Интегрированный урок (русский язык + мир вокруг нас) по теме "Леса России. Упражнение в определении склонений имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формирование знаний о разнообразии лесов, о влиянии природных условий на тип леса.
  2. Развитие умения распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах, закрепление темы однородные члены предложения.
  3. Развитие умения анализировать, делать выводы.
  4. Воспитание бережного отношения к природе, гордости за нашу Родину.
Оборудование:
  • Презентация “Леса России”.
  • Карточки.
  • Гербарий.
  • Карта “ Природные зоны”.
Плакаты: “Тайга”, “Смешанный лес”, “Широколиственный лес”.

Ход урока

1. Цель: сегодня мы начнём знакомство с зоной лесов, узнаем, какие типы леса произрастают в лесной зоне, и почему, а так же будем учиться определять склонение у имён существительных.

2. Начнём урок, как всегда с описания погоды. Дежурные кратко дают характеристику погоде.

3. Чистописание + словарная работа.

ЛлЛ

Лиственница, берёза, осина.

Спишите, запомните эти слова. Какое слово среди этих названий деревьев лишнее? Почему? (Лиственница, т. к. относится к хвойным деревьям.)

4. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.

Прочитайте названия животных и выпишите только тех, которые обитают в тундре.

Тюлень, лемминг, песец, морж, белый медведь, олень, куропатка.

Определите род и склонение этих существительных.

Проверка.

Как определить склонение у имён существительных И. п.?

Какое слово лишнее? Почему? (Куропатка, т. к. это слово ж. р., 1склонения)

5. Слово учителя.

Сегодня мы начнём изучать самую большую природную зону России – зону лесов.

Кто может показать эту природную зону на карте?

При взгляде из космоса на нашу планету видно преобладание двух больших цветов: синего – воды и зелёного – леса. Зона лесов занимает больше половины территории России.

Лес – это одно из самых коротких слов, но как много он значит. Лес даёт нам воздух и пищу, он необходим для строительства. Лес – это дом для многих животных и растений. Но, оказывается лес, требует заботы. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

А сегодня мы познакомимся с разными типами леса. Растительность лесов изменяется с севера на юг. И поэтому в лесной зоне выделяют несколько типов леса. А какие типы леса встречаются в лесной зоне вы мне, расскажите после заполнения карточек. А поможет вам в этом учебник с. 98. Работа в парах.

Тип леса Характерные деревья
   
   
   

Заполнение таблицы.

Задание. Определите склонение у имён существительных, записанных в таблицу.

7. Проверка. Учащиеся называют тип леса, показывают на карте, рассматривают гербарий и плакаты.

8. А какой тип леса в нашей местности? Докажите?

Какие деревья растут в нашем лесу? Самостоятельно составьте предложение и запишите его в тетради. (В нашем лесу растёт сосна, ель, берёза, осина, дуб.)

Какое правило спряталось в этом предложении? (Однородные члены предложения, соединённые интонацией перечисления.)

Определите склонение имён существительных.

9. Ребята, а почему в лесной зоне выделяют 3 типа леса? Чтение учебника.

Какой можно сделать вывод? (Тайга – поверхность земли получает достаточное количество тепла, почва оттаивает на большую глубину. Хвойные деревья не боятся сильных морозов. Смешанный лес – к югу увеличивается количество тепла, почвы плодороднее. Широколиственный лес – на юго-западе природные условия более благоприятные: больше тепла, влаги, почвы плодороднее.)

10. Презентация “Леса России” (Приложение)

Учитель показывает и рассказывает о красоте леса.

Животные леса. Рассматривание иллюстрации учебника и заполнение таблицы.

птицы

звери

   
   
   
   

11. Самостоятельная работа. Разноуровневые упражнения. Карточки.

1 уровень.

Определите склонение и падеж существительных.

Около клёна, на ясене, с пихты, за сосной, о липе, к вязу, у ели, по лиственнице, за берёзой, у кедра, по тайге, в смешанном лесу, за широколиственными лесами.

2 уровень.

Определите склонение и падеж имён существительных.

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожат осинка. Высокие ели вытянули острые.макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

3 уровень.

Напиши рассказ о лесе из 4-5 предложений, используя данные слова.

Величаво, изумрудная крона, тёмные ели, тонкие стволы, стайка птиц, дятел.

12. Подведение итогов урока.

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

13. Домашнее задание.

Подготовь сообщение об одном из растений или животном лесной зоны или нарисуй любой тип леса.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Москва, 1996 год.
  2. Детское образовательное пособие по экологии. Москва, Лазурь, 1996 год.