8 класс
«Родина» мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Речка, вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое.
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены России. Играют знатоки 8 классов.
Правила игры:
- Игра идет до 6 баллов.
- На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
- Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
- В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
- На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
- Зрители (болельщики) не подсказывают!
Вопрос 1.
В морях какого океана находится самое наибольшее количество островов России? Какой из российских островов:
а) самый большой
б) самый северный
в) самый восточный?
Ответ: Наибольшее количество российских
островов находится в Северном Ледовитом океане.
Самый большой – о. Сахалин.
Самый северный – о. Рудольфа в архипелаге Земля
Франца-Иосифа.
Самый восточный – о. Ратманова в Беринговом море.
Вопрос 2.
Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, а другое в 245 раз меньше и хороший пловец может нырнуть в нем до дня. Второе море является маленьким, его площадь в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором море вся толща воды обитаема. Назовите эти моря и пролив их соединяющий.
Ответ: Черное и Азовское моря. Керченский пролив.
Вопрос 3.
Русского мореплавателя и предпринимателя Григория Ивановича Шелихова называли «Русским Колумбом». А знаете ли вы почему?
Ответ: С именем Шелихова связано начало исследования и освоения русскими обширных территорий на северо-западном побережье Америки, которое мы знаем под названием «Аляска». Много лет отдал он изучению и освоению этого края. Его экспедиции изучали побережье, наносили его на карту. Он руководил переселением русских в новые земли, первым подал мысль ходить к берегам Америки из портов Балтики, т.е. вокруг света.
Вопрос 4.
В 1763 году им было создано «Краткое
описание разных путешествий по северным морям и
показание возможного проходу Сибирским океаном
в восточную Индию».
В нем он говорил, что путь на восток
прокладывается неутомимыми трудами народа, имя в
виду русских землепроходцев. Он не
сомневался, что Дежнев «доказал проход морской
из Ледовитого в Тихий». Это открытие вселяло в
него надежду, что против «Чукотского носа лежит
остров или матерая земля».
Его предвидение предвосхитило открытие
великих рек Аляски. В его книге говорилось:
«Российское могущество прирастать будет Сибирью
и Северным океаном и достигнет до главных
поселений Европейских в Азии и Америке».
Назовите имя ученого.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
Вопрос 5.
Блиц-вопросы для команды (по 30 сек.)
1. На улицах нашего поселка встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются?
Ответ: Ямы.
2. По радио можно услышать такую информацию:
– в столице – 15 часов.
– в Саратове, Астрахани – 16 часов.
– в Екатеринбурге – 17 часов.
А сколько часов будет в Магадане?
Ответ: 23 часа.
3. В одном из стихотворений Михаила Пляцковского есть такие слова:
– Треплет вьюга белой лапой по плечу,
Я живу на половину суток раньше…
И когда домой со льдины прилечу,
Это значит – возвращусь я в день вчерашний!
Возможно ли это? Где это может быть?
Ответ: Возможно. На линии перемены дат или при пересечении границ часовых поясов с востока на запад.
Вопрос 6.
На границе Тихого океана и Берингова моря, в
200-ах км от полуострова Камчатка расположены
острова. Крупнейший из них (85км в длину и около
40км в ширину) как и весь архипелаг, назван в честь
Витуса Беринга. Здесь он умер и похоронен. Длина
острова Медный – 56км, ширина 5-7км. Острова же
Топорков и Арий камень – совсем крошечные.
Вопрос: Как называется этот архипелаг?
Ответ: Командорские острова.
Вопрос 7 (черный ящик).
Эта горная порода органического происхождения.
Залегает среди осадочных пород (глина, песчаник и
др.) пластами, которые иногда достигают
значительной мощности.
Данная порода используется для получения
горючего газа в качестве сырья для химической
промышленности, а также является одним из видов
энергоносителей.
Вопрос: какая горная порода находится в черном
ящике?
Ответ: Каменный уголь в черном ящике.
Вопрос 8.
По словам академика Сергея Владимировича
Обручева «Вечный памятник этому исследователю
Сибири имеет 1000км длины, 300км ширины и до 3000м
вышины; по площади больше Кавказа и выше всех гор
Северной Сибири».
Вопрос: что это за вечный памятник и кому он
посвящен?
Ответ: Хребет Черского. Иван Дементьевич Черский – исследователь Сибири, берегов Байкала.
Вопрос 9.
Блиц-игра для 1-го знатока.
Блеф-игра (ответы да или нет)
1. Россия имеет выход во все 4 океана. 2. Территория России небольшая по площади. 3. Теплый климат России облегчает проблему с отоплением и одеждой. 4. Внутренние районы имеют суровый климат, т.к. находятся очень далеко от океана. 5. Россию не пересекает экватор и нулевой меридиан. 6. США и Россия расположены на одних и тех же широтах, что влияет на сходство их географического положения. 7. Россия протягивается с запада на восток на 10 тыс.км. 8. По морям Северного Ледовитого океана доставляют грузы в малодоступные районы Севера. |
Нет Нет. Нет. Да Да Нет Да Да |
Вопрос 10.
Этот отрывок взят из повести А. Гайдара «Дым в лесу».
«Летчик Федосеев задумался:
– Послушай, спросил он, – ты карту знаешь?
– Знаю! – ответил Генка. – Москва, Ленинград,
Минск, Киев, Тифлис…
– Эх ты, хватил в каком масштабе. Ты бы еще начал:
Европа, Америка, Африка, Азия. Я тебя спрашиваю,
если я тебе по карте начерчу дорогу, та
разберешься?
Генка замялся:
– Не знаю, Василий Семенович. У нас это по
географии проходили, да я что-то плохо…
– Эх, голова, то-то и плохо. Ну ладно, раз плохо,
тогда лучше и не надо. Вот смотри. – Он вытянул
руку – Отойди на поляну дальше, повернись лицом к
солнцу. Теперь повернись так, чтобы солнце
светило тебе как раз на край левого глаза. Это и
будет твое направление».
Определите, в каком направлении должен идти Генка.
Ответ: На запад.
Вопрос 11.
Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет «День длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг». О каком месте пишет автор?
Ответ: О широте 90° (т.е. СП).
Вопрос 12.
Многие СМИ пишут о загрязнении окружающей
среды, т.е. экологической опасности в России и за
ее пределами. Часто и мы с вами причастны к гибели
нашей природы.
Задание: за 1 минуту вспомнить и исполнить хором
несколько строк народной или современной песни
«антиэкологического» содержания.
Ответ:
Во поле береза стояла…
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок…
Подведение итогов игры. Награждение участников.
6 класс
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
П. Гвездослов
– Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены охране природы на планете Земля. Играют знатоки 6 классов.
Правила игры:
1. Игра идет до 6 баллов.
2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у
команды.
4. В течение игры команда только 1 раз
может воспользоваться помощью зрителей
(болельщиков).
5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда
может ими воспользоваться по своему желанию.
6. Зрители (болельщики) не подсказывают!
Вопрос 1.
Если вырубить лес в бассейне реки, то больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?
Ответ: Весной – половодье – больше воды; летом – меньше воды.
Вопрос 2.
Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором народную или современную песню «вредного» для природы содержания.
Ответ:
1. «Во поле берёза стояла»
2. «Ёлочка» (срубил он нашу ёлочку под самый
корешок)
3. «Букет» (А. Барыкин).
Вопрос 3.
Каков природоохранный смысл народных пословиц и поговорок:
- Репу да горох не сей подле дорог.
- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться?
Ответ:
- Загрязнение выделяющимися выхлопными газами со свинцом.
- Сброс мусора в колодцы, отвалы, загрязнение подземных вод.
Вопрос 4.
Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором современную или народную песню природоохранного содержания.
Ответ:
1) «Не рвите цветы» (Ю.Антонов)
2) «Не рубите, мужики, не рубите дерева» (гр.
«Любэ»)
Вопрос 5.
Как с точки зрения охраны природы выглядят такие сказки и загадки:
а) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
б) Зимой в поле лежали, летом в реку побежали?
Ответ:
а) Иванушка выпил загрязнённую воду и стал
козлёночком.
б) Вместе с талым снегом в реку попадают
минеральные удобрения.
Вопрос 6.
В современное время основным источником загрязнения вод Мирового океана является нефть. Какими путями она попадает в океан, и как можно очистить поверхность воды от нефти?
Ответ: Нефть перевозят нефтетанкеры. Во время аварий на них, нефть попадает в океан. Нефтяную плёнку удаляют с помощью специальных бактерий.
Вопрос 7 (чёрный ящик).
Эта вещь помогает защищать природу не только нашей области, но и всей Земли. Знатоки, за 1 мин. угадайте, что находится в чёрном ящике?
Ответ: «Красная книга Белгородской области».
Вопрос 8.
Назовите основных виновников гибели природы Земли.
Ответ: люди.
Вопрос 9 (блиц-игра для 1 игрока)
1. Как называется слой атмосферы, который
защищает планету Земля от жёсткого
космического излучения? (10 сек.)
2. Какие вещества разрушают озоновый слой
Земли? (10 сек.)
3. В настоящее время площадь озоновых дыр:
а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается? (10 сек.)
Ответ:
1. Озоновый слой.
2. Фреоны.
3. Увеличивается.
Вопрос 10.
В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране их более 100. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?
Ответ: Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Воронежский, Ямская степь, Лес на Ворскле и т.д.
Вопрос 11.
Вспомните и назовите отрицательные изменения, происходящие в природе нашего города и его окрестностей.
Ответ:
1) вырубка деревьев;
2) свалки мусора на окраинах города;
3) стоки с ферм, удобрения с полей, бытовые отходы.
Вопрос 12.
Знатоки, за 1 мин. вспомните и перечислите «Правила поведения в лесу».
Ответ:
1) умей вести себя в лесу, будь вежливым гостем;
2) не рви цветы, смотри, любуйся, рисуй,
фотографируй;
3) не ломай деревья, не делай на них вырезки;
4) не лови ради забавы животных;
5) не шуми в лесу;
6) не сори в лесу: сколько мусора принёс,
столько унеси с собой.
Подведение итогов игры. Награждение участников.
Литература
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006.
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил., карт.
- «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.12. Россия. – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007.
- Баринова И.И. География России: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа.
- Раковская Э.М. География: Природа России. – М.: Просвещение.
- Хрестоматия по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1974.