Комплект сценариев внеклассных мероприятий по географии. Игра "Что? Где? Когда?", 6-й, 8-й классы

Разделы: География, Внеклассная работа

Класс: 8


8 класс

«Родина» мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Речка, вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое.
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены России. Играют знатоки 8 классов.

Правила игры:

  1. Игра идет до 6 баллов.
  2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
  3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
  4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
  5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
  6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

В морях какого океана находится самое наибольшее количество островов России? Какой из российских островов:

а) самый большой
б) самый северный
в) самый восточный?

Ответ: Наибольшее количество российских островов находится в Северном Ледовитом океане.
Самый большой – о. Сахалин.
Самый северный – о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Самый восточный – о. Ратманова в Беринговом море.

Вопрос 2.

Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, а другое в 245 раз меньше и хороший пловец может нырнуть в нем до дня. Второе море является маленьким, его площадь в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором море вся толща воды обитаема. Назовите эти моря и пролив их соединяющий.

Ответ: Черное и Азовское моря. Керченский пролив.

Вопрос 3.

Русского мореплавателя и предпринимателя Григория Ивановича Шелихова называли «Русским Колумбом». А знаете ли вы почему?

Ответ: С именем Шелихова связано начало исследования и освоения русскими обширных территорий на северо-западном побережье Америки, которое мы знаем под названием «Аляска». Много лет отдал он изучению и освоению этого края. Его экспедиции изучали побережье, наносили его на карту. Он руководил переселением русских в новые земли, первым подал мысль ходить к берегам Америки из портов Балтики, т.е. вокруг света.

Вопрос 4.

В 1763 году им было создано «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию».
В нем он говорил, что путь на восток прокладывается неутомимыми трудами народа, имя в виду русских землепроходцев. Он не сомневался, что Дежнев «доказал проход морской из Ледовитого в Тихий». Это открытие вселяло в него надежду, что против «Чукотского носа лежит остров или матерая земля».
Его предвидение предвосхитило открытие великих рек Аляски. В его книге говорилось: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и Америке». Назовите имя ученого.

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

Вопрос 5.

Блиц-вопросы для команды (по 30 сек.)

1. На улицах нашего поселка встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются?

Ответ:  Ямы.

2. По радио можно услышать такую информацию:

– в столице – 15 часов.
– в Саратове, Астрахани – 16 часов.
– в Екатеринбурге – 17 часов.

А сколько часов будет в Магадане?

Ответ: 23 часа.

3. В одном из стихотворений Михаила Пляцковского есть такие слова:

– Треплет вьюга белой лапой по плечу,
Я живу на половину суток раньше…
И когда домой со льдины прилечу,
Это значит – возвращусь я в день вчерашний!

Возможно ли это? Где это может быть?

Ответ: Возможно. На линии перемены дат или при пересечении границ часовых поясов с востока на запад.

Вопрос 6.

На границе Тихого океана и Берингова моря, в 200-ах км от полуострова Камчатка расположены острова. Крупнейший из них (85км в длину и около 40км в ширину) как и весь архипелаг, назван в честь Витуса Беринга. Здесь он умер и похоронен. Длина острова Медный – 56км, ширина 5-7км. Острова же Топорков и Арий камень – совсем крошечные.
Вопрос: Как называется этот архипелаг?

Ответ: Командорские острова.

Вопрос 7 (черный ящик).

Эта горная порода органического происхождения. Залегает среди осадочных пород (глина, песчаник и др.) пластами, которые иногда достигают значительной мощности.
Данная порода используется для получения горючего газа в качестве сырья для химической промышленности, а также является одним из видов энергоносителей.
Вопрос: какая горная порода находится в черном ящике?

Ответ: Каменный уголь в черном ящике.

Вопрос 8.

По словам академика Сергея Владимировича Обручева «Вечный памятник этому исследователю Сибири имеет 1000км длины, 300км ширины и до 3000м вышины; по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири».
Вопрос: что это за вечный памятник и кому он посвящен?

Ответ: Хребет Черского. Иван Дементьевич Черский – исследователь Сибири, берегов Байкала.

Вопрос 9.

Блиц-игра для 1-го знатока.
Блеф-игра (ответы да или нет)

1. Россия имеет выход во все 4 океана.
2. Территория России небольшая по площади.
3. Теплый климат России облегчает проблему с отоплением и одеждой.
4. Внутренние районы имеют суровый климат, т.к. находятся очень далеко от океана.
5. Россию не пересекает экватор и нулевой меридиан.
6. США и Россия расположены на одних и тех же широтах, что влияет на сходство их географического положения.
7. Россия протягивается с запада на восток на 10 тыс.км.
8. По морям Северного Ледовитого океана доставляют грузы в малодоступные районы Севера.
Нет
Нет.
Нет.
Да
Да
Нет
Да
Да

Вопрос 10.

Этот отрывок взят из повести А. Гайдара «Дым в лесу».

«Летчик Федосеев задумался:
– Послушай, спросил он, – ты карту знаешь?
– Знаю! – ответил Генка. – Москва, Ленинград, Минск, Киев, Тифлис…
– Эх ты, хватил в каком масштабе. Ты бы еще начал: Европа, Америка, Африка, Азия. Я тебя спрашиваю, если я тебе по карте начерчу дорогу, та разберешься?
Генка замялся:
– Не знаю, Василий Семенович. У нас это по географии проходили, да я что-то плохо…
– Эх, голова, то-то и плохо. Ну ладно, раз плохо, тогда лучше и не надо. Вот смотри. – Он вытянул руку – Отойди на поляну дальше, повернись лицом к солнцу. Теперь повернись так, чтобы солнце светило тебе как раз на край левого глаза. Это и будет твое направление».

Определите, в каком направлении должен идти Генка.

Ответ: На запад.

Вопрос 11.

Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет «День длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг».   О каком месте пишет автор?

Ответ: О широте 90° (т.е. СП).

Вопрос 12.

Многие СМИ пишут о загрязнении окружающей среды, т.е. экологической опасности в России и за ее пределами. Часто и мы с вами причастны к гибели нашей природы.
Задание: за 1 минуту вспомнить и исполнить хором несколько строк народной или современной песни «антиэкологического» содержания.

Ответ:

Во поле береза стояла…
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок…

Подведение итогов игры. Награждение участников.

6 класс

Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

П. Гвездослов

– Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены охране природы на планете Земля. Играют знатоки 6 классов.

Правила игры:

1. Игра идет до 6 баллов.
2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

Если вырубить лес в бассейне реки, то больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?

Ответ: Весной – половодье – больше воды; летом – меньше воды.

Вопрос 2.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором народную или современную песню «вредного» для природы содержания.

Ответ:

1.  «Во поле берёза стояла»
2.  «Ёлочка» (срубил он нашу ёлочку под самый корешок)
3.  «Букет» (А. Барыкин).

Вопрос 3.

Каков природоохранный смысл народных пословиц и поговорок:

  1. Репу да горох не сей подле дорог.
  2. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться?

Ответ:

  1. Загрязнение выделяющимися выхлопными газами со свинцом.
  2. Сброс мусора в колодцы, отвалы, загрязнение подземных вод.

Вопрос 4.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором современную или народную песню природоохранного содержания.

Ответ:

1) «Не рвите цветы» (Ю.Антонов)
2) «Не рубите, мужики, не рубите дерева» (гр. «Любэ»)

Вопрос 5.

Как с точки зрения охраны природы выглядят такие сказки и загадки:

а) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
б) Зимой в поле лежали, летом в реку побежали?

Ответ:

а) Иванушка выпил загрязнённую воду и стал козлёночком.
б) Вместе с талым снегом  в реку попадают минеральные удобрения.

Вопрос 6.

В современное время основным источником загрязнения вод Мирового океана является нефть. Какими путями она попадает в океан, и как можно очистить поверхность воды от нефти?

Ответ: Нефть перевозят нефтетанкеры. Во время аварий на них, нефть попадает в океан. Нефтяную плёнку удаляют с помощью специальных бактерий.

Вопрос 7 (чёрный ящик).

Эта вещь помогает защищать природу не только нашей области, но и всей Земли. Знатоки, за 1 мин. угадайте, что находится в чёрном ящике?

Ответ: «Красная книга Белгородской области». 

Вопрос 8.

Назовите основных виновников гибели природы Земли.

Ответ: люди.

Вопрос 9 (блиц-игра для 1 игрока)

1. Как называется слой атмосферы, который защищает планету Земля  от жёсткого космического излучения? (10 сек.)
2. Какие вещества разрушают озоновый слой Земли?  (10 сек.)
3. В настоящее время площадь озоновых дыр:

а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается? (10 сек.)

Ответ:

1. Озоновый слой.
2. Фреоны.
3. Увеличивается.

Вопрос 10.

В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране их более 100. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?

Ответ: Заповедник – участок  земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Воронежский, Ямская степь, Лес на Ворскле и т.д.

Вопрос 11.

Вспомните и назовите отрицательные изменения, происходящие в природе нашего города и его окрестностей.

Ответ:

1) вырубка деревьев;
2) свалки мусора на окраинах города;
3) стоки с ферм, удобрения с полей, бытовые отходы.

Вопрос 12.

Знатоки, за 1 мин. вспомните и перечислите «Правила поведения в лесу».

Ответ:

1) умей вести себя в лесу, будь вежливым гостем;
2) не рви цветы, смотри, любуйся, рисуй, фотографируй;
3) не ломай деревья, не делай на них вырезки;
4) не лови ради забавы животных;
5) не шуми в лесу;
6) не сори в лесу: сколько мусора принёс, столько  унеси с собой.

Подведение итогов игры. Награждение участников.

Литература

  1. «Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006.
  2. Герасимова Т.П.  Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил., карт.
  3.  «Детская  энциклопедия  Кирилла и Мефодия»  2007.
  4. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  5. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия. – М.:Мир энциклопедий  Аванта +, 2007.
  6. Баринова И.И. География России: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа.
  7. Раковская Э.М. География: Природа России. – М.: Просвещение.
  8. Хрестоматия по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1974.