Цели урока :
- Актуализировать понятия прямоугольника и квадрата, повторить формулы нахождения их периметра и площади.
- Учить работать с текстом , развивать умение слушать и выделять главное.
- Развивать интерес к математике и смекалку при решении сложных задач.
- Развитие и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационных средств обучения(презентация, публикация).
Подготовка к уроку:
- Создание информационного буклета “Родственники”(Pubicher).
- Создание презентации (Power Point).
- Приготовить на альбомных листах карточки вида:
Ход урока:
1.Развитие вычислительных навыков в процессе устного счета:
В старину использовали всевозможные единицы измерения: сажень, локоть, берковец и т.д. Во Франции была разработана метрическая система измерений. За основную единицу измерения длин был принят 1 метр, массы – 1 кг и т.д. В таблице зашифрована фамилия человека, который ввел и распространил метрическую систему в России.
15*2+14 (Н) | 8+8*10 (Л) | 3+9*7 (Д) | 9+39:3 (Е) | 17*3-18 (М) |
36:4+2( Е ) | 51+12*4 (Е) |
11*9-44 ( В) | 17+4*5 (Е ) |
33 | 37 | 44 | 66 | 11 | 88 | 22 | 99 | 55 |
( Дмитрий Иванович Менделеев )
2.Актуализация знаний .
Чтение сказки “ Родственники” ( буклеты с текстом раздаются каждому заранее)
См.Приложение 1
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
-Посмотрите , какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются, и углы один на другой точь-в-точь совпадут. Коли я перегнусь по средней горизонтальной линии, опять мои углы и противоположные стороны сравняются.
Красивее меня нет фигуры на свете!
- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
- А зовут меня просто ….. (Дети называют название фигуры).
Ходил квадрат по свету … И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходиться. И решил квадрат поискать родственников.
-Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.
Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.
Спросил он тогда:
- Как зовут тебя, приятель?
-Называют меня ….(Дети должны определить: о какой фигуре идет речь).
-А мы не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.
-Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники, у нас тогда имеется общее название, - ответил Прямоугольник.
(Найдите четыре признака сходства квадрата и прямоугольника. Скажите , какое общее название имеют эти фигуры.)
-Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга . Стали вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и вместе по белому свету шагать.
Вот мы и узнали тему нашего урока.(Записать тему)
В сказке сказано, что эти фигуры часто встречаются в жизни, Что же вокруг нас имеет форму квадрата или прямоугольника ?
Итак . мы вспомнили все, что знали о этих фигурах. Давайте, разложим эти знания по полочкам, а также вспомним формулы для вычислений периметра и площади этих замечательных фигур. В этом нам поможет компьютерная презентация.
3. Работа по презентации.
4.Закрепление.Самостоятельная работа.
Все, о чем мы с вами говорили на этом уроке, вам уже знакомо. Мы восстановили эти знания, упорядочили их и немного добавили нового. А теперь наша задача – научиться применять их на практике.
Перед вами план прямоугольного участка.(карточки на 4 варианта раздаются заранее)
Задача :
- Найти периметр этого участка.
- Найти его площадь .
(В процессе работы учитель персонально контролирует каждого, помогая слабым ученикам. оценивая справившихся с работой.)
5. Подведение итогов самостоятельной работы.
На экран выводится решение каждого из 4 вариантов (основные этапы решения).
См. Приложение 3
Один из представителей каждого варианта может защитить (объяснить) этапы решения своей задачи.
6. Итог урока .
В конце урока обсудить с детьми: что помогло им в работе, что они узнали нового?
Выставление оценок.
7. Домашнее задание:
Pазработать макет своей презентации на данную тему .