Тип урока: постановка учебной задачи (изучение нового).
Форма урока: групповая, фронтальная.
Цель: формирование знаний детей о падежах имен существительных.
Задачи:
- неодушевленных имен существительных мужского рода, единственного числа с нулевым окончанием, отвечающих на вопрос что?;
- содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группе;
- развивать у учащихся рефлексивные действия в процессе учебной деятельности на уроке.
Оборудование:
- для детей: листы ватмана, маркеры, карточки со словами;
- для учителя: магнитофон, карточки с опорными словами.
Ход урока
1. Организация класса на работу.
1.1. Приветствие.
(Класс разделен на 4 группы. В каждой группе 6-7 учащихся. Столы расставлены «островками», так чтобы учащимся было удобно общаться со всеми членами группы.)
1.2. Приветствие «Мы и наше имя».
Инструкция: на листе ватмана необходимо по вертикали записать название своей команды, а по горизонтали расшифровать это название качествами, которые вас объединяют.
Например: команда БЭМС
Б – боевые,
Э – энергичные,
М – молодые,
С – симпатичные.
Листы ватмана вывешиваются на доску, зачитываются учащимися.
2. Актуализация знаний.
2.1. Повторение о составе слова.
Что такое основа слова? Какую нагрузку несет на себе основа слова?
Что такое окончание? Какова его роль?
На доске 2 предложения:
1) У Тани есть кукл□ и рыбк□.
Понятен ли смысл слов? Что неясно?
В основе заключается смысл данного слова. (Вывешивается карточка на доску)
- Смысл слова.
Мы это знаем? (Ставим +)
2) У Тани есть ׀_____׀а и ׀_____׀и .
В окончании спрятан признак числа, рода, а также падежа. (Вывешивается карточка на доску)
- Число, род, падеж.
Мы это знаем? (Ставим +)
2.2. Повторение о падежах.
Что значит изменить слово по падежам? (изменить по вопросам)
Вывешивается карточка на доску.
Падеж произошло от латинского слова «падать». Слова, употребляясь в речи «падают» той или иной формой. И таких падений 6. Знаем это? (Ставим +).
Почему к каждому падежу мы ставим 2 вопроса? (Сущ. одуш. и неодуш.)
Работа в группах.
На листах в группе измените по падежам слово.
Задание для групп: остров, берег, город, ветер.
Работы вывешиваются на доску. Зачитываются. Что общего во всех словах? (Сущ., неодуш., м. р., в И. п. и в В. п. имеют нулевое окончание)
3. Создание проблемной ситуации.
Мы видим, что в Им. п. и в В.п. слова имеют одинаковые окончания. Можно ли допустить ошибки в определении падежа имен существительных?
Значит, надо научиться различать, где слово стоит в Им. п., а где в В.п.
4. Поиск решения проблемы.
4.1. Работа в группах.
На доске записаны два предложения.
- Мореплаватели открыли необитаемый остров;
- В океане затерялся необитаемый остров.
В предложениях есть одинаковое слово. Остров. Давайте, сравним, что общего у этих слов. Делается запись на доске.
1. [о с т р а ф ] = [о с т р а ф ] одинаково звучит
2. сущ. = сущ.
3. м. р. = м. р.
4. ед. ч. = ед. ч.
5. □ = □
6. И. п. = И. п. ? Значит и падеж должен быть одинаковый или нет?
А как нам это доказать?
Ваша задача в группах доказать, в каком предложении слово стоит в им. п., а в каком в в. п. Возможны разные доказательства.
Чтобы нам было легче разобраться в этом, я предлагаю сейчас в каждой группе поставить данные слова в Им.п. и в В. п. А мы посмотрим, где же у нас есть различия.
Задания на карточках.
- 1 группа: артист, чемодан,
- 2 группа: рассказ, крокодил,
- 3 группа: слон, альбом,
- 4 группа: человек, снег.
Слова сгруппировываются в 2 группы. Делается вывод.
Им. п. |
В. п. |
Им. п. |
В. п. |
чемодан□ |
чемодан□ |
артист□ |
артиста |
рассказ□ |
рассказ□ |
крокодил□ |
крокодила |
альбом□ |
альбом□ |
слон□ |
слона |
снег□ |
снег□ |
человек□ |
человека |
(□ Им. п. = □ В. п.) (□ Им. п. ≠ □ В. п.)
В первом столбике – неодушевл. имена сущ.,
Во втором столбике – одушевл. имена сущ.
Как отличить сущ. в Им. и В. п.?
Нужно «поиграть» со словами. Заменим неодушевленное существительное одушевленным.
Вернёмся к предложениям и мысленно заменим неодушевленное сущ. одушевленным. Подставим вместо слова остров любое одуш. сущ. Например, слово слон.
Мореплаватели открыли необитаемого слона. (В. п.)
В океане затерялся необитаемый слон. (И. п.)
Динамическая игра «Арам-зам-зам».
5. Закрепление изученного материала.
А теперь посмотрим, как мы поняли то, о чём говорили. Я даю простое задание в группах определить, где одушевленное, а где неодушевленное существительное.
Слова на карточках:
Колобок, полк, мертвец, покойник, труп.
Чтобы правильно ответить на вопрос, надо поставить слова в В. п.
Колобок – вижу колобка – одуш. сущ.
Полк – вижу полк – неодуш. сущ.
Мертвец – вижу мертвеца – одуш. сущ.
Покойник – вижу покойника – одуш. сущ.
Труп – вижу труп – неодуш. сущ.
Не следует забывать, что в русском языке мы работаем не с предметом, а со словом, с его грамматическими формами.
6. Итог урока.
6.1 Рефлексия Микрофон»
Инструкция: В ваших руках микрофон. Скажите в него громко и чётко одно только слово – каким был сегодняшний урок.