I. Введение
Меня учили методике воспитательной работы в
институте, а потом доучивали в школе, колледже
или, вернее, я сам доучивалась, отчаянно
экспериментируя на ребятах, как и все начинающие
преподаватели, – другого выхода у меня не было. И
я, как и мои преподаватели в институте, была
уверена, что вполне достаточно знать методику и
иметь некоторый опыт, чтобы справляться с
воспитательной работой. Но оказывается, я долгие
годы не понимала главного. Теперь-то я знаю эту
простую, даже банальную истину: все лучшие
человеческие качества сами собой развиваются
там, где есть творческое отношение к жизни.
Коллектив, особенно детский, вообще не может
существовать и не имеет права называться
коллективом, если нет в нем постоянного
совместного творчества. Обычные слова
«создавать коллектив» для меня означают теперь
только одно – учить детей совместному
коллективному творчеству, потому что, когда они
вместе думают, вместе изобретают и вместе
работают, тогда только они и объединяются. Только
тогда и устанавливаются между ними отношения и
товарищеские, и принципиальные в то же время.
Тогда только и живут ребята в том душевном
напряжении, в котором развиваются их
способности. Тогда только и чувствуют они себя
хозяевами в коллективе – все чувствуют, а не одни
лишь так называемые активисты.
Педагогика буквально кричит сегодня о развитии
творческих способностей человека. Но самый
эффективный, самый результативный способ
развивать эти способности состоит в том, чтобы
ребята заражались стремлением к творчеству друг
от дружки, чтобы они были поставлены в такие
условия, в которых они вынуждены работать
творчески.
Слово это – «творчество» – заездили с
изумительной быстротой. Еще когда я училась в
институте, о творчестве почти и не говорили, все
больше – о дисциплине. Теперь это слово не сходит
со страниц педагогических книг, и только ленивые,
кажется, не пишут о развитии творческих
способностей на уроке математики, физики,
географии, не говоря уже о черчении.
Мне, нам нужно, чтобы ребенок вырастал
неравнодушным человеком? Но только человек
творческий действительно неравнодушен к жизни.
Мне, нам нужно, чтобы студент, вырастая, стремился
изменить мир, был способен к масштабному
преобразованию его? Мы должны воспитать его
творческим человеком. А для того чтобы научить
ребят делать все это и еще тысячу других вещей
творчески, – для этого нужен не один год, и нужно
самому здорово помучиться.
Обычно говорят с важным видом: «Но, прежде всего
сам педагог должен быть творческим
человеком!» Конечно, должен. Хотя я не очень
люблю, когда о преподавателях говорят: должен
быть такой, должен быть сякой, должен быть этакий.
И лучшая преподавательница, какую я только
видела в своей жизни и которая многому меня
научила, всегда повторяла:
– Я сама человек нетворческий. Но я умею сделать
так, чтобы все вокруг творчески работали...
И посещая ее уроки, я всегда была поражена ее
умением из обычного урока сделать игру. Все
студенты были задействованы в уроке, все тянули
руки и просились к доске, все переживали за свои
«группировки». Для всех студентов уроки у этого
преподавателя были чем-то сверхъестественным.
Это будет моим постоянным правилом на все время
работы: всегда в группе должно происходить что-то
важное для студентов, они всегда должны быть в
некотором душевном напряжении, это напряжение
постепенно должно стать их естественным, обычным
человеческим состоянием – творческое
напряжение. И если это напряжение начнет спадать,
то первыми будут тревожиться сами студенты.
Когда это случится, тогда и я почувствую, что
чего-то добилась, это будет первый маленький
результат многолетней моей будущей работы.
Мы говорим: развитие творческой мысли,
проблемное обучение, и всем кажется, что успех
зависит от того, какие вопросы придумает учитель.
Это правильно, вопрос – великое дело. Но, в
конечном счете, нас должен волновать ответ
студента, а не только вопрос преподавателя. Ответ
же этот во многом зависит от того, как чувствует
себя студент на уроке, зажат он или раскован. Я
более или менее научился пользоваться принципом
«Всё – творчески» в воспитательной работе.
Теперь я должна перенести этот принцип и на урок,
а это означает, что я должна сделать так, чтобы
студенты совершенно не боялись меня.
И что же – прощай гробовая тишина на уроке?
Прощай... Не скажу, что я расстаюсь с ней без
сожаления. Она сильно облегчает жизнь
преподавателя. Но делать нечего, пришла пора
расстаться, так нужно для студентов.
Творческий подход, изобретательность студентов
в работе даст ребятам нравственный, а не
безнравственный опыт. Потому что коллективное
творчество с безнравственностью несовместимо.
Творчество затухает, задыхается, оно невозможно
там, где безнравственная атмосфера. Когда ребята
продумывают очередную работу, возбуждены, вносят
одно предложение за другим, я могу быть спокойна:
мы делаем чистое дело, оно пойдет ребятам на
пользу.
II. Творчество студентов на уроках математики
Изучение математики с самого начала
предусматривает достаточно четкую структуру, в
которой, как казалось бы, нет места каким бы то ни
было элементам творчества. Естественно,
предусматриваются игровые моменты на ранних
стадиях изучения математики, конкурсы и так
далее. Но почему-то только говорят – красота
математики, математика – интересная наука. На
самом же деле возможности для творчества детей
есть, и очень большие. При этом у учащихся
повышается интерес к математике как к науке,
предмету. Появляется желание самостоятельной
проработки дополнительного материала. И, в конце
концов, им просто начинает нравиться эта
достаточно сложная наука. Какие же возможности
есть у преподавателя, и что он может предложить
студентам? Я выделила ряд основных моментов, на
некоторых из них остановлюсь более подробно чуть
ниже.
Итак, элементы математики, определенные мной как
возможность для творчества:
- Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов (например, по теме «Преобразование графиков»).
- Поиск интересных математических загадок и логических задачек.
- Составление задач по готовым решениям.
- Кроссворды, сканворды и многое другое.
- Игровые технологии.
- Опережающее обучение.
- Информационные технологии.
Это далеко не полный список возможностей для
интересной работы педагога, но это то, что я
использую на своих уроках наиболее часто. Теперь
же я остановлюсь на них более подробно. Как же это
делается?
Идеальных готовых рецептов нет. Все зависит от
индивидуальных особенностей каждой группы,
студентов и, конечно, преподавателя. Но какие-то
общие наработки вполне возможны.
Приведем ряд примеров.
1. Изготовление геометрических фигур.
Студенты с удовольствием изготовляют
геометрические фигуры, тела и иллюстрации к
задачам по геометрии. Разукрашенные
многогранники – интерес к ним у студентов не
меньший, чем и к построениям. Это же сделано
своими руками! И какое чувство испытывает
студент, когда именно его кубик, пирамиду или
плакат я использую в качестве наглядного пособия
при объяснении нового материала или
оборудования кабинета! А когда
студент по собственным макетам рассчитывает
объемы, площади, находит высоты, грани здесь
восхищению собственной работы нет конца. Так как
чем аккуратнее сделана фигура, чем
совершеннее вырезаны и склеены ребра, тем точнее
результат расчетов.
Можно усложнить работу, сделав геометрические
тела из железа, дерева и предложить студентам
рассчитать массу, объем или плотность
материала.
2. Поиск интересных математических загадок и логических задачек.
Все начинается с первого урока, на который я готовлю наиболее интересные для данной группы задачи, загадки и прочее. Здесь возможностей много, соответствующая литература существует. Студенты начинают вспоминать свои загадки. Здесь главное – не потерять начальную заинтересованность, и следующие уроки по загадкам готовят уже сами студенты. На уроке они задают их друг другу, самые интересные помещаем в ежемесячную газету «Живая математика». В газете есть несколько рубрик, например,
- Великие математики,
- Логические задачки,
- Веселые ребусы,
- Венгерские кроссворды,
- Математические головоломки и т. д.
В общем, идет развитие у студентов интереса к предмету и логического мышления. Главное не забывать поощрять студентов, которые отыскали наиболее интересные математические загадки. Все это способствует совершенствованию познавательной деятельности студентов, развитию их логического мышления и привитию интереса к математике.
3. Потерянные решения, отдельные числа и цифры.
Уроки математики требую большой подготовки и вдумчивой работы и чтобы дать студентам небольшую передышку между решениями я предлагаю им всевозможные веселые задачки, которые также требуют несложных математических расчетов. К примеру, в готовых решениях отсутствуют некоторые числа или цифры. Чаще всего в результате каких-либо интересных и смешных ситуаций. Студентам интересно их находить и восстанавливать примеры. Тоже творчество. Это мы проделываем, как сейчас говорят, вместо рекламной паузы. Иногда прошу, какого из студентов приготовить развлекательную математическую задачку заранее.
4. Кроссворды и прочее.
Это стандарт. Но и здесь можно более
занимательно подать материал. Обычные
проверочные работы на знание правил, свойств и
определений (математические диктанты) можно
предлагать в виде решения кроссворда, сканворда.
И тут нет ограничения на возраст учащихся. Это
интересно всем. Я предлагаю ребятам игру
«Кроссворд для соседа». Заключается она в
следующем. Студенты должны к определенному уроку
составить кроссворд по текущей теме не менее чем
на 10 – 15 слов с ответами на отдельном листе. Я в
свою очередь, проработав эти кроссворды, раздаю
их им, но уже в разнобой, кому что достанется. За
определенное количество времени студенты
выполняют работу, и по итогам проверки получают
оценки. Также я могу эти кроссворды предложить на
другом потоке. Такая «кроссвордная» игра имеет
для преподавателя ряд преимуществ: не нужно
проводить диктанты по теории, идет накопление
дидактического материала, студенты всегда имеют
возможность знакомиться с занимательной
литературой по математике.
Мы с ребятами по окончании каждого раздела
составляем большие (40 – 50 слов) кроссворды и
сканворды. В итоге по окончанию каждого
раздела получаем урок – повторение
теоретического материала. Очень интересно.
Студенты ждут этого урока с нетерпением и
серьезно к нему готовятся. А по окончанию
семестра выпускаем сборник кроссвордов
«Математика в кроссвордах».
5. Игровые технологии.
Среди современных педагогических технологий
большой интерес у меня вызывают игровые
технологии. Цель игровых технологий состоит в
обеспечении личностно – деятельностного
характера усвоения знаний и навыков. Такая
технология позволяет соединить в себе
рациональное и эмоциональное в обучении,
организовать самостоятельную и познавательную
деятельность студента.
Что касается игр, то здесь поле деятельности
большое. Игры мы проводим как внеклассное
мероприятие. Это и всевозможные брейн-ринги,
КВНны, счастливые случаи… Игровые технологии,
такие как игра «Морской бой», «Угадай слово» мы
так же используем на обычных уроках и
контрольных работах.
Приведу пример игры «Морской бой». Заключается
она в следующем. Студенты рисуют квадрат 10
клеточек на 10. Заранее обговаривается условие
игры. По ходу решения на поле появляются
«корабли», состоящие из одной, двух, трех и
четырех клеток. Выстроенные «корабли» без
решения не принимаются. (Приложение
1)
6. Опережающее обучение.
В своей учебной деятельности я часто использую педагогический прием «Учитель на один день». Я заранее предупредила студента, что он должен провести урок алгебры, мы обговорили с учащимся приблизительный план урока. Он подготовился и начал проводить урок вместо меня. Я находилась на задней парте и жестами старалась показывать, что все у «нового преподавателя» получается отлично. Для группы это стало небольшим сюрпризом. Не знаю, детское ли это творчество или только сильная мотивация, но студент достаточно хорошо подготовился и продумал свои реплики. После него попробовать свои силы на педагогическом поприще изъявила желание треть студентов. Если учесть, что проведение урока требует отличного знания материала, то почему бы и нет?
7. Информационные технологии.
XXI век считается веком компьютерных технологий
и поэтому компьютер все увереннее вступает в
нашу жизнь. При проведении нестандартных уроков
по математики в виде игр «Слабое звено»,
«Счастливый случай» и т. д. я использую
информационные технологии, что позволяет
разнообразить методы организации студентов на
уроках, повысить интерес к изучаемому предмету,
организовать контроль знаний.
Всевозможные игры, которые мы проводим как
внеклассные мероприятия, в наше время нельзя, да
и не интересно, проводить без технической
поддержки.
Ведь когда ты (к примеру) готовишь внеклассное
мероприятие в виде игры «Своя игра» тебе, самому
преподавателю хочется быть на высшем уровне,
хочется чтобы твоя игра ни чем не отличалась от
игра на экране. И тут без компьютера не обойтись.
И минус тому мероприятию, на сегодняшний день,
где не используются информационные технологии.
Также я использую информационные технологии при
проведении контрольных работ и текущих
практических, что существенно облегчает мне
работу по части проверки.
III. Заключение
Вы меня спросите. А нужно ли это? Разве нет
уроков изобразительного искусства? Труда?
Кружков наконец?
Нужно, если мы хотим получить на выходе
гармонично развитую личность, относящуюся к миру
с интересом к его познанию, а не как к
обязательному фактору, ничего для него не
значащему. А равнодушных людей не надо! Их и так
много. Равнодушных, жестоких, потерянных. К тому
же мне просто интересно вот так с ними работать, а
им интересно вот так у меня учиться. Я так думаю!