного образа;
  • развитие координированных движений.

Задание 3

Изготовить корзиночку согласно технологической карте (технологическую карту прослушать с помощью читающей машины “Инфа-100” - Приложение 1)

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование навыков ориентирования на плоскости;
  • способствовать развитию бимануального осязания;
  • способствовать развитию тонкокоординированных движений;
  • способствовать развитию слухового восприятия.

III. Итог занятия

1. Заключительная часть

Какие задачи мы ставили на сегодняшнем занятии?

Способствовали мы достижению этих задач?

2. Упражнения под инструментальную музыку (по методике Йосиро Цуцуми выполняем 4 упражнения для укрепления и сохранения здоровья) [1].

Гимнастика для пальцев и ладони по методу Йосиро Цуцуми

Упражнения необходимо выполнять по три раза каждый день в течение полугода.

1. Сгибание пальцев вперед.

а) Делая вдох через нос, сложите ладони вместе на высоте глаз перед собой <Рисунок 7>.

б) Выдыхая через рот, пальцы правой руки опустите приблизительно до основания пальцев левой руки, а пальцы левой руки согните, “захватив” сверху кончики пальцев правой руки <Рисунок 8>.

в) Вдыхая через нос, разогните пальцы левой руки, спустите их до основания пальцев правой руки, а пальцы правой руки согните, “захватив” пальцы левой руки <Рисунок 9>.

Сгибайте и разгибайте пальцы левой и правой рук 15 раз. Темп дыхания при этом будет несколько убыстренным. Движения должны быть плавными.

2. Прогибание пальцев.

а) Сложите руки перед грудью и дышите нормально <Рисунок 7>.

б) Сделайте вдох. Не отрывая ладоней, друг от друга, раздвиньте пальцы как можно шире, а локти, разведите в стороны <Рисунок 10>.

в) Разведите ладони так, чтобы соприкасались только кончики пальцев <Рисунок 11>

г) Сделайте через рот быстрый выдох и прижмите пальцы обеих рук друг к другу. На вдохе снова разъедините пальцы, оставляя, лишь их кончики плотно прижатыми друг к другу. Повторите эту часть упражнения 10 раз.

д) А теперь разверните ладони так, чтобы кончики пальцев смотрели не вверх, а по направлению к вам <Рисунок 12>. И 10 раз повторяйте движение, как указано в пункте г). Выполняя это упражнение, прогибайте пальцы “до отказа” и старайтесь дышать ритмично.

3. Сгибание и разгибание пальцев.

а) Поднимите руки ладонями к себе <Рисунок 13>.

б) Выдохните весь воздух и задержите дыхание. Затем, вдыхая через нос, сгибайте пальцы — все десять по порядку. Начните с большого пальца правой руки, сгибайте указательный, средний, безымянный, мизинец, далее - мизинец левой руки, безымянный, средний, указательный и закончите большим пальцем левой руки <Рисунок 14>.

в) После того как вы согнули все пальцы, начинайте разгибать их, выдыхая через рот. Это упражнение нужно повторить минимум 10 раз. Представьте себе, как ритмично набегают волны на берег — тщательно сгибайте и разгибайте каждый палец.

4. Круговые движения орехами.

а) Возьмите два ореха, положите их между ладонями и делайте вращательные движения. Прилагайте усилия, прижимая орехи к ладоням <Рисунок 15>.

б) Положите орехи на тыльную сторону правой руки, накройте ладонью левой руки. Делайте вращательные движения, с усилием прижимая орехи. Затем поменяйте руки <Рисунок 16>.

в) Возьмите в каждую ладонь по два ореха и вращайте их одновременно. В правой ладони - по часовой стрелке, в левой — против часовой стрелки <Рисунок 17>.

Упражнение с орехами снимает недовольство, состояние раздражения, предотвращает старение мозга и способствует долголетию. Многоточечное раздражение с применением орехов оказывает гораздо больший эффект, чем традиционное простое раздражение.

Литература

  1. Йосиро Цуцуми. Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Краснодар. Советская Кубань”. 1994.
  2. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.:ООО “Издательский Дом “Кристалл”, 2000.
  3. Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004.