Среди всех мотивов учебной деятельности самым
действенным является познавательный интерес,
возникающий в процессе учения. Он не только
активизирует умственную деятельность в данный
момент, но и направляет её к последующему решению
различных задач. Устойчивый познавательный
интерес формируется разными средствами. Одним из
них является занимательность. Элементы
занимательности, игра, всё необычное,
неожиданное вызывает у детей богатое своими
последствиями чувство удивления, живой интерес к
процессу познания, помогают им усвоить любой
учебный материал.
В процессе игры на уроках математики учащиеся
незаметно для себя выполняют различные
упражнения.
Важное условие эффективности обучения
математике – умение учителя организовать на
уроке внимание детей. К.Д.Ушинский считал
внимание основным условием успешности обучения.
Для этого учитель должен постоянно включать в
урок специальные упражнения и задания,
нацеленные на формирование внимания, развитие
активности, самостоятельности, творческого
отношения к делу.
В коррекционные школы поступают дети, которые, в
благоприятный, для развития, период раннего
детства, находились в условиях, недостаточно
способствующих развитию и имеющие различные
отклонения в здоровье.
С такими детьми с первых дней начинается
систематическая коррекционно-воспитательная
работа. Мы сталкиваемся с полным неумением
адекватно вести себя на уроках. Дети стремятся
обратить на себя внимание нелепыми выходками.
Они не выдерживают время занятий, часто встают,
кричат, им неведомы правила поведения.
Особое место принадлежит ведущей деятельности –
игровой. Увлечение ребёнка игрой повышает
способность к произвольности внимания,
обострению наблюдательности, более точному
восприятию, осмыслению знаний.
Использование в учебном процессе игр и различных
упражнений, создание на уроке игровой ситуации
приводят к тому, что дети незаметно для себя и без
особого напряжения приобретают определённые
знания, умения и навыки.
Характерным для уроков математики в
коррекционной школе является непрерывная
повторяемость уже полученных знаний,
возвращение к ним на последующих уроках. Иначе
учащиеся из-за слабой памяти быстро забывают
пройденный материал. И тогда возникает
необходимость не повторения, а объяснения вновь
ранее изученного материала.
При устном счёте развиваются и закрепляются не
только вычислительные навыки, но и корригируют
внимание, память и логическое мышление.
В ходе урока использую различные формы, методы,
приёмы.
Все задания я подобрала с учётом всех
недостатков в умственном развитии детей своего
класса. В ходе урока поддерживается постоянная
связь учителя и учащихся.
Каждое задание заставляет детей мыслить,
включать в работу все анализаторы.
В ходе всего урока воспитываю положительную
мотивацию к учению через выполнение доступных
заданий, индивидуальный подход, дозировку
заданий, темп урока и возможность получить
хорошие оценки.
Я считаю целесообразным придавать заданиям занимательный характер, использовать дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего урока.
Тема. Сложение с переходом через разряд в пределах 20.
Задачи.
- Закреплять навыки табличного сложения в пределах 20.
- Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач.
- Повторить знание геометрических фигур.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение сравнивать и анализировать.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: рисунок поезда, вагоны, карточки, наглядные пособия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II. Сообщение темы урока
Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну
«Математика» по теме: «Сложение с переходом
через разряд в пределах 20». Вспомним, чему мы
научились, изучая эту тему.
А на чём мы поедем – узнаем, отгадав загадку.
Что за домики подряд
На колёсах стоят.
Подбежал к ним сам собой
Самовар с трубой
Ухватил, покатил,
И след простыл! (Поезд)
Путешествовать будем на поезде (рисунок паровоза).
III. Устный счёт
1. Упражнение на внимание
– Из каких геометрических фигур состоит паровоз? Сколько их?
2. Упражнение на развитие памяти
– «Кто быстрее соберёт паровоз из геометрических фигур». На партах конверты с геометрическими фигурами.
3. Игра «Составим поезд»
– Надо посчитать и расставить вагоны в порядке возрастания ответов.
4. Задача
– Поезда идут строго по расписанию и по времени. Поезд вышел со станции в 6 часов. В пути он был 7 часов. Во сколько поезд прибудет на конечную станцию? Найдите правильный ответ.
Итог. – Молодцы! Хорошо справились с заданием.
IV. Закрепление. Работа с учебником (с. 45 №1)
– Поезд остановился на станции Сосчитайкино. Чтобы нас не задержали, надо решить примеры.
У учащихся на партах кружки определённого цвета: у слабых – зелёные, у сильных – красные, у среднего уровня – жёлтые.
На доску прикрепляется карточка с заданием.
стр.45 №1
– Посмотрите, кружок какого цвета у вас на парте. На карточке найдите задание возле кружка такого же цвета. Выполните его самостоятельно.
Проверка. Учитель показывает карточку с ответом, дети сравнивают со своим ответом.
Итог. Оценивание работ.
V. Физкультминутка
– Следующая остановка нашего поезда «Отдыхайкино».
(Дети медленно и ритмично двигаются. Ходьба с продвижением вперёд, согнутыми руками делая движения вперёд – назад – имитируя движение оси).
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз –
Нельзя нам скучать.
Ребят он повёз
Задачки решать.
Чу-чу-чу-чу!
– Когда едет паровоз, он издаёт звуки, которые мы слышали в физкультминутке. Как бы вы их написали?
VI. Работа над задачей
– Наш паровоз приближается к станции «Задачкино». Нам пора выходить и задачу решить.
Задача. В одном вагоне ехало 8 пассажиров, а в другом на 4 пассажира больше. Сколько пассажиров ехало в двух вагонах?
Первичное восприятие задачи (чтение учителем)
– О ком говорится в задаче?
Словарная работа: кто такие пассажиры?
Вторичное восприятие задачи (один читает, остальные следят по учебнику)/
Работа по памятке.
– Запишем условие кратко.
Выделение ситуаций в условии задачи.
- Сколько было вагонов?
- Что известно про 1 вагон?
- Известно, сколько во 2 вагоне?
- Как это обозначить в краткой записи?
- Что ещё известно в задаче?
Прочитать вопрос задачи.
- Во сколько действий будет решаться эта задача? Почему?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- На какой из перечисленных вопросов мы сможем найти ответ? Отметьте его.
(На каждой парте листочки с вопросами):
Сколько пассажиров в 1 вагоне? Сколько пассажиров во 2 вагоне? Сколько пассажиров в двух вагонах? |
- Каким действием найдём?
- Что вы нашли этим действием?
- На какой теперь вопрос мы сможем ответить?
- Каким действием?
- Что вы нашли этим действием?
Запись решения задачи. Оценивание.
VII. Задания на смекалку.
– И последняя остановка: станция «Итоговая».
1. Мы возвращаемся в школу. Посмотрите, кто нас встречает? Весёлые человечки.
2. Весёлые человечки дают вам задание.
– Разгадайте правило, по которому числа связаны между собой. Дописать числа.
3 |
9 |
12 |
8 |
17 |
|
7 |
16 |
|
5 |
6 v |
VIII. Подведение итогов урока
– С работой справились, молодцы!
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 45, №1
1. Обобщение
- Чем занимались на уроке?
2. Рефлексия
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало затруднение?
- С каким настроением заканчиваете урок?