Цели и задачи: систематизировать, закрепить и обобщить пройденный материал (жизнь и творчество И.С. Баха).
Оборудование: шесть маленьких печатей разного цвета или с разным рисунком и одна большая.
Музыкальный материал:
- ХТК I том Прелюдия до мажор, Фуга до минор.
- Двухголосная инвенция до мажор.
- Токката и фуга ре минор для органа.
В начале урока каждому ученику выдается лист с текстом контрольной работы.
Рядом с вопросом нужно коротко записать ответ на него. Ответив хотя бы на один вопрос в данном тематическом блоке (задании), ученик получает право поставить печать определенного цвета (место печати обозначено в конце каждого задания).
ЗАДАНИЕ I – БИОГРАФИЯ И.С. БАХА
1. Где и когда жил И.С. Бах (страна, годы жизни)?
________________________________________
2. На каких музыкальных инструментах умел
играть И.С. Бах?
________________________________________
3.Кем был более известен И.С. Бах при жизни:
композитором или исполнителем?
________________________________________
4. Кто содействовал “открытию и возрождению”
музыки И.С. Баха?
________________________________________
5. Какие черты характера И.С. Баха запомнились
вам больше всего?
________________________________________
м.п.
ЗАДАНИЕ II – ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА
1. К какому виду инструментов относится орган?
_________________________________________
2. Что такое кафедра органа?
_________________________________________
3. В каком городе И.С. Бах создал свои самые
знаменитые органные произведения?
_________________________________________
4. В данном перечне произведений И.С. Баха оставьте только сочинения для органа, остальные вычеркните:
Бранденбургский концерт, хоральные прелюдии, “Хорошо темперированный клавир”, фантазии и токкаты, Пассакалия до минор, инвенции, Французская сюита, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга, Токката и фуга ре минор..
5. Какие органные произведения И.С. Баха вы
слышали?
________________________________________
м.п.
ЗАДАНИЕ III – СЮИТЫ И.С. БАХА
1. Как переводится с французского языка слово
“сюита”?
________________________________________
2. В какую музыку из чисто танцевального,
бытового жанра превратилась сюита благодаря И.С.
Баху?
________________________________________
3. Из каких обязательных танцев состоит
классическая сюита?
________________________________________
4. Какие модные для того времени танцы И.С. Бах
вставлял в свои французские сюиты?
________________________________________
5. Что объединяет танцы классической сюиты?
________________________________________
м.п.
ЗАДАНИЕ IV – ИНВЕНЦИИ И.С. БАХА
1. Как переводится с латинского языка слово
“инвенция”?
________________________________________
2. Сколько инвенций сочинил И.С. Бах?
_________________________________________
3. Как назвал И.С. Бах свои трехголосные
произведения того же типа?
_________________________________________
4. На чем основано музыкальное развитие в
инвенциях И.С. Баха?
_________________________________________
5. Какие инвенции И.С. Баха вы слышали или играли
сами?
__________________________________________
м.п.
ЗАДАНИЕ V – ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР И.С. БАХА
1. Как расшифровываются буквы “ХТК” в названии
произведений И.С. Баха?
__________________________________________
2. Какой музыкальный строй называется
темперированным?
__________________________________________
3. Почему в каждом томе “ХТК” именно по 24
прелюдии и фуги?
___________________________________________
4. В каком порядке расположены прелюдии и фуги в
каждом томе?
___________________________________________
5. Что объединяет прелюдию и, фугу и чем они
отличаются друг от друга?
____________________________________________
м.п.
ЗАДАНИЕ VI – МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
1. ХТК I том. Фуга до минор.
2. Двухголосная инвенция до мажор.
3. Токката ре минор для органа.
4. ХТК I том. Прелюдия до мажор.
5.Фуга ре минор для органа.
м.п.
После шестого блока заданий – музыкальной викторины – ученики меняются контрольными работами. Педагог зачитывает правильные ответы на каждый вопрос, дети, если это необходимо, исправляют ошибки. Подводится итог. Если в задании один правильный ответ, выставляется отметка “1”, два правильных ответа – отметка “2” и т. д. до “5” (так как в каждом задании пять вопросов).
В контрольной работе шесть заданий, соответственно каждый ученик получает шесть отметок, все они суммируются, полученный результат делится на шесть и выставляется окончательная оценка, а рядом с ней большая печать (желательно с нотным станом и скрипичным ключом).