Все – творчески

Разделы: Общепедагогические технологии


I. Введение

Меня учили методике воспитательной работы в институте, а потом доучивали в школе, колледже или, вернее, я сам доучивалась, отчаянно экспериментируя на ребятах, как и все начинающие преподаватели, – другого выхода у меня не было. И я, как и мои преподаватели в институте, была уверена, что вполне достаточно знать методику и иметь некоторый опыт, чтобы справляться с воспитательной работой. Но оказывается, я долгие годы не понимала главного. Теперь-то я знаю эту простую, даже банальную истину: все лучшие человеческие качества сами собой развиваются там, где есть творческое  отношение к жизни.
Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и не имеет права называться коллективом, если нет в нем постоянного совместного творчества. Обычные слова «создавать коллектив» для меня означают теперь только одно – учить детей совместному коллективному творчеству, потому что, когда они вместе думают, вместе изобретают и вместе работают, тогда только они и объединяются. Только тогда и устанавливаются между ними отношения и товарищеские, и принципиальные в то же время. Тогда только и живут ребята в том душевном напряжении, в котором развиваются их способности. Тогда только и чувствуют они себя хозяевами в коллективе – все чувствуют, а не одни лишь так называемые активисты.
Педагогика буквально кричит сегодня о развитии творческих способностей  человека. Но самый эффективный, самый результативный способ развивать эти способности состоит в том, чтобы ребята заражались стремлением к творчеству друг от дружки, чтобы они были поставлены в такие условия, в которых они вынуждены работать творчески.  
Слово это – «творчество» – заездили с изумительной быстротой. Еще когда я училась в институте, о творчестве почти и не говорили, все больше – о дисциплине. Теперь это слово не сходит со страниц педагогических книг, и только ленивые, кажется, не пишут о развитии творческих способностей  на уроке  математики, физики, географии, не говоря уже о черчении.
Мне, нам нужно, чтобы ребенок вырастал неравнодушным человеком? Но только человек творческий действительно неравнодушен к жизни.
Мне, нам нужно, чтобы студент, вырастая, стремился изменить мир, был способен к масштабному преобразованию его? Мы должны воспитать его творческим человеком. А для того чтобы научить ребят делать все это и еще тысячу других вещей творчески, – для этого нужен не один год, и нужно самому здорово помучиться.
Обычно говорят с важным видом: «Но, прежде всего сам педагог должен быть  творческим  человеком!» Конечно, должен. Хотя я не очень люблю, когда о преподавателях говорят: должен быть такой, должен быть сякой, должен быть этакий. И лучшая преподавательница, какую я только видела в своей жизни и которая многому меня научила, всегда повторяла:
– Я сама человек нетворческий. Но я умею сделать так, чтобы все вокруг творчески  работали...
И посещая ее уроки, я всегда была  поражена ее умением из обычного урока сделать игру. Все студенты были задействованы в уроке, все тянули руки и просились к доске, все переживали за свои «группировки». Для всех студентов уроки у этого преподавателя были чем-то сверхъестественным.
Это будет моим постоянным правилом на все время работы: всегда в группе должно происходить что-то важное для студентов, они всегда должны быть в некотором душевном напряжении, это напряжение постепенно должно стать их естественным, обычным человеческим состоянием – творческое напряжение. И если это напряжение начнет спадать, то первыми будут тревожиться сами студенты. Когда это случится, тогда и я почувствую, что чего-то добилась, это будет первый маленький результат многолетней моей будущей работы.
Мы говорим: развитие творческой  мысли, проблемное обучение, и всем кажется, что успех зависит от того, какие вопросы придумает учитель. Это правильно, вопрос – великое дело. Но, в конечном счете, нас должен волновать ответ студента, а не только вопрос преподавателя. Ответ же этот во многом зависит от того, как чувствует себя студент  на уроке, зажат он или раскован. Я более или менее научился пользоваться принципом «Всё – творчески» в воспитательной работе. Теперь я должна перенести этот принцип и на урок, а это означает, что я должна сделать так, чтобы студенты совершенно не боялись меня.
И что же – прощай гробовая тишина на уроке? Прощай... Не скажу, что я расстаюсь с ней без сожаления. Она сильно облегчает жизнь преподавателя. Но делать нечего, пришла пора расстаться, так нужно для студентов.
Творческий подход, изобретательность студентов в работе даст ребятам нравственный, а не безнравственный опыт. Потому что коллективное творчество с безнравственностью несовместимо. Творчество затухает, задыхается, оно невозможно там, где безнравственная атмосфера. Когда ребята продумывают очередную работу, возбуждены, вносят одно предложение за другим, я могу быть спокойна: мы делаем чистое дело, оно пойдет ребятам на пользу.

II. Творчество  студентов на уроках математики

Изучение математики с самого начала предусматривает достаточно четкую структуру, в которой, как казалось бы, нет места каким бы то ни было элементам творчества. Естественно, предусматриваются игровые моменты на ранних стадиях изучения математики, конкурсы и так далее. Но почему-то только говорят – красота математики, математика – интересная наука. На самом же деле возможности для творчества детей есть, и очень большие. При этом у учащихся повышается интерес к математике как к науке, предмету. Появляется желание самостоятельной проработки дополнительного материала. И, в конце концов, им просто начинает нравиться эта достаточно сложная наука. Какие же возможности есть у преподавателя, и что он может предложить студентам? Я выделила ряд основных моментов, на некоторых из них остановлюсь более подробно чуть ниже.
Итак, элементы математики, определенные мной как возможность для творчества:

  • Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов (например, по теме «Преобразование графиков»).
  • Поиск интересных математических загадок и логических задачек.
  • Составление задач по готовым решениям.
  • Кроссворды, сканворды и многое другое.
  • Игровые технологии.
  • Опережающее обучение.
  • Информационные технологии.

Это далеко не полный список возможностей для интересной работы педагога, но это то, что я использую на своих уроках наиболее часто. Теперь же я остановлюсь на них более подробно. Как же это делается?
Идеальных готовых рецептов нет. Все зависит от индивидуальных особенностей каждой группы, студентов и, конечно, преподавателя. Но какие-то общие наработки вполне возможны.
Приведем ряд примеров.

1. Изготовление геометрических фигур.

Студенты с удовольствием изготовляют геометрические фигуры, тела и иллюстрации к задачам по геометрии. Разукрашенные многогранники – интерес к ним у студентов не меньший, чем и к построениям. Это же сделано своими руками! И какое чувство испытывает студент, когда именно его кубик, пирамиду или плакат я использую в качестве наглядного пособия при объяснении нового материала или оборудования кабинета!  А когда студент по собственным макетам рассчитывает объемы, площади, находит высоты, грани здесь восхищению собственной работы нет конца. Так как чем аккуратнее сделана  фигура, чем совершеннее вырезаны и склеены ребра, тем точнее результат расчетов.
Можно усложнить работу, сделав геометрические тела из железа, дерева и предложить студентам рассчитать  массу, объем или плотность материала.

2. Поиск интересных математических загадок и логических задачек.

Все начинается с первого урока, на который я готовлю наиболее интересные для данной группы задачи, загадки и прочее. Здесь возможностей много, соответствующая литература существует. Студенты  начинают вспоминать свои загадки. Здесь главное – не потерять начальную заинтересованность, и следующие уроки по загадкам готовят уже сами студенты. На уроке они задают их друг другу, самые интересные помещаем в ежемесячную газету «Живая математика». В газете есть несколько рубрик, например,

  • Великие математики,
  • Логические задачки,  
  • Веселые ребусы,
  • Венгерские кроссворды,
  • Математические головоломки и т. д.

В общем, идет развитие у студентов интереса к предмету и логического мышления.  Главное  не забывать поощрять студентов, которые отыскали наиболее интересные математические загадки. Все это способствует совершенствованию познавательной деятельности студентов, развитию их логического мышления и привитию интереса к математике.

3. Потерянные решения, отдельные числа и цифры.

Уроки математики требую большой подготовки и вдумчивой работы и чтобы дать студентам небольшую передышку между решениями я предлагаю им всевозможные веселые задачки, которые также требуют несложных математических расчетов. К примеру, в готовых решениях отсутствуют некоторые числа или цифры. Чаще всего в результате каких-либо интересных и смешных ситуаций. Студентам интересно их находить и восстанавливать примеры. Тоже творчество. Это мы проделываем, как сейчас говорят, вместо рекламной паузы. Иногда прошу, какого из студентов приготовить развлекательную математическую задачку заранее. 

4. Кроссворды и прочее.

Это стандарт. Но и здесь можно более занимательно подать материал. Обычные проверочные работы на знание правил, свойств и определений (математические диктанты) можно предлагать в виде решения кроссворда, сканворда. И тут нет ограничения на возраст учащихся. Это интересно всем. Я предлагаю ребятам игру «Кроссворд для соседа». Заключается она в следующем. Студенты должны к определенному уроку составить кроссворд по текущей теме не менее чем на 10 – 15 слов с ответами на отдельном листе. Я в свою очередь, проработав эти кроссворды, раздаю их им, но уже в разнобой, кому что достанется. За определенное количество времени студенты выполняют работу, и по итогам проверки получают оценки. Также я могу эти кроссворды предложить на другом потоке. Такая «кроссвордная» игра имеет для преподавателя ряд преимуществ: не нужно проводить диктанты по теории,  идет накопление дидактического материала, студенты всегда имеют возможность знакомиться с занимательной литературой по математике. 
Мы с ребятами по окончании каждого раздела составляем большие (40 – 50  слов) кроссворды и сканворды.  В итоге по окончанию каждого раздела получаем урок – повторение теоретического материала. Очень интересно. Студенты ждут этого урока с нетерпением и серьезно к нему готовятся. А по окончанию семестра выпускаем сборник кроссвордов «Математика в кроссвордах».

5. Игровые технологии.

Среди современных педагогических технологий большой интерес у меня вызывают игровые технологии. Цель игровых технологий состоит в обеспечении личностно – деятельностного характера усвоения знаний и навыков. Такая технология позволяет соединить в себе рациональное и эмоциональное в обучении, организовать самостоятельную и познавательную деятельность студента.
Что касается игр, то здесь поле деятельности большое. Игры мы проводим как внеклассное мероприятие. Это и всевозможные брейн-ринги, КВНны, счастливые случаи… Игровые технологии, такие как игра «Морской бой», «Угадай слово» мы так же используем на обычных уроках и контрольных работах.
Приведу пример игры «Морской бой». Заключается она в следующем. Студенты рисуют квадрат 10 клеточек на 10. Заранее обговаривается условие игры. По ходу решения на поле появляются «корабли», состоящие из одной, двух, трех и четырех клеток. Выстроенные «корабли» без решения не принимаются. (Приложение 1)

6. Опережающее обучение.

 В своей учебной деятельности я часто использую педагогический прием «Учитель на один день». Я заранее предупредила студента, что он должен провести урок алгебры, мы обговорили с учащимся приблизительный план урока. Он подготовился и начал проводить урок вместо меня. Я находилась  на задней парте и жестами старалась показывать, что все у «нового преподавателя» получается отлично. Для группы это стало небольшим сюрпризом. Не знаю, детское ли это творчество или только сильная мотивация, но студент достаточно хорошо подготовился и продумал свои реплики. После него попробовать свои силы на педагогическом поприще изъявила желание треть студентов. Если учесть, что проведение урока требует отличного знания материала, то почему бы и нет?

7. Информационные технологии.

XXI век считается веком компьютерных технологий и поэтому компьютер все увереннее вступает в нашу жизнь. При проведении нестандартных уроков по математики в виде игр «Слабое звено», «Счастливый случай» и т. д. я использую информационные технологии, что позволяет разнообразить методы организации студентов на уроках, повысить интерес к изучаемому предмету, организовать контроль знаний. 
Всевозможные игры, которые мы проводим как внеклассные мероприятия, в наше время нельзя, да и не интересно, проводить без технической поддержки. 
Ведь когда ты (к примеру) готовишь внеклассное мероприятие в виде игры «Своя игра» тебе, самому преподавателю хочется быть на высшем уровне, хочется чтобы твоя игра ни чем не отличалась от игра на экране. И тут без компьютера не обойтись. И минус тому мероприятию, на сегодняшний день, где не используются информационные технологии.
Также я использую информационные технологии при проведении контрольных работ и текущих практических, что существенно облегчает мне работу по части проверки.

III. Заключение

Вы меня спросите.  А нужно ли это? Разве нет уроков изобразительного искусства? Труда? Кружков наконец? 
Нужно, если мы хотим получить на выходе гармонично развитую личность, относящуюся к миру с интересом к его познанию, а не как к обязательному фактору, ничего для него не значащему. А равнодушных людей не надо! Их и так много. Равнодушных, жестоких, потерянных. К тому же мне просто интересно вот так с ними работать, а им интересно вот так у меня учиться. Я так думаю!