Цели урока:
- Определить индивидуально-психологические способности менеджера.
- Выявить организаторские способности. Овладеть ораторским искусством, научиться убеждать в своей правоте.
- Научить самоанализу, дать оценку своей пригодности к избираемой профессии.
Оборудование урока:
Листы бумаги, карандаш, карточки с заданиями для групп, тесты, таблица.
Ход урока.
1.Орг.момент
.Проверить готовность класса к уроку, объявление целей урока, постановка задач.
2. Повторить определения:
а) что такое менеджмент;
б) кто такой менеджер;
в) кто такой предприниматель.
3. Вступительное слово.
Учитель экономики:
Менеджмент опирается на социально-психологические исследования, практику регулирования управленческих процессов и деловых игр, а также на конкретный опыт. Использование индивидуальных устремлений и наклонностей каждого работника для решения задач стоящих перед организацией в целом,- вот критерии, по которым оценивается эффективность организации труда.
Школьный психолог:
Современный менеджмент предполагает наличие у менеджера индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих эффективное управление трудовой деятельностью коллектива.
Учитель экономики:
Игра “Менеджер ли я”
Игра проводится со всем классом. В течение 5-10 минут участники записывают на листе бумаги в двух колонках, какие качества должен иметь человек, выбирающий себе профессию менеджера, и какие качества ему мешают (9-10 пунктов).
После этого надо определить степень важности каждого из качеств. Для этого их нужно разбить по номерам, присваивая наиболее важному качеству номер 1, и т.д. Также следует поступить и с отрицательными качествами.
Затем эти листы сдаются учителю.
Психолог раздаёт всем участникам новые листы, где определение необходимых качеств для менеджера проведено профессионалами в этой области (Приложение № 1). Учащиеся могут сравнить свой взгляд на проблему с профессиональным. Затем уже в этих листах они должны оценить ранг данных качеств, проставив порядковые номера.
После этого листы сдаются. Данные по обоим заданиям обрабатываются. Их результаты обсуждаются в классе. Психолог вместе с учащимися делает вывод: чтобы обеспечить эффективное управление трудовой деятельности менеджер должен:
Уметь:
- ставить перед собой четкие цели;
- предвидеть события;
- управлять собой;
- влиять на окружающих.
Знать:
- социальные и экономические законы развития;
- особенность социальной обстановки;
- принципы эффективного управления;
- методы активизации трудовой деятельности.
Обладать:
- способностью быть лидером;
- высокой нравственностью;
- сознанием социальной значимости;
- физическим здоровьем.
Психологи утверждают, что положительный результат деятельности коллектива считается обеспеченным, если менеджер проявляет себя:
- реалистом – объективно оценивает окружающую действительность, имеет свою точку зрения по фактам и событиям;
- неравнодушным – не проходит мимо фактов, оказывающих влияние на результаты;
- способным к самореализации, самоконтролю – умеет организовывать деятельность, демонстрирует эмоциональную сдержанность и выдержку;
- жизнерадостным – имеет всегда хорошее, ровное настроение, словом и делом положительно влияет на окружающих;
- целеустремленным – понимает общие задачи и видит пути их решения;
- внимательным к людям – умеет слушать и ценить мнения других, замечать перемены в настроении каждого члена коллектива;
- требовательным к себе и подчиненным – не допускает сознательного нарушения установленных правил и требует их выполнения от других;
- справедливым – воздерживается от проявлений симпатий и антипатий к сотрудникам и партнерам.
Игра “Незаконченное предложение”.
Управлять это значит ...
(продолжить предложение предлагаемыми вариантами: руководить, вести за собой, быть лидером)
Давайте посмотрим, обладаете ли вы этим качеством. Узнаем кто из вас ведущий, а кто ведомый. Тест “Кто вы ведущий или ведомый?” (Приложение № 2)
Подведение итогов теста.
Продолжим познавать себя. Мелодия вашего поведения – психогеометрический тест.
Посмотрите на пять фигур:
Рисунок 1.
На листе бумаги нарисуйте ту фигуру, которая вас привлекает в первую очередь, затем проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения.
Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место это – ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым, будет представлять для вас наибольшие трудности (Приложение №3).
По итогам двух проведенных тестов выявлены лидеры (это ведущие треугольники).
Чтобы убедиться в точности определений проведем еще небольшую игру.
Игра “Идея”.
Цель: выявить организаторские способности, овладеть ораторским искусством, научиться убеждать в своей правоте.
В игре участвуют лидеры, т.е. 4-5 человек. Учитель экономики объявляет задание: каждый из вас является руководителем фирмы, партии, института, страны и т.п. (это они определяют сами). Каждый из вас должен выдвинуть свою “идею”, возможно, самую фантастическую, и привлечь как можно больше сторонников этой идеи. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Формы агитации могут быть самые разнообразные: лекция, презентация, наглядная агитация, реклама, индивидуальная беседа.
Пока руководители готовятся, учитель экономики проводит беседу с остальными из цикла “ Это интересно”.
В книге “Секреты бизнеса для всех” Мак Кормак приводит “десять причин пробуксовки карьеры” сотрудника, на которого фирме трудно рассчитывать:
- Незнание того, для чего вас взяли на работу;
- Слишком медленное исполнение;
- Игнорирование “принципа Питера” (продвигаясь вверх, любой работник, в конце концов, достигает уровня своей некомпетентности);
- Пренебрежение корпоративной культурой (“вы же не будете ходить в свитере, когда все вокруг ходят в белых рубашках”);
- Желание нравиться всем и каждому. (“Решения должны диктоваться ситуациями, а не симпатиями и личными чувствами”);
- Неумение защитить себя при появлении нового босса;
- Разбалтывание своих сокровенных мыслей;
- Непоследовательное поведение;
- Перекладывание вины на других;
- Требование от сотрудников того, чего не делаете сами.
В той же книге приведены характерные признаки семи наиболее опасных для фирмы работников:
- Готовый для начальника на все (он обещает то, что вы, по его мнению, хотите от него услышать, однако не в состоянии выполнить обещанного);
- Всезнайка (для него не существует ничего нового);
- Соглашатель (соглашается со всем подряд, а по сему его поддержка ровным счетом ничего не значит);
- Доверенное лицо (везде сует свой нос и много говорит, его любимое занятие – сплетни, он не умеет хранить тайны);
- Одержимый (всегда при деле, даже если ничего не делает);
- Предусмотрительный неумелец (становится беспомощным, когда это удобно ему и совсем неудобно вам);
- Красноречивый неумелец.
При наличии времени можно предложить разобраться в производственных ситуациях.
Ситуация 1.
Вы получили одновременно два срочных задания от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Как вы поступите? Возможные варианты ответов:
- В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.
- Сначала буду выполнять задание наиболее важное на мой взгляд.
- Сначала выполню задание вышестоящего начальника.
- Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.
Ситуация 2.
В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?
- Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.
- Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением “сократить” эту единицу.
- Предложу обсудить эту ситуацию в коллективе и решить, как поступить с этим человеком.
- Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.
Предоставляется слово выбранным руководителям, которые привлекают своей идеей как можно больше сторонников.
В результате класс делится на группы (по числу руководителей);
Подводятся итоги урока:
- Какими качествами должен обладать менеджер?
- Чем он отличается от предпринимателя?
Каждая группа получает домашнее задание:
- Подготовить сообщение
- об ассоциациях и клубах промышленников;
- купеческих гильдиях начала 20 века.
- Провести социологический опрос населения на
тему: “Репутация производителей”
- товаров;
- – услуг.
Примерный перечень вопросов к пункту 2:
- какие предприятия выпускающие товары (оказывающие услуги) находятся у нас в Шатках.
- Какое из этих предприятий вызывает у вас доверие.
- Чем привлекает вас данное предприятие (качество, цена и т.д.)
- Какие из предприятий у вас вызывают негативное отношение.
Информацию обработать и предоставить в виде диаграммы.
Список литературы
- Акимов В.В., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. “Основы экономических знаний”; Москва “Просвещение” 1996г.
- Романова И.И. “Экономическая игротека”, Москва “Финансы и статистика” 1994г.
- Рогов Е.И. “Настольная книга практического психолога в образовании”, Москва “Владс” 1996г.
- Черняк В.З. “Введение в предпринимательство” 10-11 класс, Вита Пресс 2001г.
- “Энциклопедия психологических тестов”, составитель Касьянов С., издательство “Эксмо”, 2003г.