Организация работы школьного методического объединения на примере методического объединения гуманитарно-эстетической направленности

Разделы: Администрирование школы


I. Особенности методической работы в сельской школе.

Вопросы, касающиеся методической работы, ее целей, задач, методов и форм, неоднократно и глубоко рассматривались в периодике. Однако социально-культурные изменения общества, модернизация системы образования заставляют нас пересмотреть методическую работу в школе. Сегодня школа оказалась в условиях вариативности, обновления содержания образования и его дифференциации. Школа уже имеет цель на индивидуализацию и социализацию выпускников. И поэтому, в современных условиях педагогу нужно не только хорошо разбираться в огромном количестве предложенных ему учебных программ, школьных учебников, но и постоянно повышать уровень профессиональных знаний, умений.

Школа, в которой работаю, средняя общеобразовательная. Обучение ведут двадцать педагогов. Параллелей классов нет. Средняя наполняемость классов 15 человек. При общем благополучии с педагогическими кадрами и наполняемостью классов хочется выделить основную проблему: малое число педагогов , преподающих один предмет ( не более двух-трех), а следовательно методическая работа (в большинстве таких же сельских школ) зачастую несет формальный характер. В более выгодном положении находятся учителя начальных классов и воспитатели, которых всегда более пяти (вполне достаточно для полноценной работы).

Исходя из этого, считаю, что в сельской школе, а особенно малокомплектной, необходимо объединение учителей в методические объединения следующих направлений:

Гуманитарно-эстетическое( учителя гуманитарных дисциплин, музыки, изобразительного искусства)

Естественнонаучное( учителя естественнонаучных дисциплин)

Опыт работы показывает, что такое вынужденное объединение учителей оживляет работу школьного методического объединения. К тому же активизируется внеклассная работа по предмету, расширяется круг межпредметных мероприятий, конкурсов, олимпиад.

II. Организация работы школьного методического объединения гуманитарно-эстетической направленности.

В методическое объединение гуманитарно-эстетической направленности могут входить учителя русского языка, литературы, английского языка, изобразительного искусства, музыки.

Организует работу методического объединения и проводит заседания руководитель, которого утверждает директор приказом по школе.

Заседания школьного методического объединения проводятся , как правило, один раз в четверть, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер.

III. Планирование работы школьного методического объединения учителей гуманитарно-эстетической направленности.

Цели и задачи:

1. Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, эстетического и патриотического воспитания.

2. Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей.

3. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий с целью повышения качества знаний.

4. Повышение профессиональной квалификации учителей.

Проблема ШМО:

  • “Повышение эффективности процесса овладения знаниями и способами деятельности в условиях внедрения информационных технологий”.

Руководитель ШМО: Радайкина Н.В.

Список членов ШМО:

1. Данилина Г.О.- учитель русского языка, литературы

2. Радайкина Н.В. .- учитель музыки, изобразительного искусства

3. Мартынова В.А. .- учитель английского языка

4. Инюшкина В.И. .- учитель русского языка, литературы

5. Шитова Т.П. .- учитель русского языка, литературы

Заседание 1 (сентябрь)

Тема: “Особенности преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла в 2007-2008 учебном году в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта “Образование” Республики Мордовия”

Вопросы:

1. Анализ инструктивно-методических документов Министерства образования Российской Федерации и Республики Мордовия на 2007-2008 учебный год.

2.“Особенности преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла в 2007-2008 учебном году” (Сообщение).

3. Обсуждение нового учебного плана ШМО на новый учебный год.

4. Разработка и утверждение учебно-тематического планирования учителей.

5. Обсуждение и утверждение плана проведения декады предметов гуманитарно-эстетического цикла.

6. Итоги входного контроля

Заседание 2 (ноябрь)

Тема: “Воспитание толерантности на уроках”

Вопросы:

1. “Преодоление психологического барьера при изучении учащимися английского языка, Воспитание толерантности у учащихся” (Сообщение).

2. Использование инновационных технологий. (Из опыта работы учителей русского языка).

3. Анализ проведения предметной недели.

4. Об элективных курсах по предметам гуманитарно-эстетического цикла.

5. Анализ успеваемости и качества знаний учащихся по итогам первой четверти.

6. Сравнительный мониторинг учебной деятельности.

Заседание 3 (январь)

Тема: “Формирование патриотических чувств учащихся”

Вопросы:

1. “Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности”(Сообщение).

2. “Региональный компонент в преподавании предметов” (Сообщение).

3. Итоги полугодовых контрольных работ. Итоги второй четверти.

4. Работа со слабоуспевающими учащимися (Из опыта работы).

Заседание 4 (март)

Тема: “Воспитание и развитие творческих способностей у учащихся в процессе обучения с приоритетом развивающих форм обучения.”

Вопросы:

1. “Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Развивающие формы обучения”.(Сообщение)

3. Анализ результатов работы в III четверти. Сравнительный мониторинг

4. Методическая копилка.

Заседание 5 (май)

Тема: “Подведение итогов работы за год”

Вопросы:

1. Анализ работы ШМО и учителей – предметников гуманитарного цикла за 2007-2008 учебный год.

2. Анализ итоговых контрольных работ и пробного ЕГЭ по русскому языку.

3. Утверждение экзаменационного материала.

4. Обзор методических новинок.

IV. План проведения предметной недели предметов гуманитарно-эстетической направленности.

Предметная декада обычно проводится в конце первой четверти, поэтому уроки, внеклассные занятия и олимпиады предполагают пройденный материал в течение предыдущих классов и первой учебной четверти.

Цели:

  • Создание психологических условий, способствующих развитию творческой одаренности посредством личностного развития и самопознания детей, эмоционального самовыражения, творчества в повседневной жизни.
  • Формирование положительной мотивации к предметам.

Программа предметной недели.

Понедельник.

1. Торжественное открытие декады. Конкурс стенгазет.

Вторник.

1. Урок-презентация русского языка в 6 классе с использованием компьютерной презентации. Тема: “Корректор”.

2. Урок русского языка в 11 классе с использованием компьютерной презентации. Тема: “Я деловой человек”.

3. Урок-презентация русского языка в 5 классе с использованием компьютерной программы “Фраза”.

4. Школьный конкурс по языкознанию “Русский медвежонок” среди учащихся 5-11 классов.

Среда.

1.Олимпиада для учащихся 10-11 классов “Литература+ история”

2. Урок литературы в 9 классе “Этюд о Грибоедове”

3. Встреча с местным писателем А.В.Ефремовым. Тема: “Басня”.

4. Конкурс сочинений для учащихся 9-11 классов “Затерялась Русь в Мордве и Чуди”

Четверг.

1.Музыкально-литературный журнал “Мы за здоровый образ жизни” (конкурс стихотворений собственного сочинения, исполнения песен, частушек, сценических миниатюр).

2. Конкурс рисунков на тему “Фантазии юных художников”.

3. Библиотечный урок в 7 классе “ Русский язык в моей жизни”.

Пятница.

1.Олимпиада по английскому языку для учащихся 9-11 классов.

2. Внеклассное занятие по английскому языку в 8 классе с использованием компьютерной программы “Доктор Хиггинс”.

3. Интегрированный урок английского языка и музыки в 9 классе “Творчество Битлз”.

Суббота.

1. Интегрированный урок в 8 классе по музыке, изобразительному искусству, литературе “Импрессионизм в музыке, живописи, литературе”

2. Музыкальная гостиная “Авторская песня”.

Понедельник

Торжественное закрытие недели. Награждение победителей.