"Поговорим о времени и о часах". УМК "Начальная школа XXI века", Окружающий мир, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • дать первоначальные сведения о времени и о часах;
  • научить определять время по часам;
  • познакомить с историей развития часов, с устройством часов.

Оборудование:

  • иллюстрации различных часов: старинные и современные: будильники, ходики, настенные, напольные, наручные, карманные; с арабскими и римскими цифрами;
  • песочные часы;
  • модели часов из картона для учащихся класса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Приветствие.

- Организация рабочего места.

II. Постановка задачи урока.

Разгадывание кроссворда

- Отгадайте кроссворд. Определите тему урока.

1. Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)

2. Главные часы, расположенные на Красной площади. (Куранты)

3. Часть суток. (Вечер)

4. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

5. Увидав рожок над крышей,
Ты его узнаешь вмиг,
Если вечером повыше
Задирать свой нос привык. (Месяц)

Ключ к кроссворду

- О чем мы будем говорить на уроке? (На уроке мы будем говорить о времени)

- А чтобы вы могли точнее сформулировать тему, отгадайте загадку.

Стучит, гремит, вертится,
Никого не боится,
Считает свой век,
Сам не человек. (Часы)

- Тема нашего урока о времени и о часах.

III. Введение в тему.

На доске записан отрывок из сказки “Старик – годовик”

Вышел старик-годовик, махнул рукавом – и полетели двенадцать птиц.

У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое.

Беседа по отрывку сказки

Дети отвечают, учитель записывает ответы или помещает на доску карточки с ответами.

- Объясните, кто – такой старик – годовик? (Старик – годовик это один календарный год)

- Назовите двенадцать птиц. (Двенадцать птиц – это месяцы)

- Почему у каждой птицы по четыре крыла? (Четыре крыла – это недели)

- Почему в каждом крыле по семь перьев? (Семь перьев – семь дней недели)

- Объясните, как могло получиться, что перо с одной стороны белое, а с другой стороны черное? (Перо с одной стороны белое – это день, с другой стороны черное – это ночь)

- Как по другому называется день и ночь? (Сутки)

IV. Изучение нового материала.

Работа с карточками

- Что обозначают все эти слова? (Эти слова относятся ко времени, к единицам измерения времени)

- Расположите данные единицы времени от наименьшей к наибольшей.

- Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке увеличения? Какие единицы измерения времени больше года? (Больше года: век, тысячелетие)

- Каких единиц времени не хватает в данном ряду? (В данном ряду не хватает секунды, минуты, часа)

- Сколько недель в одном месяце?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько дней в одном месяце?

- Назовите самый короткий месяц.

- Сколько лет составляет один век?

Заслушиваются ответы учащихся

Знакомство с устройством часов

- С помощью какого прибора мы измеряем, определяем время? (Время мы определяем при помощи часов)

- Как устроены часы? (У всех часов есть корпус, часовой механизм, циферблат, стрелки: секундная, минутная, часовая)

Работа по учебнику

- Как определять время при помощи часов, вы узнаете, если прочитаете первый абзац на стр. 35.

- Как определит время при помощи часов?

Заслушиваются ответы учащихся

Практическая работа

  1. При помощи модели часов учитель показывает время. Ученики называют время.
  2. Учитель называет время, дети при помощи моделей часов показывают время.

Знакомство с разнообразием часов. Часы. С давних времен и до наших дней

На доске размещены иллюстрации различных часов: старинные и современные: будильники, ходики, настенные, напольные, наручные, карманные; с арабскими и римскими цифрами; песочные часы.

- Покажите одни из первых часов.

- Разделите данные часы в две группы. (Разделив часы в две группы, мы можем выделить, современны часы и старинные часы)

- Как еще можно разделить данные часы в группы? (Можно выделить настенные часы, напольные, наручные, карманные)

- Покажите часы и расскажите, что вы о них знаете.

Заслушиваются ответы учащихся

Информация для учителя

Время – достаточно абстрактная вещь, почти не поддающаяся пониманию, но поддающаяся измерению. Именно за этим были сотни лет назад придуманы первые часы. Как нетрудно догадаться, первыми часами, которыми стал пользоваться человек, были простейшие солнечные часы, представлявшие собой обыкновенный воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы. Были даже часы, которые условно можно назвать карманными; их нашли при раскопках древнего города. Часы были небольшие. Их вполне можно было бы поместить в кармане. Но карманов жители древнего города еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого дерева.

Логичным недостатком такого устройства было то, что оно не работало в помещениях и в темное время суток. Это, конечно, было крайне неудобно. Видимо, поэтому изобрели водяные часы. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекало, определяли, сколько прошло времени. Много сотен лет такие часы – их называли клепсидрами – служили людям. В Китае, например, ими пользовались 4,5 тысячи лет назад. Кстати, первый будильник на земле тоже был водяным – и будильником, и школьным звонком одновременно. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за 400 лет до нашей эры. Этот прибор, придуманный Платоном для созыва своих учеников на занятия, состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний., вытесняя оттуда воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Причем будильник регулировался в зависимости от времени года. Клепсидры были очень распространены в древнем мире.

Кроме водяных часов были известны еще часы песочные и огневые. На Востоке последние представляли собой палочки или шнуры, сделанные из медленно горящего состава.

Следующим шагом в развитии часовой промышленности было изобретение часов с маятником. Его приписывают великому ученому Галилео Галилею. Он в конце XVI века заметил, что периоды колебания маятника зависят от длины цепи, на которой он подвешен. И, начиная с XVIII–XIX веков, часы прочно вошли в нашу жизнь, став необходимой вещью.

Интересно, но факт:

1470: Изобретены часы, работающие от энергии пружины и устройство для завода пружины в часах. 

1485: Леонардо да Винчи сделал эскиз устройства fusee для башенных часов. Как выяснилось, карманные часы от башенных отличаются только размерами, принцип тот же. Со временем удалось и уменьшить и усовершенствовать.

1630: Циферблат часов впервые накрыт стеклом. 

1680: Изобретен секундный механизм и, соответственно, появилась секундная стрелка. 

1720: Впервые на часах появилось клеймо производителя.

 1914: Впервые был передан радиосигнал точного времени.

 1961: Юрий Гагарин впервые в истории человечества полетел в космос с часами Fortis.

 1969: Часы Omega Speedmaster – первые и единственные часы, которые побывали на Луне.

 1979: Vacheron Constantin представил модель "Kallista" – самые дорогие часы в мире. Усыпанные бриллиантами общим весом 130 карат, часы стоят порядка 9,000,000 долларов США.

Работа по учебнику

Стр. 36

- Какие цифры могут использоваться на циферблатах часов? (На циферблатах часов используются арабские и римские цифры)

V. Физкультминутка.

Часы

Тики-так, тики-так, –
Так ходики стучат.

Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам

Туки-так, туки-так, –
Так колёса стучат.

Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг

Токи-ток, токи-ток, –
Так стучит молоток.

Изображают кулочками молоточки

Туки-ток, туки-ток, –
Так стучит каблучок.

Стучат каблучками

VI. Закрепление изученного материала.

Работа в тетради

Стр. 6 №8

Вставь пропущенные дни недели.

Стр. 6 № 9

Отметьте знаком  события, которые уже произошли, а знаком  те, которые еще будут.

Работа по учебнику

Стр. 37

- Прочитайте стихотворение “Приятная весть” В. Берестовая.

- Какую приятную весть сообщил нам герой стихотворения?

- Почему герой стихотворения был так этому рад? (Он был рад, так как он научился узнавать время по часам)

VII. Итог урока.

- Расположите по порядку единицы времени.

- Назовите самые первые часы.

- Как устроены часы?

- Какое время показывают часы в данный момент.

VIII. Домашнее задание.

Учебник: стр. 35–37 читать, тетрадь стр. 6, № 7.

Литература:

  1. Методическое пособие “Окружающий мир”, автор Н. Ф. Виноградова, М. Изд. центр “Венета–Граф”, 2002 г.
  2. Учебник “Окружающий мир” (2 части) 2 класс, Н. Ф. Виноградова, М. Изд. центр “Венета–Граф”, 2006 г.
  3. Рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”. (2 части), Н. Ф. Виноградова, М. Изд. центр “Венета–Граф”, 2006 г.
  4. Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х ч. – СПб.: “Издательский Дом “Нева”; М: “ОЛМА–ПРЕСС”, 2002.
  5. Чайкова Е.С. Детские кроссворды, ребусы, игры, загадки. – Минск: Кузьма, 2003.
  6. Большая электронная энциклопедия “Кирилла и Мефодия” 2006 г.