Программа по здоровьесбережению "Я — здоровый человек!"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье

Паспорт программы

Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

Основные разработчики программы: кл. рук. Балашова Е.А., учителя-предметники (русский язык – Хмель Л.В., физическая культура – Мартынова Ю.Н., учитель математики Юдаева Н.А.,), медицинский работник Момот Л.И., педагог-психолог Дятлова Л.С.

ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся второй ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

  • отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
  • создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
  • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
  • осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;

Сроки реализации программы. 2004 – 2009 гг.

Перечень основных блоков:

  • Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
  • Психологический (работа педагога-психолога);
  • Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
  • Блок двигательной активности (физическое развитие)

Исполнители. Педагоги школы

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы будут:

  • снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
  • повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
  • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
  • увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • разработана школьная программа по здоровьесбережению;
  • разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
  • включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
  • создана комната психологической разгрузки для обучающихся;
  • организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.

Система управления и контроля за реализацией программы.

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;
  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.

Город Киселевск входит в число городов области, имеющих четко выраженную специализацию на добычу и обогащение угля. С точки зрения воздействия на окружающую среду, практически все предприятия характеризуются повышенными вредными выбросами, которые усугубляются географо–климатическими особенностями города, расположенного в районе частых штилей и инверсий. Реки и ручьи, протекая по территории интенсивной хозяйственной деятельности, загрязняются промышленными и городскими стоками, а также поверхностными, ливневыми и талыми водами. Одним из основных загрязнителей атмосферы является углекислый газ. Газообразные выбросы на территории Киселевска – оксиды железа, свинца, сажа, фтор, хлор, ртуть и другие соединения, опасные для здоровья, особенно опасны аэрозоли свинца. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение почв различными тяжелыми металлами, содержащимися в отходах добычи и переработки полезных ископаемых, в продуктах сгорания топлива и хозяйственно-бытовых отходах, обладающими высокой токсичностью к растениям, животным и человеку.

Район Афонино, в котором расположено наше образовательное учреждение и проживают все обучающиеся класса, является зоной повышенного внимания экологической службы города, так как расположен в низине относительно других районов города, в окружении трех шахт, двух разрезов. Афонинский кирпичный завод также оказывает негативное влияние на состояние атмосферы.

В связи со всеми вышеперечисленными причинами в районе наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. В данном классе подобных хронических заболеваний нет, однако анализ уровня заболеваемости за период обучения в начальном звене, показал, что у 44 % обучающихся наблюдается предрасположенность к заболеваниям такого рода. Еще одним фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в классе обучающихся с нарушениями осанки и зрения.

Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса:

  • интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
  • стрессовая ситуация в семье и школе;
  • несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  • недостатки в существующей системе физического воспитания;
  • низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;
  • отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ” // Официальные документы в образовании 20/2002; письма Минобразования “О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению “Здоровьесберегающие технологии””// Официальные документы в образовании - 2002, №26; письма Минобразования РФ от 21.02.2001 №1 “О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ”; приказа Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 “О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде” // Вестник образования – 2000, апрель №8; письма Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”; санитарных правил “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях” // Вестник образования – 2000, №1; решения коллегии Минобразования РФ от 08.04.1997 г. № 4/2 “Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией”; закона от 29.11.2000 г. №821 “Об образовании в Кемеровской области”; региональной программы “Здоровье и образование”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”).

Цель программы — формирование у обучающихся второй ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Миссия программы — научить “безопасному плаванию по жизни”

Задачи:

  • отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
  • создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
  • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
  • осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков.

Основные блоки программы:

  • педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
  • психологический (работа педагога-психолога);
  • социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
  • блок двигательной активности (физическое развитие).

Задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.

Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся “группы риска” поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.

Отдельным блоком выделен блок физического развития, в котором акцентируется внимание на увеличение двигательной активности. Работа этого блока построена на посещении СК “Юность” два раза в неделю всем ученическим коллективом. 100 % обучающихся занимаются в спортивных секциях (см. Приложение 4). Зинаков Данил, имеющий инвалидность по зрению, ходит в группу по плаванию. Классным руководителем заключены договоры с тренерами СК “Юность”, доплата осуществляется из средств школы.

Блоки реализуются через основные направления работы, представленные по годам (см. Приложение 1):

5 класс – “Здоровье – это здорово!”, под девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”;

6 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”;

7 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”;

8 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;

9 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”.

В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков. Во внеурочной деятельности программа “Я – здоровый человек!” опирается на школьную программу воспитательной работы “Будущее в настоящем” (см. Приложение 6).

Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы

Направления работы

Исполнители

Предполагаемые результаты

5 класс – “Здоровье – это здорово!”, по девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”; Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники - создание благоприятного психо-эмоционального фона;

-развитие адаптационных возможностей;

- формирование у обучающихся потребности ЗОЖ.

6 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”; Классный руководитель, учитель физической культуры - совершенствование физических качеств;

- формирование приоритетного отношения к своему здоровью.

7 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”; Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники - развитие самопознания;

- формирование психологической культуры личности.

8 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”; Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники - совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности.
9 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”. Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники Формирование здоровой целостной личности

Предполагаемые результаты

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику (см. Приложение 3, Приложение 4). В Приложении 8 приводится аналитическая справка за три года реализации данной программы.

В результате работы может быть построена модель здорового школьника (см. Рисунок 2).

Механизм осуществления программы

  1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.
  2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
  3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8