Пояснительная записка.
Урок проводится в 11 классе в рамках подготовки к Государственным экзаменам по алгебре и началам анализа
Подготовительная работа:
I. Творческие задания.
1.Заранее дать 2-3 учащимся приготовить “шпаргалку” в электронном варианте по теме “Логарифмы” (работу выполнить нужно вместе);
2. Одной группе - составить кроссворд, используя слова “логарифм”, “сумма”, “деление”, “выражение”, “положительное”, “основание”, “десять”, Непер и др.;
3. Второй группе - придумать небольшое стихотворение по данной теме;
4. Третьей группе – составить пример, в котором присутствовали бы все свойства логарифмов;
5. Четвертой группе дать задание, чтобы нашли материал о том, откуда и в связи с чем появились логарифмы.
II. Приготовить проектор
III. Приготовить таблицу для устной работы
1+ |
Ход урока.
На доске написаны слова Лапласа.
“Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь”
П.С.Лаплас
Учитель :
Судя по выказыванию, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ученики:
о логарифмах (заслушивается стихотворение, приготовленное одной из групп).
Учитель:
Какие задачи поставим перед собой?
Ученики:
- Повторить определение логарифма;
- Повторить свойства логарифмов;
- Основное логарифмическое тождество;
- Формулу перехода к новому основанию;
- Применение теории для решения задач.
Учитель: работаем по следующему плану:
- Историческая справка - 1-2 минуты.
- О логарифмах и их месте в ЕГЭ (учитель, беседа) - 1-2 минуты.
- “Шпаргалка” - 3-4 минуты.
- Устная работа (фронтальная) - 3-4 минуты.
- Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) - 17 минут.
- Домашнее задание, итог урока - 3 минуты.
Выступление четвертой группы (рассказывает о логарифмах).
На доску проецируется пример: ()-2+ m0+ , решив его при помощи таблицы со свойствами, нужно ответить на вопрос:
Как результат связан с выступлением первой группы?
Ответ: - появились первые сведения о логарифмах.
Беседа учителя. Задания с использованием логарифмов, логарифмических функций и логарифмических уравнений и систем уравнений являются “любимыми” заданиями во всех вариантах ЕГЭ. Если проанализировать варианты ЕГЭ за прошедшие годы, то таких заданий не менее 4-5 в разделе А, не менее 2-х в разделе В и не менее 1-ого в разделе С ( причем это всегда С1, т.е. вполне доступное задание для многих учащихся). Можно отметить, что за 2004-2005 годы число заданий с логарифмами увеличилось и в разделе А, и в разделе В.
(Ученикам объявляется цель урока).
Цель урока: актуализировать знания о логарифмах и способах их вычислений
Группа учащихся, которая готовила “шпаргалку”, рассказывает о свойствах логарифмов (при помощи проектора)
Работа по таблице. Проговорить (не решая), какие свойства необходимо применить для вычисления логарифмов.
Устная работа с классом.
.1. Объяснить, почему нет смысла рассматривать данную запись:
2. Объяснить, почему нет смысла рассматривать данную запись
3. Софизм – умышленное умозаключение с замаскированной ошибкой.
2 > 3?
Получим, что 2 больше 3.
На доске снова формулы и классу предлагается самостоятельная работа на 15 минут (время строго регламентировано). Через 15 минут проверка по листам самоконтроля.
Условия: 1. Можно работать в парах.
2. Оценка: 9-10 заданий – отлично;
7-8 --------------- хорошо;
5-6 --------------- удовлетворительно.
3. Листы проверки можно взять по истечении времени.
4. На столе учителя есть дополнительная карточка для тех, кто справится с заданием раньше.