Жизнь и творчество И.-С. Баха. Контрольный урок по музыкальной литературе

Разделы: Музыка


Цели и задачи: систематизировать, закрепить и обобщить пройденный материал (жизнь и творчество И.С. Баха).

Оборудование: шесть маленьких печатей разного цвета или с разным рисунком и одна большая.

Музыкальный материал:

  • ХТК I том Прелюдия до мажор, Фуга до минор.
  • Двухголосная инвенция до мажор.
  • Токката и фуга ре минор для органа.

В начале урока каждому ученику выдается лист с текстом контрольной работы.

Рядом с вопросом нужно коротко записать ответ на него. Ответив хотя бы на один вопрос в данном тематическом блоке (задании), ученик получает право поставить печать определенного цвета (место печати обозначено в конце каждого задания).

ЗАДАНИЕ I – БИОГРАФИЯ И.С. БАХА

1. Где и когда жил И.С. Бах (страна, годы жизни)?
________________________________________

2. На каких музыкальных инструментах умел играть И.С. Бах?
________________________________________

3.Кем был более известен И.С. Бах при жизни: композитором или исполнителем?
________________________________________

4. Кто содействовал “открытию и возрождению” музыки И.С. Баха?
________________________________________

5. Какие черты характера И.С. Баха запомнились вам больше всего?
________________________________________

м.п.

ЗАДАНИЕ II – ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА

1. К какому виду инструментов относится орган?
_________________________________________

2. Что такое кафедра органа?
_________________________________________

3. В каком городе И.С. Бах создал свои самые знаменитые органные произведения?
_________________________________________

4. В данном перечне произведений И.С. Баха оставьте только сочинения для органа, остальные вычеркните:

Бранденбургский концерт, хоральные прелюдии, “Хорошо темперированный клавир”, фантазии и токкаты, Пассакалия до минор, инвенции, Французская сюита, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга, Токката и фуга ре минор..

5. Какие органные произведения И.С. Баха вы слышали?
________________________________________

м.п.

ЗАДАНИЕ III – СЮИТЫ И.С. БАХА

1. Как переводится с французского языка слово “сюита”?
________________________________________

2. В какую музыку из чисто танцевального, бытового жанра превратилась сюита благодаря И.С. Баху?
________________________________________

3. Из каких обязательных танцев состоит классическая сюита?
________________________________________

4. Какие модные для того времени танцы И.С. Бах вставлял в свои французские сюиты?
________________________________________

5. Что объединяет танцы классической сюиты?
________________________________________

м.п.

ЗАДАНИЕ IV – ИНВЕНЦИИ И.С. БАХА

1. Как переводится с латинского языка слово “инвенция”?
________________________________________

2. Сколько инвенций сочинил И.С. Бах?
_________________________________________

3. Как назвал И.С. Бах свои трехголосные произведения того же типа?
_________________________________________

4. На чем основано музыкальное развитие в инвенциях И.С. Баха?
_________________________________________

5. Какие инвенции И.С. Баха вы слышали или играли сами?
__________________________________________

м.п.

ЗАДАНИЕ V – ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР И.С. БАХА

1. Как расшифровываются буквы “ХТК” в названии произведений И.С. Баха?
__________________________________________

2. Какой музыкальный строй называется темперированным?
__________________________________________

3. Почему в каждом томе “ХТК” именно по 24 прелюдии и фуги?
___________________________________________

4. В каком порядке расположены прелюдии и фуги в каждом томе?
___________________________________________

5. Что объединяет прелюдию и, фугу и чем они отличаются друг от друга?
____________________________________________

м.п.

ЗАДАНИЕ VI – МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

1. ХТК I том. Фуга до минор.

2. Двухголосная инвенция до мажор.

3. Токката ре минор для органа.

4. ХТК I том. Прелюдия до мажор.

5.Фуга ре минор для органа.

м.п.

После шестого блока заданий – музыкальной викторины – ученики меняются контрольными работами. Педагог зачитывает правильные ответы на каждый вопрос, дети, если это необходимо, исправляют ошибки. Подводится итог. Если в задании один правильный ответ, выставляется отметка “1”, два правильных ответа – отметка “2” и т. д. до “5” (так как в каждом задании пять вопросов).

В контрольной работе шесть заданий, соответственно каждый ученик получает шесть отметок, все они суммируются, полученный результат делится на шесть и выставляется окончательная оценка, а рядом с ней большая печать (желательно с нотным станом и скрипичным ключом).