I. Особенности методической работы в сельской школе.
Вопросы, касающиеся методической работы, ее целей, задач, методов и форм, неоднократно и глубоко рассматривались в периодике. Однако социально-культурные изменения общества, модернизация системы образования заставляют нас пересмотреть методическую работу в школе. Сегодня школа оказалась в условиях вариативности, обновления содержания образования и его дифференциации. Школа уже имеет цель на индивидуализацию и социализацию выпускников. И поэтому, в современных условиях педагогу нужно не только хорошо разбираться в огромном количестве предложенных ему учебных программ, школьных учебников, но и постоянно повышать уровень профессиональных знаний, умений.
Школа, в которой работаю, средняя общеобразовательная. Обучение ведут двадцать педагогов. Параллелей классов нет. Средняя наполняемость классов 15 человек. При общем благополучии с педагогическими кадрами и наполняемостью классов хочется выделить основную проблему: малое число педагогов , преподающих один предмет ( не более двух-трех), а следовательно методическая работа (в большинстве таких же сельских школ) зачастую несет формальный характер. В более выгодном положении находятся учителя начальных классов и воспитатели, которых всегда более пяти (вполне достаточно для полноценной работы).
Исходя из этого, считаю, что в сельской школе, а особенно малокомплектной, необходимо объединение учителей в методические объединения следующих направлений:
Гуманитарно-эстетическое( учителя гуманитарных дисциплин, музыки, изобразительного искусства)
Естественнонаучное( учителя естественнонаучных дисциплин)
Опыт работы показывает, что такое вынужденное объединение учителей оживляет работу школьного методического объединения. К тому же активизируется внеклассная работа по предмету, расширяется круг межпредметных мероприятий, конкурсов, олимпиад.
II. Организация работы школьного методического объединения гуманитарно-эстетической направленности.
В методическое объединение гуманитарно-эстетической направленности могут входить учителя русского языка, литературы, английского языка, изобразительного искусства, музыки.
Организует работу методического объединения и проводит заседания руководитель, которого утверждает директор приказом по школе.
Заседания школьного методического объединения проводятся , как правило, один раз в четверть, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер.
III. Планирование работы школьного методического объединения учителей гуманитарно-эстетической направленности.
Цели и задачи:
1. Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, эстетического и патриотического воспитания.
2. Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей.
3. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий с целью повышения качества знаний.
4. Повышение профессиональной квалификации учителей.
Проблема ШМО:
- “Повышение эффективности процесса овладения знаниями и способами деятельности в условиях внедрения информационных технологий”.
Руководитель ШМО: Радайкина Н.В.
Список членов ШМО:
1. Данилина Г.О.- учитель русского языка, литературы
2. Радайкина Н.В. .- учитель музыки, изобразительного искусства
3. Мартынова В.А. .- учитель английского языка
4. Инюшкина В.И. .- учитель русского языка, литературы
5. Шитова Т.П. .- учитель русского языка, литературы
Заседание 1 (сентябрь)
Тема: “Особенности преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла в 2007-2008 учебном году в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта “Образование” Республики Мордовия”
Вопросы:
1. Анализ инструктивно-методических документов Министерства образования Российской Федерации и Республики Мордовия на 2007-2008 учебный год.
2.“Особенности преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла в 2007-2008 учебном году” (Сообщение).
3. Обсуждение нового учебного плана ШМО на новый учебный год.
4. Разработка и утверждение учебно-тематического планирования учителей.
5. Обсуждение и утверждение плана проведения декады предметов гуманитарно-эстетического цикла.
6. Итоги входного контроля
Заседание 2 (ноябрь)
Тема: “Воспитание толерантности на уроках”
Вопросы:
1. “Преодоление психологического барьера при изучении учащимися английского языка, Воспитание толерантности у учащихся” (Сообщение).
2. Использование инновационных технологий. (Из опыта работы учителей русского языка).
3. Анализ проведения предметной недели.
4. Об элективных курсах по предметам гуманитарно-эстетического цикла.
5. Анализ успеваемости и качества знаний учащихся по итогам первой четверти.
6. Сравнительный мониторинг учебной деятельности.
Заседание 3 (январь)
Тема: “Формирование патриотических чувств учащихся”
Вопросы:
1. “Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности”(Сообщение).
2. “Региональный компонент в преподавании предметов” (Сообщение).
3. Итоги полугодовых контрольных работ. Итоги второй четверти.
4. Работа со слабоуспевающими учащимися (Из опыта работы).
Заседание 4 (март)
Тема: “Воспитание и развитие творческих способностей у учащихся в процессе обучения с приоритетом развивающих форм обучения.”
Вопросы:
1. “Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Развивающие формы обучения”.(Сообщение)
3. Анализ результатов работы в III четверти. Сравнительный мониторинг
4. Методическая копилка.
Заседание 5 (май)
Тема: “Подведение итогов работы за год”
Вопросы:
1. Анализ работы ШМО и учителей – предметников гуманитарного цикла за 2007-2008 учебный год.
2. Анализ итоговых контрольных работ и пробного ЕГЭ по русскому языку.
3. Утверждение экзаменационного материала.
4. Обзор методических новинок.
IV. План проведения предметной недели предметов гуманитарно-эстетической направленности.
Предметная декада обычно проводится в конце первой четверти, поэтому уроки, внеклассные занятия и олимпиады предполагают пройденный материал в течение предыдущих классов и первой учебной четверти.
Цели:
- Создание психологических условий, способствующих развитию творческой одаренности посредством личностного развития и самопознания детей, эмоционального самовыражения, творчества в повседневной жизни.
- Формирование положительной мотивации к предметам.
Программа предметной недели.
Понедельник.
1. Торжественное открытие декады. Конкурс стенгазет.
Вторник.
1. Урок-презентация русского языка в 6 классе с использованием компьютерной презентации. Тема: “Корректор”.
2. Урок русского языка в 11 классе с использованием компьютерной презентации. Тема: “Я деловой человек”.
3. Урок-презентация русского языка в 5 классе с использованием компьютерной программы “Фраза”.
4. Школьный конкурс по языкознанию “Русский медвежонок” среди учащихся 5-11 классов.
Среда.
1.Олимпиада для учащихся 10-11 классов “Литература+ история”
2. Урок литературы в 9 классе “Этюд о Грибоедове”
3. Встреча с местным писателем А.В.Ефремовым. Тема: “Басня”.
4. Конкурс сочинений для учащихся 9-11 классов “Затерялась Русь в Мордве и Чуди”
Четверг.
1.Музыкально-литературный журнал “Мы за здоровый образ жизни” (конкурс стихотворений собственного сочинения, исполнения песен, частушек, сценических миниатюр).
2. Конкурс рисунков на тему “Фантазии юных художников”.
3. Библиотечный урок в 7 классе “ Русский язык в моей жизни”.
Пятница.
1.Олимпиада по английскому языку для учащихся 9-11 классов.
2. Внеклассное занятие по английскому языку в 8 классе с использованием компьютерной программы “Доктор Хиггинс”.
3. Интегрированный урок английского языка и музыки в 9 классе “Творчество Битлз”.
Суббота.
1. Интегрированный урок в 8 классе по музыке, изобразительному искусству, литературе “Импрессионизм в музыке, живописи, литературе”
2. Музыкальная гостиная “Авторская песня”.
Понедельник
Торжественное закрытие недели. Награждение победителей.