Тема: Создание эскиза рушника по мотивам солярных знаков славянской культуры. «Бабушкин рушник»
Цель: формирование базовой культуры личности студентов через знакомство с историческими и духовными корнями своего народа в процессе коллективной творческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить студентов с обрядами, традициями древних славян, сопровождавшими их в течение жизни.
- Побуждать студентов высказывать своё личноё мнение по поводу увиденного.
- Развивать представление о назначении солярных знаков, их цветовой гамме в культуре славянского народа.
- Способствовать развитию творческих способностей, мышления и мелкой моторики рук в процессе создания эскиза.
- Способствовать воспитанию нравственно-эстетического отношения к миру и искусству, любви к Родине и её культуре.
- Формировать чувства товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности.
ХОД УРОКА
I. Первичное погружение в проблему
Беседа. Студенты занимают свои рабочие места. У каждого лист белой бумаги. набор карандашей, ручки, гуашь, кисти. Тихо звучит музыка.
– Предлагаю расслабиться, сесть удобно.
Древние славяне считали, что жизнь человека
имеет начало и конец. В течение жизни человек
выступает в разных качествах: сначала он ребёнок,
которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого
материнского молока на губах (детей первого
месяца жизни называли «вода», их жизнь так хрупка
и нежна, что, как вода, может утечь через пальцы,
не удержишь).
Потом это мальчики девочка, юноша и девушка,
жених и невеста, женщина и мужик, старик и
старуха, покойник. Каждый момент жизни, сколько
бы он ни длился (день ли, месяц или год),
оформлялся особыми правилами поведения,
обрядами и одеждой.
Просмотр репродукций рушников.
– Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги
так полны таинственного смысла! Покрывая ими
чистое полотно, мастерицы как бы переписывали
созданные нашими предками своеобразные
«письмена». Эти родовые письмена полны значений,
накопившихся за многие века и тысячелетия.
Многое в орнаментальной символике нам не
доступно, но попробуем расшифровать хотя бы
несколько знаков в пёстром и красочном узоре
вышивки. Орнамент в своём первоначальном виде –
это некое магическое заклинание, которым
покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур
и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили
множество примеров участия этих немых
заклинаний в магических обрядах и ритуалах,
которыми наши предки пытались воздействовать на
природу и мир. Здесь можно вспомнить «обыденный»
рушник, который за одну ночь или один день
вышивало село, пытаясь оградить людей и животных
от мора или стихийных бедствий: засухи, града.
Простая вещь – рушник. А ведь если подумать,
вспомнить, то окажется, что рушник сопровождает
человека всю жизнь от рождения до смерти.
Назовите виды рушников?
Важно создать атмосферу доверия, чтобы все слушали не только себя, но и другого.
Ответы студентов:
– Были рушники повседневные, нарядные – для
праздников и ритуалов.
В дни праздников вышитые и вытканные полотенца
помещали на стенах бревенчатой избы, обрамляли
ими окна, зеркала, рамы с портретами, обязательно
украшался красивыми полотенцами красный угол.
– Необходимым был рушник в свадебном обряде, во время крестин, проводов парня в армию. Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на рушнике, которое любовно вышивала его мать, будучи ещё в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своём малыше, снабдив рушник богатой защитной символикой. У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытирались нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. Рушник служил подарком, знаком благодарности. (Приложение 1).
– Обратите внимание на древние символы славянской культуры. В русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца – солярный знак. Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него. Бог Перун, связанный с культом солнца, получил свой особый знак, похожий на колесо с шестью спицами, называемый ещё «шестигранной» розеткой». Такими знаками вышивали ритуальные рушники, которые развешивались по стенам дома, защищая его от гнева Перуна (удара молнии).
Раздаю репродукции рушников на парты. Просмотр и анализ репродукций.
– Какие символы изображены на рушнике?
Студенты озвучивают свои записи, обмениваются мнениями, делятся чувствами, переживаниями, выходят на осмысление важности символов в народной вышивке.
– А известно ли вам, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, рушниках? (С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начало полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца.)
– Какие цвета использовали в вышивке? (Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.)
– С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнены эти рушники. От этой красоты просто невозможно отвести глаза! Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
II. Целеполагание
– Выполните эскиз рушника по мотивам солярных знаков славянской культуры. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура, птица и…), дополни его орнаментальными рядами, которые выстрой из ритмически повторяющихся знаков-символов: знаков плодородия, птичек, растительных элементов.
– Предлагаю озвучить алгоритм выполнения работы.
Студент озвучивает алгоритм выполнения работы (Приложение 2).
III. Исследование проблемы
Студенты формулируют цели индивидуально, обсуждают и согласовывают их между собой.
IV. Обсуждение и анализ выполненных работ (Приложение 3)
Педагог предлагает педагогическую ситуацию, дает время на принятие решения и его обоснование. Студенты обсуждают защиту работ, анализируют деятельность. Действуют принципы неотрицания мнения другого, дополнительности, согласования смыслов.
V. Домашнее задание
Краски, кисти, альбомы.
VI. Итог. Рефлексия
– Удалось ли реализовать поставленные
цели?
– Насколько это получилось?
– В чём секрет красоты народной вышивки?
– Почему на протяжении многих веков женщины
украшали вышивкой тканые изделия?
Заполняется карта рефлексивного анализа (Приложение 5).