Введение
Обучение грамоте — важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.
Характерная особенность этого периода в том, что он знаменует собой переход ребенка от одного образа жизни к другому, изменение акцентов в его игровой и трудовой деятельности, что в значительной мере определяет сложность воспитательной работы по созданию классного коллектива, по осознанию первоклассниками норм и правил поведения в школе.
Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются недостатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Кроме этого, как показывает практика последних лет, большинство первоклассников, начинающих обучение в школе уже умеют читать, а доля нечитающих детей невелика.
Необходима дифференцированная работа педагога по обучению младших школьников грамоте. На помощь учителю приходят современные учебно-методические комплекты, предполагающие возможность уровневой дифференциации в 1 классе. Например, учебный комплект по обучению грамоте авторского коллектива Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Учебник содержит речевой материал для работы как с группой обучающихся, умеющих бегло читать, так и с теми детьми, которые только начали осваивать грамоту.
Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов.
Проиллюстрируем на примере практическую возможность реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач на уроке обучения грамоте.
Предлагаем вниманию читателей конспект урока по учебному комплекту Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
Тема: «Звуки [д], [д,]. Согласные буквы Дд»
Задачи урока:
Образовательные - познакомить обучающихся с новыми звуками и буквами; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой анализ слов; продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах, подбору гнезд однокоренных слов.
Развивающие – развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня его подготовки.
Воспитательные – формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.
Оборудование:
Картинка с изображением кота Леопольда, карточки для работы в парах постоянного и сменного состава, аудиозапись песни кота Леопольда, музыкальный центр, текст и маски для инсценировки сказки.
Ход урока
Организационный момент:
Дети усаживаются за парты, на партах карточки для выполнения заданий.
Постановка темы и задач урока:
- Мы начинаем урок литературного чтения, и сегодня, ребята, мы продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами, будем совершенствовать наши умения читать, работать с текстом, делать звуковой анализ слов.
Повторение
1. Индивидуальное задание
К доске вызываются 3 ученика: задание первому обозначить в словах гласные звуки, второму – твердые согласные звуки, третьему – мягкие согласные звуки.
Пример слов:
Молоко Стакан Сапоги Капуста |
Сорока |
Школа |
Примечание: дифференциация задания по сложности
2. Фронтальная работа
- К нам на урок пришел гость, а кто он вы отгадаете сами. Назовите имя героя, который поет эту песню. (Звучит аудиозапись песни кота Леопольда)
- Какие слова всегда повторял кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!)
- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. А что значит жить дружно?
Учитель открывает спрятанное до сих пор от глаз детей изображение героя, надписи на портрете закрыты цветными кружками.
- Кот Леопольд прислал нам в подарок свой портрет и свои правила дружбы, если мы хорошо сегодня поработаем, то сможем все их открыть. <Рисунок 1>
Учитель открывает первое правило.
- И первое из правил: помоги другу в трудной минуте. Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в грусти. Давайте проверим, как справились со своими заданиями ученики у доски и поможем. <Рисунок 2>
Физиминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Работа с новыми звуками и буквой
1. Выделение нового звука
- В нашем классе много ребят, мы каждый день все лучше узнаем друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске Диму и Дашу, они помогут нам познакомиться с парой новых звуков.
- С какого звука начинается имя Даши? [д]
- Имя Димы? [д,]
- Охарактеризуйте звуки [д], [д,].
Дети уже имеют определенный опыт исследования звуков, поэтому самостоятельно смогут доказать учителю, что звуки согласные, звонкие, парные по твердости и мягкости.
- Давайте раскрасим звукового человечка в азбуке.
Дети рисуют человечку шляпку в виде колокольчика, раскрашивают один башмачок в синий цвет, а другой в зеленый.
2. Звуковой анализ слов «Даша», «Дима»
Звуки в словах обозначаются с помощью звуковых кружков: гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, мягкие – зеленым. Ученики, имеющие эти имена, выполняют задание на доске, остальные дети индивидуально на партах.
Учитель открывает второе правило дружбы.
- Второе правило дружбы: не унижай друга, не обзывай и не обижай его.
3. Упражнение в различении новых звуков
- работа в парах постоянного состава
- Перед вами карточки. Работая в парах, раскрасьте простым карандашом кружок около тех слов, в которых есть новые звуки [д], [д,]. <Рисунок 3>
Учитель открывает третье правило дружбы.
- Вы хорошо потрудились, вот третье правило дружбы: останови друга, если он делает что-то плохое.
- работа в парах сменного состава
- Я буду показывать карточки со звуковой схемой слова, а вы найдите на парте и поднимите карточку с нужным словом. <Рисунок 4>
Примечание: работая в парах сменного состава, дети, к примеру, первого варианта передвигаются по ряду (ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед), а второго варианта – остаются на своем месте).
Учитель открывает четвертое правило дружбы.
- Четвертое правило дружбы: умей с другом разделить радость.
4. Знакомство с буквами Дд.
- Пара звуков [д], [д,] на письме обозначается буквами Дд. Почему букв 2?
На что похожа буква д?
Мой теленок встал на ножки,
Вышла буква по дорожке.
Физиминутка
Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.Примечание: скороговорка применяется еще и в качестве речевой разминки перед чтением.
5. Чтение слогов с новой буквой
На доске:
ДА ДО ДИ ДУ ДЫ |
ДОС |
ДЫН |
Нечитающие ученики просто прочитывают слоги, читающие называют слог с добавлением до целого слова. Например, да- дача, до – доска, ди – диван и т.д.
Примечание: дифференциация задания по сложности
Учитель открывает пятое правило дружбы
- Пятое правило дружбы: не обманывай друга, будь с ним честен.
6. Чтение слов, работа с однокоренными словами
- Ребята, даже слова умеют дружить, давайте поработаем с ними.
Слова из азбуки для удобства вынесены на доску.
Дым Дымок Дыра Дырка |
Дар |
Ладони |
Дом |
- Прочитайте слова 1 столбика, на какие 2 группы их можно разделить? Выделите корень в словах.
- Какая общая часть в словах второго столбика? С помощью какой приставки образованы слова «подарит, подарок»?
- Выделите корень в словах третьего столбика?
Продолжите четвертый столбик однокоренными словами.
Примечание: особенности программы (наблюдение за однокоренными словами)
7. Работа с текстом
- Откройте азбуку на стр. 94. Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначено рисунками.
- Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим. (чтение текста несколькими учениками)
- Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?
- В каких словах встретились звуки [д], [д,]?
- Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?
Учитель открывает шестое правило дружбы
- Шестое правило дружбы: умей признать ошибки друга и помириться с ним.
Инсценировка сказки «Теремок»
- Хорошие примеры дружбы мы можем найти и в любимых сказках. Я перечислю героев одной русской народной сказки, а вы отгадайте ее название: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - попрыгайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок, косолапый мишка.
- Давайте немного отдохнем и инсценируем сказку «Теремок». <Рисунок 5>
- Почему героев сказки «Теремок» можно назвать друзьями?
Итог урока.
- С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте им характеристику.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Какие правила дружбы мы узнали?
Рефлексия
Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.