Методические материалы для классного руководителя

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель программы:

Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование жизнеспособной, духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Программа состоит из разделов:

  1. Я – человек.
  2. Моё Отечество.
  3. Семейный очаг.
  4. Я и природа.
  5. Здоровый образ жизни.
  6. Культура, духовность, творчество.
  7. Профессиональное самоопределение.

Из программы воспитательной работы для учащихся

5-8-х классов

5-й класс – переходный период от начальной школы к средней. Хотя учащиеся формально считаются учащимися средней ступени, на самом деле они ещё тесно связаны с начальной школой, постоянно нуждаются в опеке воспитателя и слабо ориентируются в новой для них системе обучения и воспитания.

Классный руководитель должен:

- изучить каждого ученика с целью планирования воспитательной работы;

- продолжить формирования классного коллектива;

- проводить диагностику результатов воспитания;

- стимулировать самостоятельную деятельность ребёнка в социуме.

Задачи:

  • развитие потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, края;
  • формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями;
  • развитие культуры школьников, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе;
  • расширение знаний учащихся о профессиях.

План воспитательной работы в 5-м классе (пример)

Цель воспитательной работы: формирование жизнеспособной личности сельского школьника. Жизнеспособная личность – человек, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в условиях современного общества. Творческая активность личности находится в тесной взаимосвязи с формированием нравственно-волевых и духовных качеств, необходимых для жизни человеку.

Основные задачи воспитательной работы в 5-м классе (таблица).

Задачи воспитательной работы сформулированы на основе задач формирования ключевых компетентностей школьников и соотносятся с задачами воспитательной программы школы.

  • Самостоятельная познавательная деятельность. Развитие умений постановки и решения школьниками познавательных задач, умения работать с информацией, в том числе мультимедийной с использованием Интернет технологий. Через игру, учение, труд необходимо формировать умения обучающихся планировать, проектировать, прогнозировать,вести исследовательскую, творческую деятельность. Воспитывать навыки самоорганизации.
  • Формировать компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, выражение своего отношения как гражданина к проблемам государства и общества, гордость за символы государства.
  • Учить заботиться о здоровье, формировать ответственность за выбор своего образа жизни, организовывать свою культурно-досуговую деятельность. Организация воспитательной работы в условиях по экспериментального направления школы “Воспитание жизнеспособной личности физкультурно-оздоровительными средствами”
  • Развитие психосоциальной компетентности как основы здоровья – умственного, физического, психического. Работа по экспериментальному направлению школы “Коммуникативная культура сельских школьников”, работа по программе “Обучение жизненно важным умениям”.

А также:

- формирование классного коллектива, его сплочение;
- повышение уровня воспитанности и культуры поведения школьников;
- взаимодействие с семьёй.

Основные направления воспитательной работы

Обучающиеся класса являются членами совета школьного краеведческого музея. Они принимают активное участие в составлении плана работы музея, в поисковой работе, готовят выступления, экскурсии для обучающихся начальной школы. Главное направление работы школьного музея - патриотическое. В музее школы 4 ноября был проведен Урок России.

Большая подготовительная работа ведется к празднованию 65 годовщины освобождения Вязьмы от немецких захватчиков (12 марта), разработан рад мероприятий. Дети подготовили экскурсии в музей выступая в качестве экскурсоводов, поддерживают связь с ветеранами войны, готовятся к краеведческой викторине. Планируется выпуск школьной газеты по материалам музея.