Школьный медиацентр. Из опыта работы

Разделы: Общепедагогические технологии


Школа как основной источник знаний, учитель как основной носитель истины, позитивных знаний - в сознании молодого поколения во многом потеряли и продолжают терять свой былой ореол. В настоящее время учитель зачастую перестает быть единственным источником новых знаний. Современные ученики живут в насыщенном информационном мире, порой, не умея разумно воспользоваться новой информацией. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, научить этому своих учеников - основная задача современной школы.

Особая роль в информатизации учебного процесса отводится руководителям образовательных учреждений. Если руководитель сам использует информационные технологии в управлении, подготовив для этого своих специалистов, и глубоко осознает необходимость внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю, который в конечном итоге формирует, воспитывает и подготавливает представителя нового поколения для существования в новой информационной среде. Причем поддержка в таком случае осуществляется комплексно - от направления учителя на учебу до обеспечения его необходимой материально-технической базой и программно-педагогическими средствами.

Инициатором по внедрению информационных технологий в средней школе №24 г.Брянска (МОУ “Гимназия №4”) стала директор школы - Виноградова Н.М.

Школьный медиацентр.

В 2003 году родилась идея создания мультимедийного кабинета в школе.

“Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” - эти слова А.П.Семенова стали основной целью работы кабинета.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  • подготовить учителей в Брянском региональном центре Интернет–образования;
  • создать школьную медиатеку, накапливать информационные ресурсы в ней, используя как готовые мультимедийные продукты, так и собственные;
  • оснастить кабинет необходимым оборудованием и подключиться к сети Интернет.

Для реализации поставленных задач были сделаны следующие шаги:

  1. В Брянском региональном центре Интернет – образования прошли обучение 35 учителей, 3 психолога, 2 библиотекаря школы. В Московском центре ФИО прошли обучение директор школы и 7 учителей школы по программе “Intel для будущего”.
  2. Для медиатеки были приобретены готовые мультимедийные продукты по разным предметам и внеклассной деятельности, электронные энциклопедические словари и видеоматериалы.
  3. Создана материально – техническая база мультимедийного кабинета:
  • 2 компьютера Pentium – 4, операционная система Windows – XP.
  • Мультимедийный видеопроектор.
  • К учительскому компьютеру подключены сканер и принтер.
  • Периферийное оборудование: телевизор, DVD плеер, совмещенный с видеомагнитофоном, музыкальный центр, видеоплеер с системой караоке, ксерокс.

4. В 2005 – 2006 учебном году в школу пришел Интернет и была проведена школьная локальная сеть.

5. Кабинет оснащен современной мебелью.

В сентябре 2004 года мультимедийный кабинет распахнул свои двери для всех участников учебного процесса.

Можно ли было в 2004 году сказать, что в школе появился медиацентр?

Если медиацентр рассматривать как школьное нововведение, объединяющее в себе на новой компьютерной основе функции библиотеки, читального зала, методического кабинета, кабинета технических средств обучения, Интернет-класса и, что принципиально ново, учебного кабинета для ликвидации пробелов в изучении учебного материала, то с гордостью можно сказать, что в школе был открыт медиацентр.

Каковы же его функции?

  • Сбор, накопление, систематизация информационных продуктов.

Сбор и накопление мультимедийных ресурсов происходит путем приобретения готовых и созданием собственных продуктов, которые систематизируются по - предметно.

  • Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов учителей и учащихся в области новых информационных и педагогических технологий.

Опрос учителей и учащихся школы позволяет очертить круг информационных потребностей и запросов участников педагогического процесса. Удовлетворение запросов происходит путем использования банка медиатеки или путем оказания помощи в поиске информации в сети Интернет.

  • Обработка информационных средств и компьютерная каталогизация.

Для облегчения тематического поиска информации в кабинете создан компьютерный каталог, имеющихся информационных ресурсов медиатеки.

  • Оказание помощи учащимся и учителям при подготовке уроков и внеклассных мероприятий с использованием технических средств.

Для обработки информации и доведении ее до пользователей в штат медиацетра введены два медиатекаря (учителя гимназии: Старостенко Галина Владимировна, Гордиенко Елена Валериевна), которые оказывают помощь в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерных технологий учителям школы. Помогают ученикам в поиске необходимой информации для выполнения домашних заданий, создания продуктов учебных проектов и подготовки внеклассных мероприятий.

  • Организация обучения пользователей основам компьютерных и информационных технологий.

Учителя в свободное от уроков время имеют возможность овладеть элементарными навыками работы на компьютере.

Таким образом, наш медиацентр предоставляет учащимся, их родителям, учителям все затребованные в школе информационные услуги. Здесь учитель любого предмета может найти и получить в свое распоряжение всё необходимое материальное и информационно-методическое обеспечение для планирования и проведения классно-урочных и внеклассных форм учебной работы. В медиацентре имеется все необходимое оборудование для создания творческих работ, включая и достаточно сложные, связанные, например, со сканированием текста или фотографий, обработкой видеоизображений, созданием мультимедийных продуктов.

Медиацентр работает в свободном режиме. Загруженность кабинета составляет 8 часов ежедневно.

Работа медиацентра по внедрению новых компьютерных и информационных технологий в учебно–воспитательный процесс.

Сегодня в нашей гимназии информационная компьютерная технология (ИКТ) используется при подготовке и проведении уроков, во внеурочной и внеклассной работе, административно-хозяйственной деятельности. Достичь результативности использования ИКТ можно только в том случае, если обеспечить комплексное их использование в педагогической деятельности.

Использование ИКТ внесло изменение во все стороны жизни нашей гимназии. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса. Превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе. Гимназия превратилась из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ. Основой обучения стали системы, которые доставляют радость ученикам и которые помогают использовать все “разновидности” его интеллекта и все его органы чувств.

Диаграмма заинтересованности учащихся в использовании ИКТ в обучении

  

 Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков учитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня, при конструировании уроков, учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сравнительная диаграмма использования ИКТ по предметам

 72% учителей нашей школы используют ИКТ в своей педагогической деятельности. Ежегодно в медиацентре проводится около 700 занятий. Также в центре проводятся городские и областные семинары.

На протяжении учебного года центр востребован с 8 00 до 17 00 ч. В результате внедрения ИКТ:

1. Сложился определённый подход к созданию сценариев уроков с использованием ИКТ. Разнообразилось содержание уроков.

2. Активизировалась внеурочная деятельность учащихся.

Ученики и учителя – активные участники школьных, региональных и всероссийских конкурсов.

3. ИКТ сыграли важную роль в повышении квалификации учителей.

40% педагогического коллектива на сегодняшний день имеют высшую квалификационную категорию.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых технологий в обучении.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Хочется отметить, что с 2005 – 2006 учебного года использование ИКТ в нашей гимназии приобрело вид основной и определяющей технологии.

В целях систематизации и каталогизации имеющихся мультимедийных продуктов в кабинете была составлена база данных готовых дисков (Приложение №1) и выполненных презентаций по предметам (Приложение №2).

Школьный медиацентр стал центром информационной жизни школы и замечательным помощником учителям и учащимся гимназии.